МААМ-картинки

Конспект НОД в средней группе «Семейные обычаи на Руси» (9 фото)

Татьяна Киргизбаева
Конспект НОД в средней группе «Семейные обычаи на Руси»

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Программные задачи:

- расширять и углублять представления детей о нашей стране, о старинных семейных традициях;

- формировать представления о старинных русских именах;

- познакомить детей с избой, с предметами старинного русского быта (лапти, чугунок, сундук, печка, ухват, колыбелька, самовар)

- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества

через игры, песни;

Публикация «Конспект НОД в средней группе „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

- воспитывать у детей познавательный интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ, воспитывать интерес к русскому фольклору;

- развивать познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Активизация словаря: изба, лапти, тезка, чугунок, сундук, ухват, колыбелька.

Подготовительная работа:

- чтение и слушание русских народных сказок;

- рассматривание иллюстраций;

- разучивание песен, игр.

Материалы и оборудование:

аудиозаписи с русской народной мелодией, массажные коврики, атрибуты зимнего леса, атрибуты русской избы, колыбелька, кукла – малыш, макет волшебного камня, деревянные ложки для игры, посуда и заваренный чай для опытно-экспериментальной деятельности, посуда для чаепития.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Ход ННОД

ДЕТИ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МЕЛОДИЮ ВХОДЯТ В ЗАЛ.

Вос-ль: «Дети, а вы любите путешествовать?»

Дети: «Да».

Вос-ль: «Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу».

Дети: «Снег, деревья, волшебный камень».

Конспект НОД в средней группе «Семейные обычаи на Руси»

Вос-ль: «Дети, а что же это за камень? А камень—не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ - ДАЛЕКО НЕ УЙДЕШЬ,

ПРЯМО ПОЙДЕШЬ - В ДРУГУЮ ГРУППУ ПОПАДЕШЬ,

НАПРАВО ПОЙДЕШЬ - МНОГО ИНТЕРЕСНОГО НАЙДЕШЬ.

Дети, куда пойдем?

Дети: «Направо».

Вос-ль: «А где же правая сторона»?

Дети указывают правую сторону.

Фото «Семейные обычаи на Руси»

Вос-ль: «Ну что же, в путь»!

Дети идут по массажному коврику:

МЫ ШАГАЕМ ПО СУГРОБАМ,

ПО СУГРОБАМ БЕЛОЛОБЫМ,

ПОДНИМИ ПОВЫШЕ НОГУ,

ПОКАЖИ ДРУГИМ ДОРОГУ!

Конспект НОД в средней группе - фото

Дети проходят в зону «Изба».

Фото №1 Цель Продолжать знакомить детей с традициями русского народа

Вос-ль: «Вот мы и пришли. Я хозяйка этой избы. Милости прошу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Изба у меня небольшая, да красивая какая

На убранство поглядите, да про все мне расскажите.

Воспитатель показывает чугунок: «Дети, а что это»?

Дети: «Чугунок».

Вос-ль: «В нем варили кушать».

Вос-ль показывает лапти: «Дети, а это что»?

Дети: «Лапти».

Вос-ль: «А для чего нужны лапти»?

Дети: «Их надевали на ноги».

Воспитатель обращает внимание на сундук: «А это что?»

Дети: сундук.

Вос-ль: «А кто знает, для чего он нужен?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Дети, в старые времена на Руси люди складывали в сундук вещи, игрушки.

Вос-ль обращает внимание детей на печь: «А это что?»

Ответы детей.

Вос-ль: В каждой избе была печь, она не только согревала жилище, но и кормила людей. Печка была всегда горячей. Чугунок, в котором варилась еда, тоже был горячим. Как вы думаете, можно было взять его руками?

Ответы детей.

Вос-ль: Вот для этого пользовались ухватом.

Воспитатель показывает как это делается.

Раздается звук плача ребенка.

Фото №2 Программные задачи расширять и углублять представления детей о нашей стране о старинных

Вос-ль: Дети, а что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу.

Вос-ль: «Дети, посмотрите, вот кто плачет. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому плачет. Давайте покачаем». Кто-нибудь из детей качает, плач стихает.

Вос-ль: С давних пор на Руси повелось, когда рождается ребенок, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только оно будет не простое, а старинное. А кто из вас знает старинные русские имена?

Дети предлагают, выбирают одно имя—ребеночка называют Егорушкой.

Вос-ль: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его будут ласково называть Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и наше имя растет. А вы знаете, как вырастит ваше имя? Как вас будут называть, когда вы вырастите большими?

Ответы детей: «Сейчас меня зовут Ира, а когда вырасту, то будут называть Ириной».

Вос-ль: Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. Они у вас очень красивые. Но наши имена принадлежат не только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети: «Тезки».

Вос-ль: А у нас в группе есть тезки?

Дети: Да, Дима Щербаков и Дима Романов. Арина Волохова и Арина Московина.

Вос-ль: Молодцы, дети. Пока мы свами беседовали об именах,наш Егорушка стал засыпать. Мы положим его в колыбельку. Кто знает, что такое колыбелька?

Дети: Это кровать, где спят дети.

Вос-ль: А что вам родители делают перед сном?

Дети: Поют песни колыбельные.

Вос-ль: Дети, давайте, и мы с вами споем колыбельную для Егорушки.

Дети вместе с воспитателем поют колыбельную.

БАЮ – БАЮШКИ – БАЮ

Я ТЕБЕ ПОКОЙ ДАРЮ.

ВЕТЕР В ОКНА К НАМ СВИСТИТ,

СНЕГ ПО УЛИЦЕ КРУЖИТ.

В НЕБЕ ЗВЕЗДОЧКА ГОРИТ:

«СПИ, СЫНОЧЕК, - ГОВОРИТ –

БАЮ – БАЮ – БАЮ – БАЙ

СПИ, ЕГОРКА, ЗАСЫПАЙ!»

Вос-ль: Вот и уснул наш Егорушка. Когда вы вырастите, тоже будете петь колыбельную для своих детей. (Дети укладывают Егорку в колыбельку). Давайте уйдем из избы и не будем мешать нашему малышу.

В давние времена взрослые устраивали в день рождения праздник,где играли в русские народные игры. Мы свами умеем играть в игру «Ручеек». Давайте поиграем.

Вос-ль: Дети, издавна на Руси дни рождения отмечали чаепитием. А у вас дома устраивают чаепитие?

Ответы детей.

Вос- ль: Я хочу открыть вам секрет. Чай бывает черный, бывает зеленый. (Показ заваренного черного и зеленого чая.) А чтобы чай стал вкуснее, люди придумали в него добавлять ягодки и листочки цветов. Давайте, попробуем узнать, что добавили в этот чай. (Дети нюхают и пытаются отгадать, что в него добавлено).

Ответы детей.

Фото №3 Активизация словаря изба лапти тезка чугунок сундук ухват колыбелька

Вос- ль: А еще чай бывает разным на вкус. Давайте попробуем угадать, что добавили в чай, с закрытыми глазами. (Просто чай для сравнения, с сахаром, с лимоном).

Я ХОЧУ ОТКРЫТЬ СЕКРЕТ И ПОЛЕЗНЫЙ ДАТЬ СОВЕТ:

ЕСЛИ, ХВОРЬ С КЕМ ПРИКЛЮЧИТЬСЯ, ЧАЕМ МОЖЕТЕ ЛЕЧИТЬСЯ,

ЧАЙ ВСЕХ СНАДОБИЙ ПОЛЕЗНЕЙ, ПОМОГАЕТ ОТ БОЛЕЗНЕЙ.

ЧАЙ В ЖАРУ НАС ОСВЕЖАЕТ, А В МОРОЗЫ СОГРЕВАЕТ.

И СОНЛИВОСТЬ ПЕРЕБОРЕТ И С УСТАЛОСТЬЮ ПОСПОРИТ,

СОКРУШИТ ЛЮБОЙ НЕДУГ, ЧАЙ ЗДОРОВЬЮ - ЛУЧШИЙ ДРУГ!

ТАРЫ – БАРЫ – РАСТАБАРЫ, ВЫПЬЕМ ЧАЙ ИЗ САМОВАРА.

СТОЛ НАКРОЕМ ДЛЯ ГОСТЕЙ, ЧТОБЫ БЫЛО ВЕСЕЛЕЙ.

Накрывают на стол, ставят самовар.

Вос- ль: Дети, кто помнит, в каком произведении мы встречали самовар?

Ответы детей.

ПОСИДЕТЬ ЗА САМОВАРОМ РАДЫ МЫ НАВЕРНЯКА,

ЯРКИМ, СОЛНЕЧНЫМ ПОЖАРОМ У НЕГО БЛЕСТЯТ БОКА.

ПРОИШЕСТВИЕ НЕ ОБЫЧНОЕ – ПРОПАЛИ ГДЕ-ТО ЛОЖКИ.

ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ НАШИ ЛОЖКИ ОТЫСКАТЬ.

Пока звучит музыка – дети гуляют, музыка заканчивается, дети приносят ложки воспитателю (деревянные ложки)

Вос-ль: Дети, я знаю, что вы умеете играть на этих ложках – ведь это музыкальный инструмент. Давайте, покажем нашим гостям, как мы умеем играть. Дети играют на ложках под русскую народную мелодию.

Фото №4 Подготовительная работа чтение и слушание русских народных сказок рассматривание иллюстраций разучивание песен игр

Вос-ль: КАКОЙ ЖЕ СЛАВНЫЙ СТОЛ НАКРЫТ

И САМОВАР ДАВНО ШИПИТ

ЧАЁК ЗАКИПАЕТ, НО ЧЕГО – ТО НЕ ХВАТАЕТ!

Я ЗНАЮ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ! ВСЕГДА НА РУСИ К ЧАЮ СТАВИЛОСЬ УГОЩЕНИЕ – ПИРОГИ ДА СЛАДОСТИ.

НЕУЖЕЛИ НАМ ПРИДЕТСЯ ЧАЙ БЕЗ ПИРОГОВ ПИТЬ?

ВХОДЯТ МАМЫ, И ВЫНОСЯТ ПРИГОТОВЛЕННЫЕ ИМИ ПИРОГИ.

МАМА: мы слышали, что сегодня вы научились чай заваривать. А мы к вам с угощением. Знаете, ребятки, что в старину праздничный хлеб, который пекли на праздник стали называть пирожком. Вот и мы принесли свой праздничный хлеб. Угощайтесь на здоровье! Мы для вас старались!

ДЕТИ БЛАГОДАРЯТ.

Вос-ль: а пока накрывают на стол, мы вместе с родителями поиграем в русскую народную игру «Ручеёк»

ЧАЕПИТИЕ.

Фото №5 Интеграция образовательных областей Здоровье Физическая культура Социализация Безопасность Коммуникация Музыка Познание Чтение художественной литературы Фото №6 Ход ННОД ДЕТИ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МЕЛОДИЮ ВХОДЯТ В ЗАЛ
Публикации по теме:

План мероприятий в мини-музее «Русская изба» Месяц проведения Тема, форма мероприятия Цель Сентябрь «В горнице моей» совместная деятельность Познакомить детей с русским народным бытом,.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 31 марта 2014 в 21:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД