Получи документы

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем

Светлана Терехова
Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем

Унылая пора, очей очарованье

Задачи.

1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы Т. А. Ткаченко.

2. Развивать монологическую речь.

3. Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).

4. Закрепить и обобщить знания об изменениях в природе осенью.

Публикация «Конспект НОД „Унылая пора, очей очарованье“ по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем» размещена в разделах

5. Уточнить и обобщить представления у детей об условиях жизни растений, животных и людей осенью.

6. Формировать эстетическое отношение к осенним явлениям.

Предварительная работа.

1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т. А. Ткаченко.

2. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.

3. Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.

4. Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду».

5. Рассматривание пейзажных картин об осени в творчестве разных художников: И. И. Левитан «Золотая осень», Ю. И. Жуковский «Синяя вода. Золотая осень», И. И. Шишкин «Парк в Павловске», Р. Романов «Осень».

6. ИЗО-деятельность: рисование «Осень в парке», аппликация «Красивый осенний букет», аппликация «Осеннее дерево» (мозаика из бумаги).

7. Чтение стихотворений об осени. Например: Н. Павлова «Осенью», И Бунин «Листопад», В. Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся», «Белкина сушильня», Е. Благинина «Если встанешь на заре», К. Ушинский «История одной яблоньки».

8. Заучивание наизусть стихотворений об осени С. Маршака, Е. Трутневой, А. Плещеева.

Материалы к НОД.

1. Репродукции картин с пейзажами осени.

2. Схема Т. А. Ткаченко к описательным рассказам о временах года.

3. Букеты осенних листьев, колосьев, цветов для украшения группы.

4. Работы детей по ИЗО на тему осени.

Ход НОД.

Группа украшена букетами осенних листьев, колосьев, цветами и плодами – дарами осени. На стенах - работы детей по ИЗО-деятельности на тему осени.

Воспитатель читает стихотворение под негромкую музыку.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.»

Воспитатель. Ребята, о каком времени года это стихотворение?

Дети. Об осени.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Вы расскажете мне все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим с вами картины осени и будем составлять по ним рассказ. А сейчас расскажите мне о том, каким стало ваше настроение, когда вы услышали эти стихотворные строчки, эту негромкую музыку и увидели эти осенние букеты?

Дети. Немного грустное, сказочное.

Воспитатель. А как вам кажется, почему это стихотворение вызывает такие чувства?

Дети. Стихотворение об осени грустное, потому что осенью день становится короче, реже светит солнышко, часто бывают туманы, чаще идут дожди, облетают с деревьев листья, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель. Да, ребята, после веселого, жаркого лета наступает осень с ее частыми дождями, холодными ветрами, серыми тучами. Но разве осень вся такая – хмурая да серая?

Дети. Нет, осень бывает разная – теплая, бархатная, золотая, щедрая на урожай, а бывает и пасмурная, дождливая, хмурая. Это - поздняя осень.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я принесла вам картины осени (открывает детям картины). Они разные, как и сама осень. И рассказы об этих картинах у вас тоже будут разные. Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ :

первое окошко - солнце. Кто скажет, как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).

второе окошко - небо. А что вы расскажете об осеннем небе? (ранней осенью небо еще голубое, но появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное,дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).

третье и четвертое окошко - земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями? (ранней осенью трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую осень все деревья надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а поздней осенью листья с деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).

пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все теплее и теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой зонт от дождя).

шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об этом. ( осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты).

восьмое окошко – игры и занятия детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду на прогулке собираем красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).

Воспитатель. Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени. Теперь давайте послушаем стихотворения об осени.

Дети читают стихотворения

С. Маршак

Ранним утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

Е. Трутнева

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

И летят…летят. летят.

А. Плещеев

Птицы стаями летят,

Грустно. Дождь и листопад,

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это осень.

Птички улетели.

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны-темны ночи.

Воспитатель. Молодцы, спасибо. А теперь немного отдохнем и сделаем упражнение «Осень».

Проводится физкультминутка «Осень».

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал,

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель. А теперь давайте послушаем ваши рассказы об осени целиком. Кто хочет попробовать?

Дети составляют рассказы по картинам, опираясь на схему, остальные - дополняют рассказ.

Воспитатель. Еще у меня для вас припасены осенние загадки:

(желательно картинки-отгадки)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

Обидно ему: при погоде хорошей

Он где-то в углу позабыт - позаброшен,

Но стоит испортиться только погоде -

Вдруг вспомнят о нём, и гулять с ним выходят. (Зонтик)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Жёлудь)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Воспитатель. Ну вот, ребята, закончилось наше осеннее путешествие.

Скажите, пожалуйста, какой чей рассказ об осени вам понравился больше всего и почему. (анализирует ответы детей)

Воспитатель. Вы очень хорошо описали все признаки осени, и оказалось, что не такое уж и грустное это время года. Многие поэты, художники и композиторы любили осень за ее поэтичность, яркость красок и переменчивость погоды. Вот и я хочу в конце занятия прочитать свое любимое стихотворение А. Толстого «Осень» :

Осень! Осыпается весь наш бедный сад…

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Спасибо, наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе»Фотоотчёт «Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе» Фотоотчёт. Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе. Унылая пора! Очей очарованье.

Конкурс чтецов «Унылая пора! Очей очарованье!» КОНКУРС ЧТЕЦОВ. «Унылая пора! Очей очарованье!» Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Мастер-класс «Прекрасная пора, очей очарованье!»Мастер-класс «Прекрасная пора, очей очарованье!» Мастер-класс "Прекрасная пора, очей очарованье!" Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступило долгожданное бабье лето. Это потрясающе.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Очей очарованье (фотозарисовка)Очей очарованье (фотозарисовка) Очей очарованье Осень – загадочное время года. Она грустна, задумчива, лирична. Осень - это время опадающих листьев, последних теплых.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Унылая пора! Очей очарованье!»Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Унылая пора! Очей очарованье!» Соавторы данного мероприятия: Анахина Л. В., Задурова Л. Е., Проскурникова Л. А., Алексеева Ю. Н., Рыбинцева Т. В., Шоль Г. В. Цель: Обогатить.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Унылая пора или очей очарованье? Размышление об осени. ФотозарисовкаУнылая пора или очей очарованье? Размышление об осени. Фотозарисовка Унылая пора или очей очарованье? Размышление об осени. Фотозарисовка Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года. Уильям Каллен.

Унылая пора, очей очарование… или Печальное осеннее эссеУнылая пора, очей очарование… или Печальное осеннее эссе В Подмосковье лег снег, уже предзимье. Время так быстро летит, что не успеваешь налюбоваться красотой окружающей природы. Вроде, осень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 19:27
+199Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД