Папки-передвижки

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как увидеть воздух»

Алевтина Черемная
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как увидеть воздух»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД «Как увидеть воздух» старший возраст.

Цель: формировать представления о значении воздуха в жизни человека и растений,

о взаимодействии живой и неживой природы,

Задачи: 1) познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

2) показать взаимосвязь живой и неживой природы (воздух - человек, воздух - растения)

3) развитие познавательного интереса ребёнка, его мышления, умения логически мыслить, обобщать, производить опыты.

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Как увидеть воздух“» размещена в разделах

4) обогащение словаря путём образования прилагательных от существительных.

5) развитие речевого дыхания.

Материал: воздушные шары на каждого ребёнка, прозрачные стаканы, стаканчики с водой на каждого ребёнка, соломинки, зеркала, надувные игрушки и шары.

Иллюстрации: рисунок дома - природы, рисунок обычного дома, буквы на картоне.

Ход нод:

Вое-ль: Где живёт человек? Что его окружает? (рассматривают первую картинку)

А кто живёт в этом доме? Как можно назвать этот дом?

Дом - природы. Обратите внимание: на обоих рисунках много неокрашенного, пустого места. Почему? Как вы думаете, что это? Пустота? Если затрудняетесь, я вам помогу, у вас на столах лежат буквы. Если все эти буквы расставить по порядку, то вы узнаете отгадку. (дети составляют слово «воздух»).

Вое -ль: А для чего нам нужен воздух? Ответы детей (расти, дышать, жить и т. д.)

Вое -ль: Да мы им дышим. Давайте сначала вдохнём глубоко - глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? Так что же такое воздух? Может кто - то ответит.

Входит Почемучка: Привет, малыши! Я - Почемучка. Почему вы тут собрались?

Вос-ль: Собрались мы, чтобы поговорить о воздухе.

Почемучка: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может его и вовсе нет? Лично я его никогда не видел этот воздух, а вы ребята? (ответы детей).

Вос-ль: Погоди, погоди Почемучка! Я тоже никогда не видела воздух, но знаю что он вокруг нас всегда.

Почемучка: А я вам не верю. Вы докажите, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Вос-ль: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Почемучке, что воздух всё -таки есть. Но сначала скажите мне, а почему мы не видим воздух? Почему его называют невидимкой? Воздух прозрачный значит, через него всё видно, (ответы детей)

Вос-ль: А что ещё бывает прозрачным? Найдите мне прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окнах, стаканы, банки). Через стекла видны деревья на улице. Другие дома, значит они (какие) прозрачные.

А сейчас мы пройдем в лабораторию и докажем почемучке, что воздух есть и он вокруг нас. Опыты:

Вое -ль: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что — нибудь? (поочереди показать пустой стакан каждому ребёнку).

Почемучка: Что вы пристали со своим стаканом. Каждому ясно, что в нём ничего нет. Можно в него что - нибудь налить, что - нибудь положить.

Вос-ль: Говоришь стакан пустой. А вот мы сейчас проверим.

(У каждого ребёнка стакан и банка с водой, предлагает детям повторить его действия)

Опыт 1. Поворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратить внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей обсудить)

Делаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Вос-ль: А хотите узнать может ли вода вытеснить воздух? Сейчас попробуем.

Опыт 2. предложить опустить стакан в воду, но стакан теперь держать не прямо, а немного наклонить. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, а на его место занимает вода.

Воспитатель ещё раз возвращается к тому, что воздух невидимый, прозрачный, но он есть

Почемучка: Подумаешь воздух! А я вот тоже вспомнил, как можно увидеть воздух.

(берёт стакан с водой и опускает в него соломинку. В это время воспитатель тоже каждому ребёнку раздаёт стаканы с водой и соломинки)

«Однажды в Цветочном городе меня угостили вкусной водой и дали трубочку - соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было! (обращается Почемучка к детям). Давайте дуйте в соломинку. У вас такое получится. Буря в стакане воды. (в это время Почемучка беседует с детьми, и вместе выполняют задания).

А вот если дуть сильно- сильно. Что получится? (вода выльется из стакана, почему)

Вос - ль: Ну- ну расшумелись. Давайте-ка лучше подумаем, какой ещё бывает воздух? (подбор определений) Если на улице мороз - морозный воздух, тепло - тёплый, после дождя -влажный, свежий, бодрящий, ароматный, цветочный.

Вос-ль: А я ещё придумала! Пускание мыльных пузырей. А как вы думаете, что внутри мыльных пузырей?

Почемучка: Известно что, мыло.

Вос-ль: Неужели и вы ребята думаете, что внутри пузырей мыло? (ответы детей и ещё раз подтвердить - что воздух внутри)

Почемучка: Воздух, мыло какая разница! Вот вы лучше скажите мне и я, и вы. И все люди дышат через нос. Подышите своими замечательными носиками. Отлично. У медведя, у лисы и у зайца есть нос. А как дышат растения? Куда они спрятали свои замечательные носы? (ответы детей).

Вос-ль: У растений нет носиков. Зато на листьях есть маленькие отверстия - дырочки, их трудно увидеть. Вот через эти отверстия они и дышат, и рябина, и одуванчики, и клён.

Почемучка: Значит и растениям нужен воздух? Всем - всем? А как узнать, что я дышу? Может я просто рот открыл?

Вос-ль: А это очень просто. Сейчас возьмём зеркало подставим его ко рту и посмотрим что будет. Оно запотело. Значит ты дышишь. Зеркало было холодным и чистым, а изо рта идёт тёплый воздух и зеркало запотело от вашего дыхания. _Дети тоже самостоятельно проделывают каждый со своим зеркалом. В конце вывод - мы дышим).

А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Трудно?

Вывод: без воздуха жить нельзя.

Почемучка: А я знаю, где много воздуха, в шариках. Они называются воздушные. Вос-ль: А чем мы надуваем шарики? (ответы детей) Почемучка: Чем - чем, я просто дышал и всё.

Вос-ль: Погоди, мы решили, что дышим воздухом, значит и шарики надуваем воздухом. Это даже тебе и наши ребята сказали. (Раздаём детям шарики и все надуваем свои шарики)

Вос-ль: А если сильно надуть шарик, что может с ним случиться? Воздух весь не поместится в шарик, и шарик лопнет, (игры с шариками)

Если опустить шарик (шарик не завязан) шарик полетит, воздух как бы будет его толкать вперед, и он быстро полетит до тех пор, пока из шарика не выйдет весь воздух. (Фейерверк)

Вос-ль: Ребята, как вы думаете можно ли услышать воздух? (резиновые игрушки) А где ещё есть воздух? (игрушки, мячи) С детьми ещё ищем в комнате игрушки, где есть воздух.

ВЫВОД: Воздух прозрачный, невидимый, но он всегда есть в комнате. Воздух нужен всем и без воздуха жить нельзя.

Публикации по теме:

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Экспонаты для «Музея воздуха»Экспонаты для «Музея воздуха» В ходе реализации проекта "Воздух невидимка" мы создали мини "Музей воздуха", с целью привлечения к экспериментальной деятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как увидеть воздух»
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 18:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как увидеть воздух»» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Черемная (УИ 220794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД