Валентина Волчкова
Конспект НОД для старшей группы. Всероссийский урок «Эколята — молодые защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Живая и неживая природа
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, об их взаимосвязи.
Задачи:
- расширить представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;
- сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней;
- сформировать у детей представление о необходимости бережного отношения к объектам живой и неживой природы;
- сформировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Публикация «Конспект НОД для старшей группы, Всероссийский урок „Эколята — молодые защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Ход занятия:
Тема нашего сегодняшнего занятия - живая и неживая природа. Все мы знаем слово природа, но что это? Вот лес - это природа? А поезд, который везет нас к лесу? А река? А лодка на реке? А кошка? А окошко, на котором она сидит? Давайте сделаем вывод, что такое природа? (ответы детей)
К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, животные и сам человек.
К природе не относится только то, что что сделано руками человека: поезд, лодка, окно, мячик и другие игрушки. Все это - искусственные предметы.
Природа - это то, что существует без помощи человека, а "не природа" - это все то, что сделано руками человека.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природные объекты. Вертолет похож на стрекозу, а подводная лодка-на кита.
На какие два мира можно разделить всю природу?
Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы.
Давайте разделим на 2 группы картинки, которые лежат перед вами: в одну сторону положим объекты живой природы, в другую - неживой. Что у вас получилось?
К неживой природе относятся : солнце, вода, горы, камни, песок, небо, звезды.
К живой природе относятся : растения, животные и грибы.
Птица живая, она летает. Но самолет тоже летает! Он живой?
И снежинка летает- она живая?
Значит, должны быть какие то подсказки, которые могут отличать живое о неживого. Давайте разберемся, какими они могут быть.
Игра "Кто я?"
Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать и, если отгадка относится к живой природе, хлопнуть в ладоши, а если к неживой - топнуть ногой.
Я умею свистеть, выть, раскачивать деревья. Кто я? (Ветер)
Я умею расти, цвести, радоваться. Кто я? (Растение)
Я умею летать, бежать, плыть по небу. Кто я? (Облако)
Я умею согревать, освещать. Кто я? (Солнце)
Я умею питаться, передвигаться, дышать. Кто я? (Человек, птица, насекомое, животное)
Я умею летать, кружиться, укрывать поля. Кто я? (снег)
Молодцы, замечательно справились с загадками. И мы с вами увидели, что есть подсказки - признаки, по которым можно отличать живую и неживую природу. Давайте рассмотрим эти признаки:
Первый признак: все живое двигается. Мы с вами умеем двигаться? А любим? Тогда давайте подвигаемся вместе!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Над волнами чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя
А нам морем - мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй!
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко высоко, высоко!
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса.
Тяжело вздыхает
Садится, отдыхает.
Вот как замечательно мы умеем двигаться. Ходим и бегаем мы при помощи ног. А как двигается кошка? Есть у нее ноги?
Ноги кошки называются лапами!
А что помогает двигаться птице? У нее есть крылья и ноги.
Как двигается змея, у которой нет крыльев и ног? А рыбки в аквариуме?
Но облака и вода тоже двигаются - облака плывут по небу, вода течет. живые ли они? Поэтому, говоря о живом и неживом, над искать несколько признаков-подсказок!
Еще один признак- все живое растет, то есть увеличивается в размерах. Растут ребятишки, растут кошки и мышки, растут ромашки и березки, растут и грибы - все это живая природа!
А для того, чтобы расти, всему живому нужно питаться! Потому что еда - это те "кирпичики", из которых мы с вам построены. И чтобы мы были красивыми и здоровыми, эти "кирпичики" должны быть полезными и разнообразными!
Итак, мы с вами выяснили, что все живое движется, растет и питается! А еще все живое дышит!
Давайте вдохнем воздух и почувствуем, как он оказывается внутри нас. а теперь выдохнем его - фуууууу, как будто дует ветер. При дыхании мы вдыхаем воздух в себя и выдыхаем его обратно. Что у нас участвует в дыхании?
А как дышат другие живые существа, например, рыбы?
А еще все живое дает потомство, детенышей, то есть воспроизводит себе подобных. Давайте поиграем - я буду вам показывать картинки животных, а вы будете говорить, как называется детеныш этого животного.
Кошка, птица, змея, рыба- это все животные.
А как назвать вместе ромашку, березу, фиалку?
Это растения.
Как вы думаете, растения живые или нет?
Да, правильно, они растут, питаются, дышат и двигаются.
Просмотр видеоролика "Живая и неживая природа"
Итак, мы с вами убедились, что растения тоже живые. А частью какой природы является человек?
Человек растет, питается дышит, дает потомство, значит, человек- тоже часть живой природы!
Природа имеет две формы : живую и неживую.
Предметы живой природы имеют отличительные признаки:
-двигаются
-растут
-питаются
-дышат
-дают потомство
Предметы неживой природы таких признаков не имеют. Объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются, но они могут изменяться.
Давайте возьмем в руки кусочек льда и подержим на ладошке. Что произойдет? Он изменится- растает, превратится в воду. А если мы эту воду снова поместим в холодильник, что произойдет? Он снова замерзнет, превратится в лед.
Вот мы и научились с вами различать живое и неживое. И, спрашивая о живом и неживом, мы употребляем разные слова - "кто" или "что".
Если задаем вопрос "Кто это?" - мы говорим о живой природе, а если "что это", значит о неживой.
Лексическая игра "Кто это?", "Что это?".
Теперь мы не перепутаем живую и неживую природу, потому что мы знаем, чем они друг от друга отличаются. Но есть у них и общее - они всегда существуют вместе. Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать?
Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
Без воды все живое погибает.
Все живое дышит воздухом, воздух должен быть чистым.
Человек должен беречь и охранять природу, частью которой он является.
А как мы с вами можем охранять нашу природу?
Давайте посмотрим на знаки и подумаем, о каких правилах охраны природы они нам напоминают.
Если мы всегда будем помнить о том, что мы с вами - тоже часть природы и беречь все живое и неживое вокруг, то природа всегда будет нашим чистым и уютным домом.