МААМ-картинки

Конспект НОД для детей с ТНР «Народная культура и традиции» (5 фото)

Анна Козачкова
Конспект НОД для детей с ТНР «Народная культура и традиции»

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Конспект НОД для детей с ТНР «Народная культура и традиции»
Фото «Народная культура и традиции»

Тема «Народная культура и традиции»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять представления детей о быте русского человека в далёком прошлом;

Публикация «Конспект НОД для детей с ТНР „Народная культура и традиции“» размещена в разделах

- активизировать речь детей словами: горница, рушник, каравай, сруб, ухват, горнило, чугунок; подпечье, лежанка;

- обогащать речь детей пословицами и поговорками;

- продолжать углублять знания детей об русской народной одежде;

- закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- совершенствовать общую и мелкую моторику, координировать движения в соответствии с текстом;

- формировать умения действовать по словесным инструкциям;

- создавать положительный эмоциональный настрой.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать умение работать и играть в коллективе;

- прививать уважение к традициям своей страны;

- воспитывать любовь к своей родине, желание больше узнать о своих предках.

Конспект НОД для детей с ТНР - фото

Материал и оборудование: горница, каравай, рушник, русская печь, ухват, чугунок, кочерга, сундук, игра «Что сейчас стало – что раньше было», мелодия русской народной песни «Коробейники».

Предварительная работа: разучивание физминутки «Мы по лесу гуляли», пальчиковая игра «Мы варили суп», игра «Гори, гори ясно», платочек, рассматривание иллюстраций старинных предметов, два короба, мелкие игрушки (7-10шт.,

Ход НОД:

Дети с воспитателем идут в стилизованную горницу. В горнице ребят встречает логопед, одетый в русский народный костюм.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Зовут меня Анна, искусница я. Вы узнали ребятки куда вы попали?

Дети: Изба

Логопед: Молодцы! В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на лавочки.

Логопед: В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: Хлеб и соль.

Логопед: И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем, что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты?

Дети: Это хлеб и соль.

Логопед: Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

-Хлеб-соль, гости дорогие!

Дети отламывают хлеб и едят.

Логопед: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. И вы можете наблюдать такие встречи на ТV.

Логопед: Как вы думаете из чего строили давным-давно дома на Руси?

Дети: Дома на Руси стоили из дерева, глины, камня….

Логопед: Молодцы! Давным-давно люди строили себе избы из бревен, ещё их называли срубами. Мы сюда пришли, чтобы узнать много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.

Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?

Стоит девица в избе, а коса на дворе?

Дети: Печка!

Логопед: В народе говорили:

Всё начинается от печки,

В избе она всему глава.

Она накормит и излечит,

И не пусты эти слова!

Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.

Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера, кочерга, совок и т. д.

Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?

Ответы детей.

Логопед: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).

Ребята а чем нужно топить печь?

Дети: Дровами!

Логопед: А их в избе совсем нет! Давайте в лес за дровами сходим?

Физминутка

По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)

И пилу с собой мы взяли,

Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)

Очень толстое оно,

Много дров мы напилили

Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)

Логопед: За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.

Слушайте внимательно и ответьте обязательно, в чём варили еду!

Загадка про чугунок.

В печи стоит, закрытый крышкой.

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке… (чугунок)

Дети: Чугунок

Логопед: Почему он так назывался?

Дети: Потому что он чугунный.

Логопед: Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли.

Пальчиковая игра «Мы варили суп».

Мы варили суп-суп (трем ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп (отряхиваем ладошки)

Получилась каша (разводим руки в стороны)

То-то горе наше (хватаемся за голову и качаем ей из стороны в

сторону)

Замесили тесто (постукиваем кулачками по столу или

коленкам)

А оно ни с места (держим руки на тесте, замерев)

Замесили на дрожжах (снова постукиваем)

Не удержишь на вожжах! (пытаемся удержать рост теста, расставив руки в стороны, будто пытаемся остановить запряженную лошадку – «Тпрууу!»)

Логопед: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.

Логопед: Еще одна традиция русского народа:

Девушки и парни

При луне ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели,

Да водили хороводы.

- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы.

- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни. Поиграем в игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори, ясно»

Логопед: В каждой избе был «красный уголок» — значит, красивое и главное место! В этом углу висели иконы, накрытые вышитым полотенцем — рушником. В красном углу стояли стол, лавки.

Логопед: Блестящий на столе стоял выпускал он жаркий пар древний чайник.

Дети: Самовар.

Логопед: Самовар — был очень нужен для семейного уюта и дружеского общения. Чаепитие – это еще одна из традиций русского народа.

Логопед: Люди в старину очень много трудились, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Ответы детей.

Логопед: Русский народ считается очень трудолюбивый. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали.

Мужчины с сыновьями рукодельничали: из дерева вырезали различные детские фигурки, разделочные доски, кадушки и т. д, а ещё лапти плели, а в летнее время в полях трудились, рыбу ловили.

Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретена пряли в нити.

Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»

Логопед: Скажите, а как использовали пряжу?

Ответы детей.

Логопед: Какую одежду носил русский народ?

Дети: Рубахи, косоворотки, платки, сарафаны и т. д.

Логопед: Обувью в старину были лапти, которые зимой плёл хозяин.

Логопед: Как говорится в пословицах «Сделал дело, гуляй смело. Делу — время, а потехе — час» Как вы понимаете их?

Дети: После выполненных работ, можно и отдохнуть.

Логопед: Правильно! Выходным днём была суббота и называлась она «Субботинушка». Люди в этот день плясали, играли в различные игры, пели песни, водили хороводы!

Пойдемте и мы поиграем.

Народная игра «Коробейники» (под мелодию рус. нар. песни «Коробейники»):

Жили русские затейники,

Их прозвали коробейники.

Игра есть о них у нас,

Поиграем мы сейчас.

Правила игры: 2 команды. Участники берут в руки яркие короба, на которых разложены игрушки (7-10 шт.) Нужно пробежать по прямой до стульчика, обогнуть его и вернуться назад к линии старта, не уронив ни одной игрушки.

Логопед: Показывает на сундук. Ребята, смотрите, здесь красивый сундук стоит! Вам хочется узнать, что в нём? Давайте посмотрим! Открывают.

Посмотрите тут лежат картинки с предметами. Я буду их показывать предметы, а вы будете называть эти предметы так, как называли их раньше.

Игра «Что сейчас стало – что раньше было».

Рефлексия

Логопед: Ребята, вам понравилось в русской избе?

Дети: Да!

Логопед:

1. Что особенно запомнилось?

2. Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?

Ответы детей.

Логопед. Ребята, вам в группу возвратиться пора. Приходите ко мне ещё в гости. Буду очень вас ждать. До свидания, ребята!

Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции»Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции» "Народная культура и традиции" - очень важная тема. С детства малышам необходимо прививать любовь к Родине и знакомить детей с ее традициями.

Фотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группеФотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группе Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей с ТНР «Народная культура и традиции»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 16:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД