ольга былинкина
Конспект НОД в форме беседы «Унылая пора! Очей очарованье» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Направление образования и развития (образовательная область) познавательное развитие (исследование живой и неживой природы)
Цель: закрепить представления детей о золотом периоде осени.
Задачи:
Образовательные - формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени; совершенствовать умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением; закрепить навык образования прилагательного от существительного; активизировать словарный запас (заморозок, ледостав, забереги).
Публикация «Конспект НОД в форме беседы „Унылая пора! Очей очарованье“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Развивающие - развивать память детей, воображение, мышление, познавательные интересы, речь через игры и игровые упражнения, стихи, пословицы, поговорки об осени;
Воспитательные - воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Виды деятельности познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная
Форма организации: индивидуальная, групповая, подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: вопросы, игра, использование художественного слова, напоминания
Оборудование: мультимедийный проектор, мнемотаблицы стихотворений.
Материал: дидактический материал по теме «Осень» (модели признаков осени, «Для чего дереву лист?», презентация «Листопад», карточки «Дары осени», кроссворд для каждого ребенка, мяч, репродукции картин.
Предварительная работа: рассматривание картин, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени. Знакомство стихами русских поэтов: А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье….»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель не объявляя автора и названия, выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье….») Обращает внимание на красоту поэтического выражения.
-Какое время года описал автор? Почему?
-Какое время года сейчас? Как вы догадались?
Воспитатель предлагает рассмотреть на модели и рассказать:
-Почему осенью люди носят с собой зонты и часто надевают плащи?
Скажите пожалуйста, какая бывает погода осенью? (Ответы детей)
У меня мяч осенний и волшебный,
Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.
Игра «Погода осенью».
Какая погода?
* Когда идет дождь – дождливая;
* Когда дует ветер - ветренная;
* Холодно - холодная;
* Пасмурно – пасмурная;
* Хмуро – хмурая;
* Сыро - сырая;
* Ясно – ясная.
-Отлично, все верно.
-Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку (ответы детей: осенние месяцы - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
2. Работа по теме
- А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (ответы детей: осень бывает ранняя и поздняя).
-Вспомните, как одевались люди в начале осени? Почему?
-Каким был лес в начале осени? Как изменится поздней осенью?
(Ранняя- радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Поздняя осень - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя)
-Осень это удивительная, неповторимая пора- увядание. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг. Одна из первых примет осени - на деревьях появляется разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы.
-Подумайте и назовите такую пору осени, когда деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона?
-Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Поэты пишут стихи об осени, композиторы-песни, художники-картины.
2.1. Работа с мнемотаблицами
-Кто из вас знает стихи об осени?
Вспомните и расскажите стихи, используя мнемотаблицы: Е. Трутнева «Стало вдруг светлее…», М. Садовский «Березы косы расплели…»,
2.2 Листопад
-Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву лист?»)
-Какие породы деревьев особенно красивы осенью?
Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы, листья рябины, клена. Потом листья начинают опадать с деревьев. Почему?
-Вспомните, чему вы радовались на прогулке, когда подул ветер? Что это был за дождь? (листопад)
Физминутка (свободное построение) «Игра с листочками» (ритмопластика)
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
2.3 Работа парами за столами с карточками «Дары осени»
-Красивое время года осень. Но любят ее люди не только за красоту. Как вы думаете, за что еще? (Ответы детей)
-Верно. Осень щедра дарами: и лес, и сады и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада и огорода (каждой паре дается задание найти дары осени (овощи, фрукты, грибы, дары леса)
Скажите, у вас есть любимый цвет? Вот и у Осени тоже есть свой любимый цвет. Если решим кроссворд, то узнаем его.
2.4 Решение кроссворда «Осень»
-Да, у осени любимый цвет золотой! Под впечатлением красоты золотой осени художники писали картины, а П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте посмотрим репродукции картин известных художников и послушаем «Октябрь» П. И. Чайковского.
3 Итог
Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа. Во время просмотра звучит музыкальное произведение «Октябрь» П. Чайковского. Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями. Педагог называет художников, названия картин.
- А. С. Пушкина очень любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще раз стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье…».
-Почему поэт так сказал про осень «унылая пора» и «очей очарованье»?
-Какая из репродукций картин подходит настроению стихотворения
-Какой осенний пейзаж хотели бы вы изобразить, если бы были художниками?