Раушания Ганиева
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «От костра до лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
1. Дать детям представление о техническом прогрессе на примере знакомства с историей развития осветительных приборов – электрической лампочки.
2. Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.
3. Вызвать у детей желание узнать новое, неизведанное. Формировать интерес к истории.
ОБОРУДОВАНИЕ:
длинная тонкая сухая щепка; керосиновая лампа; подсвечники; свеча, спички, блюдце; электрическая лампочка, светильник; карты с изображением осветительных приборов разных времен.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе „От костра до лампочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Электрическая лампочка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ознакомление с значением слов лучина, фитиль, керосиновая лампа, торшеры, маяк.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Средства освещения – от костра до керосиновой лампы. Техника безопасности при использовании спичек.
2. Период от газовых фонарей до электричсекой лампочки.
3. Применение электрической лампочки в жизни современных людей.
4. Составление цепочки “История появления лампочки” (Дидактическая игра).
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
- Дети, почему у нас в группе так темно?
Дети: Свет не включен.
-А давайте включим! (Свет включается).
- А вам хорошо было в темноте?
Дети: Нет.
- Почему людям плохо без электрического света?
Дети: в темноте ничего не видно и сделать ничего нельзя.
- Ребята а вы знаете откуда свет появился? Как Вы думаете, а лампочки всегда были?
Дети: Нет.
- Сегодня мы с вами отправимся в то время, когда люди только появились и начнем строить цепочку возникновения света (электрической лампочки).
2. Основная часть.
- Давным-давно люди жили в пещерах.
- Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?
Дети: Разжигали костер.
-Разводили огонь, на котором готовили пищу и грелись. От костра в пещере было и светло, и тепло. (Показ картины) А когда отходили от костра они пользовались факелами. Факел – это палка намотанной на неё просмоленной паклей. Пакля - грубое волокно. Факел сильно коптит, от него много дыма. (Показ картины)
- Прошло много-много лет, люди научились делать дома и стали жить в них. А тепло надо откуда-то брать! И пришлось им костер спрятать в печь из камня и кирпича. А почему (Показ картины)
Дети: если разводить костер дома, то дом загорится.
-Правильно, дом просто-напросто сгорит.
- Затем люди начали использовать лучину. По вечерам, чтобы было светло, зажигали лучину. А что же такое лучина?
Дети: Деревянная палка.
- Лучина – это сухая тоненькая и длинная щепка. (Показ картины)
МИНИ-ОПЫТ: Зажечь щепку и показать детям как она горит. Предложить ответить на вопросы: Долго ли горит лучина? Удобна ли она в использовании?
Дети: Лучина горит недолго, её нужно часто менять. Людям использовать её было неудобно.
- Правильно. Это было не очень удобно и люди придумали свечу. (Слайд 5) А как зажечь свечу, ребята?
Дети: Поднести спичку к центру свечки.
-Думаете правильно!
-Ребята, а в наши времена, часто зажигают свечи? Где вы их видели?
Дети: Сейчас свечи зажигают на новогодних ёлках, на праздниках.
-Правильно, в наше время свечи повсеместно не используют. А только на праздниках. А 100-200 лет назад во дворцах, на улицах, в домах, театрах горели свечи. Они были поставлены в специальные приборы, которые называются подсвечниками. (Показ картины)
-Представьте везде горели свечи и от них в комнатах становилось жарко и душно.
МИНИ-ОПЫТ: зажечь свечу, подставить над пламенем стекло или блюдце, и предложить детям понаблюдать за тем, ка горит свеча. Задать вопросы: Долго ли горит свеча? А чем неудобна свеча?
- А благодаря чему свеча горит?
- Внутри свечи поставлен фитиль. Фитиль – закрученный материал, который горит. (Показать разрезанную пополам свечу). Когда зажигают свечу, спички подносят к фитилю.
Дети: Свеча горит дольше, чем лучина, но недолго. В использовании тоже неудобна. Ею можно обжечься.
-Правильно, от свечи может случиться пожар. Часто виновниками пожара становятся дети: берут без разрешения спички, зажигают их в доме. Когда спичка начинает жечь руку, бросают её, огонь может попасть на занавеску,бумагу, обои. Огонь быстро распространяется, дети пугаются и убегают. Поэтому, ребята, никогда не берите в руки спички, не играйте с огнем! (Показ картины)
- Продолжим составлять нашу цепочку. Со временем люди научились делать керосин и придумали лампы. (Показ картины) Удобна ли керосиновая лампа? (Показ керосиновой лампы).
- Удобна ли керосиновая лампа?
Дети: Да. Она застекленная, при ветреной погоде пламя не потухнет.
-С такой лампой можно было выходить и в дождь, и в снег, и в ветер. Действительно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь. И здесь нужно было быть аккуратным.
- В домах было светло, а на улице?
Дети: Темно.
-А почему?
Дети: Улицы ничем не освещались.
-Правильно. На улице было темным-темно. Вот и придумали люди уличные газовые фонари. (Показ картины). По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал каждый фонарь, взбираясь по лесенке. Это было неудобно.
- Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья. А теперь послушайте загадку:
Огонёк в стекле запаян, как зажёг его хозяин? Что это?
Дети: Лампочка (Показ картины)
-Правильно, обычная на вид кажется, электрическая лампочка. Когда появилось электричество, Русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и по сей день освещает наши дома! (Показ картины)
- Электрическая лампочка очень удобная, как думаете чем?
Дети: Тем, что её не приходится зажигать спичкой. Меняешь редко.
-Да, ярко светит, щёлк-включил, щёлк-выключил. От них ни запаха, ни дыма.
-Ребята, а где теперь используют электрическую лампочку.
Дети: Лампочку закручивают в люстру, в светильники.
-Теперь в наших домах много красивых светильников. Среди них люстры, настольные лампы, торшеры. (Показ картины)
- Ребята, а где ещё можно увидеть свет? Как в темноте находят дорогу машины? Корабли?
Дети: У машин есть фары. А кораблям путь освещает маяк.
-Правильно, на машине есть фары. Ночью ничего не видно, поэтому и у машин есть такая световая установка. Маяки стоят в море, около рек. Они тоже освещают путь.
3. Заключительная часть.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что вы интересного узнали?
Дети: Мы сегодня говорили о том, как возник свет, электрическая лампочка.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру. Называется она “История появления лампочки”. Я вам раздам карточки с различными видами осветительных приборов, а вы должны будете их разложить по порядку, по мере их появления.
(Проведение дидактической игры)
-И помните ребята, неосторожное обращение со светом приводит к пожарам.
-Молодцы!