Конспект НОД «Берегите степь» в рамках года экологии

Элеонора Четырёва
Конспект НОД «Берегите степь» в рамках года экологии

БЕРЕГИТЕ СТЕПЬ.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в рамках года экологии.

Автор – Четырёва Элеонора Шалвировна – музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад «Алтн Булг» с. Цаган Аман, Юстинского района, Республики Калмыкия

Цель: Продолжать знакомить детей с обитателями и растениями степи. Развивать творчество, любознательность, память, внимание, исследовательские навыки.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Закрепить умение детей различать различные объекты природы по внешнему виду. Уточнить животных и растения, занесенные в Красную книгу Калмыкии. Обогащать речь детей. Развивать их коммуникативные навыки. Учить видеть красоту природы родной степи на примере репродукций художников Калмыкии, стихов калмыцких поэтов, музыкальных произведений калмыцких композиторов.

Предварительная работа, наглядный материал и рекомендации по использованию картотеки в разделе «ПРИЛОЖЕНИЕ»

Звучит фонограмма симфонической картинки «Степь» П. Чонкушова.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ

Друзья, совсем недавно, в начале весны, мы с вами были в увлекательном путешествии по нашей степи. Вспомните, что интересного мы там увидели? Кого встречали? Что нового увидели? (ответы детей)

Молодцы. Всё помните. С момента нашей первой встречи со степью прошло немало времени. Кое-что в ней уже изменилось. Каждый день мы обнаруживаем вокруг себя что-то новое. Можно не замечать этого, а можно задуматься обо всём, что видишь вокруг. И тогда вы все полюбите красоту родной степи особенной любовью.

Вы готовы к новому путешествию (ответы) Тогда в путь! Становитесь парами. Степь совсем недалеко. Её можно увидеть в окно, но попасть в неё можно только через оживлённую дорогу – трассу.

Звучит весёлая музыка. Дети идут вдоль зала. В конце паласа обозначена «зебра». Если дети сами заметят её и осуществят переход дороги по «зебре», то воспитатель в форменной фуражке и с жезлом в руке, представившись постовым ДПС, похвалит детей за внимание и соблюдение ПДД.

Если будут нарушения – соответственные действия постового.

-2-

Вот мы и в степи – широкой, просторной. Ой! Смотрите (все присаживаются на корточки) Кто это бежит вдоль дороги, фырчит… Смотрите-ка, свернулся клубочком, иголки растопырил.

Дети узнают по описанию ежа.

Испугался глупенький. Мы же его не тронем? Покажите, как ёжик спрятался от нас?

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЗАРА БОЛАД БУЛТЫЯ»

Обратить внимание не только на точную подражательность, но и на произношение

- «Зара болад бултыя»

А это кто прошмыгнул мимо нас? А вот ещё. Встали, как столбики, и посвистывают. (дети узнают по описанию сусликов)

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЗУРМН БОЛАД ЗОГСИЯ»

Дети выполняют подражательные движения, произносят хором

- «Зурмн болад зогсия»

А что это за отверстия в земле? Как их много! Да, это норки сусликов, они очень глубокие.

К сожалению, ребята, есть до сих пор такие люди, которые из любопытства вливают в норки по нескольку вёдер воды.

Дети осуждают подобные поступки.

А давайте поиграем?

Вправо-влево повернитесь. В сусликов все превратитесь!

После превращения. Дети перебегают из воображаемой норки в норку – меняются местами, изображая сусликов.

СУСЛИКИ ХОДЯТ ДРУГ К ДРУГУ В ГОСТИ.

Вышли суслики из норок, Дружно встали на пригорок.

Быстро бегают, снуют. Как их много там и тут!

Внимание! Опасность!

Известно, степи его дом. И он хозяин просто в нём!

Хоть кругом и красота, но такая высота!

Нет, хозяин не боится с высоты большой скатиться -

Два могучие крыла у хозяина степи… (Орла)

Надо срочно превратить вас в детей. А то, что может случиться? (ответы)

А почему мы называем орла хозяином степи?

Дети отвечают, потому что он летает выше всех и всё видит. Его боятся мелкие грызуны.

Совсем недавно орлы были занесены в Красную книгу Калмыкии. Но исчезают орлы не потому, что их истребляют, а потому, что они любят

-3-

садиться на столбы и провода, по которым течёт ток. От тока они и погибают. Мы не можем с вами жить без света, а для орлов это погибель. Может, кто-нибудь из вас, когда вырастет, придумает, как защитить орлов – хозяев степи. Красивая, гордая птица. В орла нельзя не влюбиться. В мужских калмыцких танцах особое место занимает элемент движения «орёл».

Мальчики, давайте изобразим орлов.

Звучит танцевальная музыка «Танец орлов». Дети изображают парящих орлов.

Движение «орёл» на полусогнутых ногах и отведённых назад «крыльев» с гордо поднятой головой. Кружение на месте. Полёт друг за другом. Движения в парах.

Бывает и так, что орлы дерутся за добычу на земле и в воздухе

(картинка см. Приложение)

Попробуйте изобразить, как это происходит? Мне кажется, что орлу понравился наш танец. Он улетел, но оставил нам волшебное пёрышко. Вот оно.

(дети рассматривают перо орла)

Весна – это пора любви. И в степи тоже зарождается любовь между прекрасными степными птицами – журавлями-красавками. А вот и они.

Прилетели журавли, плавно ходят по степи

Длинноноги, длинношеи, грациозны и важны.

Послушайте, как кричат журавли-красавки.

(запись «Голоса птиц» «Крик журавля-красавки»)

Наблюдая за прекрасным танцем степных журавлей, хореографы создали прекрасный танец под калмыцкую песню «Тогрун шовуд». Этот танец есть в репертуаре «Тюльпана», нашего ансамбля «Иджилин айс», разучивают этот танец и наши детсадовские дети.

Многие художники, любуясь красотой степи, её обитателями, создавали прекрасные картины. Одна из них – «СТЕПНАЯ МЕЛОДИЯ» знаменитого калмыцкого художника Виктора Баталаева. Я горжусь тем, что у меня есть такая картина. Она настоящая. Я принесла её из дому. Это самое, что ни наесть, произведение искусства.

-4-

Не будем мешать журавлям. Отойдём на соседнюю полянку и поиграем. Когда-то, много лет назад, пока взрослые занимались своей работой, калмыцкие ребятишки сами себя развлекали, придумывая разные игры. Одна из любимейших игр всей ребятни – «ТАШМГ». Хорошо, что я прихватила ташмг с собой. Поиграем?

ИГРА «ТАШМГ»

Хорошо поиграли, молодцы. Мне нравится, что вы повзрослели, соблюдаете правила, не капризничаете, проявляете волю к победе. Но если вы проиграли – не беда! В другой раз обязательно повезёт. Надо только очень этого захотеть.

Мы с вами любуемся степными обитателями, а вы почувствовали, какой в степи необыкновенный запах? Вдохните поглубже.

Предложить детям закрыть глаза и вдохнуть запах полыни из ёмкостей с отверстиями. В степи много разных трав, но особое место среди них занимает полынь. Это запах полыни. А вот сама трава.

Я хочу рассказать вам ЛЕГЕНДУ О ПОЛЫНИ

Давным-давно случилась в степи вот такая история. Росла у одного бедняка юная красавица. Звали ее Полынь. Глаза были чернее ночи, губы – алее зари, лицо – белее первого снега. Была она кротка, работяща и влюблена в степной край.

Прискакал в те места сын богатого бая. Заносчив был он, лжив и хитер, как старая лиса. Ковыл, так звали его, долго и безуспешно добивался любви красавицы. И однажды гнусный лжец оболгал девушку. Наговорил про неё кучу всяких гадостей.

Девять лун скакала по степи красавица Полынь, обливаясь горькими слезами. И уже стала настигать ее погоня, которую вел самодовольный Ковыл. Тогда остановила девушка хрипящего скакуна, крикнула в степь:

- Скрой меня, спрячь, огради от позора!

И вдруг пропала. С того места разбежалась трава. Весной она горька, как горючая слеза девушки, а поздней осенью, когда умирают все травы, сладка и съедобна. Так стала Полынушка дочерью степи. Злой Ковыл тоже был обращен в траву. Семя его обладает зловредным, опасным свойством – въедливостью. Попадет оно в шерсть овцы и прошивает насквозь тело. Сторонятся его животные и люди тоже.

Полынь - очень ценное лекарственное растение.

Когда-нибудь вы подрастёте, уедите учиться или пойдёте в армию, - вы будете всегда вспоминать запах полыни – запах вашей малой родины, такой горький и сладкий, такой родной.

-5-

Звучит симфоническая картинка «Степные напевы» П. Чонкушова. Дети выполняют динамическое упражнение с использованием подражательных движений.

ДИНАМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «МЫ ИЗОБРАЖАЕМ, КАК…»

Мы изображаем, как быстро мчится вдаль сайгак.

И, расправив крылья, вновь гордо реет сам орёл.

Суслик выскочил из норки, встал, как столбик и свистит.

Ветерок ковыль колышет… В воздухе пУлынь горчит.

Много интересного мы с вами знаем о степи, её обитателях и растениях. Но, самым главным чудом степи всё же является …

Степь калмыцкая весною как зеленый океан.

Словно в дымке голубой в ней качается тюльпан.

Тюльпан – один из семи чудес Калмыкии, настоящее украшение степи.

Тюльпаны Родины моей, цветете вы – и мир светлей!

Как он красив - тот пламенный цветок!

На длинном стебле горд и одинок.

(картинки см. Приложение)

В степи можно встретить три вида этого цветка. Самыми первыми расцветают белые тюльпаны – «подснежники». Чуть позднее появляются желтые и красные – тюльпаны Биберштейна и Шренка. Последний вид занесен в Красную книгу, но даже несмотря на охранный статус, площадь цветения красного тюльпана стремительно уменьшается.

Собирать степные тюльпаны нельзя – об этом должен помнить каждый пребывающий сюда. К тому же это еще и довольно бестолковое занятие: сорванные тюльпаны вянут и теряют свой вид в течение часа. В вазу букет не поставить, любимой не подарить, только выбросить там же в степи.

Говорят, что в степи можно отыскать и черный тюльпан, который цветет один раз в девять лет. Тот, кто увидит черный цветок, ни в коем случае не должен касаться его. Нужно просто постоять рядом и загадать желание. По легенде, встретить волшебный цветок можно лишь однажды в жизни, и эта встреча принесет счастье нашедшему его. Правда, есть одно условие: ни в коем случае нельзя раскрывать другим место, где растет черный тюльпан.

С тюльпаном связано очень многое. Наряду с лотосом, тюльпан считается священным цветком. Даже государственный ансамбль песни и пляски Калмыкии называется «Тюльпан». А сейчас изобразим с вами настоящее чудо, как из луковицы появляется тюльпан.

(волшебное пёрышко орла превращает всех в луковицы тюльпанов)

-6-

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД «РОЖДЕНИЕ ТЮЛЬПАНА».

На фоне симфонической картинки «Степь» П. Чонкушова.

В разное время поэты Калмыкии, любуясь красотой степи, писали чудесные стихи. Одно из них я сегодня вам прочитаю.

«БАЛЛАДУ О ДИКИХ ТЮЛЬПАНАХ» Д. КУГУЛЬТИНОВА

Тюльпан является исчезающим видом растений и занесён в Красную книгу. Берегите же степное чудо!

Пожалуй, самое популярное из стихотворений народного поэта Калмыкии Д. Кугультинова стихотворение «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!»

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Хрустально-звонкий воздух, и простор,

И колокольчик жаворонка трели.

-(Запись из серии «Голоса птиц в природе» «Песня жаворонка»)

У Григория Кукареки – знаменитого поэта Калмыкии есть, казалось бы, очень неприметная книжка «Пернатые обитатели степи». Степному жаворонку в ней отведено почётное первое место. Его описание на первой странице. Не зря же его называют певцом степи.

Вот как разнообразна природа степи. А сколько ещё неизведанного, нового. В степи всё происходит по своим правилам. И эти правила никто не должен нарушать. А сейчас отдохнём немного?

ФИЗМИНУТКА «АМРЦХАЯ».

Мне очень приятно было путешествовать по нашей степи с вами. Ведь вы такие чуткие, внимательные, добрые дети. Сохраните же эти качества на долгие годы. Берегите степь. Любуйтесь её красотой. Дышите её неповторимым воздухом. А дома сегодня же расскажите родителям, что

ОРЁЛ - ЭТО ХОЗЯИН СТЕПИ

ЖУРАВЛИ - ЭТО УКРАШЕНИЕ СТЕПИ

ТЮЛЬПАН - ЭТО ЧУДО СТЕПИ

ПОЛЫНЬ – ЭТО ЗАПАХ СТЕПИ

ЖАВОРОНОК – ЭТО ПЕВЕЦ СТЕПИ

Сейчас волшебное пёрышко поможет нам оказаться в детском саду. А свои впечатления о сегодняшнем путешествии нарисуйте в рисунках дома.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

БЕСЕДЫ О животных и растениях Красной книги Калмыкии.

Легенда о полыни.

СЛУШАНИЕ «Степь», «Родные напевы» П. Чонкушова

«Тогрун шовуд»

«Хальмг тег»

Серия «Голоса птиц в природе»

• Песня жаворонка

• Крик журавлей

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ «Рождение тюльпана»

«Полёт журавлей»

«Ковыль», «Тюльпан», «Зурмн»

«Наездники», «Орлы» Фон – калм. симфоническая музыка

ТАНЦЫ «Танец с тюльпанами»

«Танец орлов»

«Танец журавлей»

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН «Мелодия степи» В. Баталаев картина

СТИХИ КАЛМЫЦКИХ ПОЭТОВ «Тюльпан» Г. Кукарека

«Баллада о диких тюльпанах», «Как ты прекрасна…» Д. Кугультинова

ИГРЫ «Ташмг», «Суслики, берегитесь

орла!», «Кочевье», «Амрцхая»

Атрибуты к играм, мнемодорожки

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Мана тег»

Выставка детских работ

ЭКСКУРСИИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ

(С РОДИТЕЛЯМИ) «Берегите степь Запрещающие знаки

Публикации по теме:

Фотоотчет «В царстве елок». Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите елочку!»Фотоотчет «В царстве елок». Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите елочку!» Проект «Берегите елочку!»Вид проекта:исследовательско-творческий, агитационный. Продолжительность: краткосрочный. Цель:Воспитывать любовь.

Интегрированное занятие по экологии «Экскурсия в степь» (средняя группа) Образовательная задача: Закрепить представление детей о степи, о времени года весне. Продолжать работу по формированию экологических представлений.

Конспект интегративного занятия-игры в рамках проекта «Волшебная водичка» (3–4 года) Тема: «Весенние кораблики» Цели и задачи: (развивающие, обучающие, воспитательные): развивать эмоциональную отзывчивость; формировать умение.

Конспект НОД «Донская степь осенью» Конспект НОД «Донская степь осенью» Воспитатель: Цой Наталия Анатольевна. МБДОУ детский сад №38, «Россиянка», г. Каменск – Шахтинский, Ростовской.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по экологии «Берегите лес» Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему: «Берегите лес». Цель: формировать у детей осознанное, бережное отношение.

Конспект проекта по экологии «Берегите Землю» Конспект проекта по экологии в подготовительной группе по теме : «Берегите, Землю, берегите» Цель: -Побуждать детей к бережному отношению.

Мастер-класс для педагогов в рамках профессионального конкурса «Педагог года-2017». Номинация «Воспитатель года»Мастер-класс для педагогов в рамках профессионального конкурса «Педагог года-2017». Номинация «Воспитатель года» Звучит звук вьюги. Кружась выходит педагог. Приветствую вас! Я – Фея Снежинок. Меня к вам прислала Зима. Просила побольше снежинок.

План основных мероприятий ДОУ, в рамках объявленного Указом Президента РФ 2017 года-Годом Экологии. № Мероприятия Дата проведения Категория участников ответственный Методическая работа 1 Оформление наглядной агитации, папок-передвижек,.

Экологический праздник День Земли. Для детей разновозростной группы в рамках проекта «Берегите природу!»Экологический праздник День Земли. Для детей разновозростной группы в рамках проекта «Берегите природу!» Цель: формирование у детей экологического сознания, убеждение в необходимости беречь и охранять планету Земля, красоту и творение её природы.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД «Берегите степь» в рамках года экологии
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 10:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению шапочки для сказки «Колобок» в технике папье-маше
Здравствуйте, сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей создания шапочки персонажа для театрализованной деятельности в детском саду в технике...
Проект «Здравствуй, музей» для дошкольников
проект «ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ! » Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках...
Фотоотчет «День борьбы с туберкулезом» в детском саду
Ежегодно по инициативе Всемирной организации здравоохранения 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. История проведения этой акции...
Фотоотчет «Огород на окне»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! За окном еще лежит снег, а в каждой группе на подоконниках уже свой огород. Конечно же, мы знаем , что большое значение...
Детский мастер-класс по мозаике из цветной бумаги «Черепаха» для детей 6–10 лет
Цель: сделать черепаху в технике мозаика из цветной бумаги. Задачи: 1. Закрепить знания детей о черепахах: внешнем виде, среде обитания, чем...