Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по рисованию «Гжельский чайник для Федоры»

Людмила Ишеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по рисованию «Гжельский чайник для Федоры»

Программное содержание.

Закреплять умение рисовать традиционные виды растительного орнамента гжельской росписи: «волнистые линии», «сеточка», учить рисовать цветок в технике «мазок», различать гжельскую розу и гжельский букет.

Учить создавать композиции по мотивам гжельской росписи, использовать типичные для них элементы и колорит при создании собственных узоров; знакомить с законом «триады».

Развивать чувство цвета при составлении оттенков одного вида.

Продолжать знакомить с народным искусством гжели; воспитывать интерес к нему.

Развивать творческое воображение, эстетический и художественный вкус.

Предварительная работа: чтение сказки «Федорино горе», рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.

Методы и методические приемы: беседа, вопросы к детям, игровой момент, рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвет, положение, выполнение работ детьми, анализ детских работ.

Материал: Иллюстрации с гжельской росписью, образцы работ, трафареты чайников, дидактический материал, краски, кисти двух размеров, салфетки, вода, кукла Федора, домик, запись инструментальной музыки.

Непосредственная образовательная деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я пригласила вас сюда не случайно. Мы будем знакомиться с народно- декоративным искусством.Послушайте отрывок из сказки:

-Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают

А за ними блюдца, блюдца

Дзинь – ля-ля, дзинь – ля-ля!

- Ребята, скажите, из какой сказки К. И. Чуковского этот отрывок? («Федорино горе»).

-От кого убежала вся посуда?

-Почему?

Смогла ли Федора вернуть посуду?

И когда к ней вернулась вся посуда: и чашки, и ложки, и блюдца, и чайник. Федора отмыла их и обещала больше посуду не обижать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по рисованию «Гжельский чайник для Федоры»

Стук в домик.

- Ой, ребята, кто это там стучит?

- Да это Федора Егоровна сама к нам пожаловала в гости.

- Здравствуйте, ребята! Я услышала краем уха, что речь здесь идет обо мне, и пришла к вам.У меня такое горе: убежала вся посуда, но потом я поняла, что надо ухаживать за посудой, мыть ее и больше не обижать.

-Ребята, давайте мы сделаем Федоре приятное, приготовим ей подарок за то, что она стала добрая. Мы с вами распишем ей чайник.

Сине- белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими

Нежными красивыми.

- Ребята, кто знает, как называется такая роспись? (гжельская).

- Я вам расскажу, что же это за гжель. А вы вместе с Федорой послушаете.

- В Подмосковье, на реке Гжелка, есть старинный город Гжель, где живут удивительные мастера, которые делают посуду, игрушки и другие предметы быта из глины и раскрашивают ее только синей краской. Но прошло много лет, прежде чем гжель стала такой, какой мы ее знаем сейчас. Давным-давно изделия из гжели расписывали желтым, зеленым, коричневым, синим и вишневой красками.

Но сегодняшняя гжель явилась к нам в бело- синем наряде. Художники рисуют гжель только синей краской на белой посуде, но с множеством оттенков этого цвета. Если художник нажимает на кисточку сильнее, цвет получается темно - синий, если слабее, то светло - голубой.

Чего только не делают в Гжели! Посуду, игрушки, предметы быта.

Вот петух с пышным хвостом, это задира- кошка, выгнувшая спину, гордый конь.

А такой лев никому не страшен, он немножко смешной, грива - то его как роза. А это девушка трактористка. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордиться трактористка своей работой. А чайники! Какой чайник лучше и сказать нельзя. А этот совсем необычный, невиданный. Его словно составили из двух чайников, и он раздулся от важности. Из таких чайников приятно пить чай.

Эта скульптурка называется «чаепитие», где барышни пьют чай.

Вот и мы с вами, ребята, распишем сегодня чайник для Федоры, из которого она будет пить чай со своими подругами и нас вспоминать. Тебе хочется иметь красивый чайник, Федора?

-Да, хочется.

- Для того, чтобы вспомнить, как рисуются элементы гжельской росписи, мы поиграем в игру «Разрезные картинки».

-У вас в конвертах разрезанные картинки. Посмотрите внимательно на узор, изображенный на образце чайника и составьте из отдельных частей целый чайник. Федора посмотрит, как вы работаете.

Мастера гжельской росписи часто на своих изделиях рисуют цветок, который называется «гжельская роза». Вроде везде роза одна и та же, но каждый раз другая. Посмотрите на эти чайники. На этом чайнике – одна крупная роза, а на другом - букет из нескольких роз.

Для того, чтобы нарисовать эту розу, надо большой кистью широким мазком нарисовать лепестки: сначала с одной стороны, а затем с другой так, чтобы они смотрели друг на друга. Затем рисуем нижние лепестки, тоже мазком. Середину цветка мы распишем элементом «сеточка». Ребята, кто покажет, как нужно нарисовать такую розу?

Такой же сеточкой, только крупной разрисуем крышку чайника. На крышке есть элемент «капелька». Как можно нарисовать этот элемент? (кончиком кисти).

Верх и низ чайника можно украсит волнистой линией.

Кто покажет, как рисовать «завитки»?

Второй чайник расписан тоже розами, но они собраны в букет. Букет состоит из трех роз. Три розы - это как бы семья,состоящая из трех человек: папы - это большой круг, мамы – круг поменьше и маленький круг - их ребенок. Круги рисуем светло - голубой краской. Для этого на кисточку берем чуть- чуть синей краски, и добавляем воды. Затем дадим подсохнуть кругам. В это время разрисовываем крышку чайника. Когда высохнет краска на кругах, в центре их рисуем круглую серединку, а по краю закругленные лепестки, нарисованные полукруглыми дужками (показываю).

Затем эти цветы соберем в букет, подрисуем стебель кончиком кисти и листочки. Когда закончите расписывать чайник, обведите контур синей краской сплошной линией. Это придает изделию законченный вид.

При расписывании гжели кисть нужно держать тремя пальцами вертикально, чтобы другой конец кисти смотрел в потолок.

Расписывать чайник начинают с крупных элементов – цветов. Круги для роз и широкие мазки лучше рисовать большой кистью, а все остальные детали маленькой.

Рисунок можно поворачивать как вам удобно.

Ребята, используя элементы гжельской росписи, проявите фантазию, творчество, воображение и придумайте свой узор для чайника и распишите его для Федоры.

Рисовать нужно только синей краской. А сейчас все встаньте, мы сделаем несколько упражнений. (Физкультминутка).

Пока вы рисуете, Федора будет рассматривать узоры на чайниках, и наблюдать за вашей работой, ей тоже интересно. Правда, Федора?

Анализ занятия от имени Федоры. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель»Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель» Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи. Дидактическая игра «Узнай элементы узора» Цель: обобщение и закрепление.

Создание детьми альбома детского художественного творчества (виды народного декоративно — прикладного искусства).Создание детьми альбома детского художественного творчества (виды народного декоративно — прикладного искусства). Цель: Знакомить детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Задачи: • учить замечать художественные элементы,.

Библиотека изображений:
  • Посуда
  • Посуда
  • Посуда
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по рисованию «Гжельский чайник для Федоры»
Опубликовано: 4 октября 2014 в 19:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Профессиональный праздник банковского работника России не утверждён официально, на государственном уровне. Но это не мешает его отмечать, а некоторым губернаторам и другим чиновникам высокого ранга –...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Поучительной сказке-пьесе С.Я.Маршака «Кошкин дом» посвящена тема сегодняшнего дня. На этом сказочном, но поучительном, материале выросло не одно поколение россиян и «Кошкин дом» по-прежнему остается...


Горячие темочки