Получи документы

Конспект НОД Художественное творчествона тему: «Платье для Айгуль»


Конспект НОД Художественное творчествона тему: «Платье для Айгуль»

Тема: «Платье для Айгуль».

Возрастная группа: средняя

Программное содержание:

• Продолжать учить детей конструировать платье из прямоугольников разных размеров, срезать углы, разрезать деталь на две части.

• Продолжать знакомить воспитанников с бытом народов Башкортостана, с творчеством авторов Башкортостана.

• Активизировать в речи названия предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены (платье, зилян, нагрудник (хакал, селтэр, рукава, оборки, орнамент, воротник).

Публикация «Конспект НОД Художественное творчествона тему: „Платье для Айгуль“» размещена в разделах

• Обеспечить закрепление навыков аккуратного разрезания и наклеивания, умения использовать в работе несколько техник рисования (рисование концом ворса кисти, ватными палочками - тычком).

• Систематизировать представления воспитанников о профессии – портной.

• Обеспечить развитие глазомера.

• Способствовать воспитанию любви к родному краю, трудолюбию, доброжелательного отношения к своей работе и работам сверстников.

Интеграция областей:

«Художественное творчество» - развитие интереса к аппликации, усложнение её содержания и расширение возможностей создания разнообразных изображений. Формирование умения правильно держать ножницы и пользоваться ими. Формирование навыка резания по прямой коротких полос. Развитие умения составлять изображения. Формирование умения преобразовывать готовые формы, разрезая их на части. Поощрение активности и творчества.

Развитие желания использовать в рисовании разнообразных цветов. Привлечение внимания воспитанников к многоцветию окружающего мира. Закрепление умения правильно держать кисть. Формирование умения проводить длинные и короткие линии концом ворса кисти. Закрепление умения часто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам башкирских узоров. Использование башкирских изделий для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров. Знакомство воспитанников с башкирскими народными изделиями.

Развитие интереса к изобразительной деятельности; положительного эмоционального отклика на предложение рисовать, вырезать и наклеивать. Развитие эстетического восприятия, художественно-творческих способностей. Обогащение представлений воспитанников о народном искусстве.

«Познание» - продолжение знакомства с геометрическими фигурами (прямоугольник, овал, цветами (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный). Развитие способности различать и называть детали одежды (рукава, воротник, нагрудник, оборки, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Формирование элементарных представлений об изменении видов человеческого быта на примере истории одежды.

«Социализация» - воспитание любви к родному краю. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

«Коммуникация» - обсуждение с воспитанниками информации о предметах, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Развитие любознательности. Формирование умения выражать свою точку зрения. Формирование умения доброжелательно общаться со сверстниками. Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний воспитанников о ближайшем окружении. Расширение представлений о предметах, не имевших места в собственном опыте воспитанников. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие умения рассказывать: описывать предмет, картину.

«Чтение художественной литературы» - слушание рассказов; запоминание небольших по содержанию стихотворений. Содействие правильному восприятию содержания произведения.

«Труд» - расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях.

«Безопасность» - закрепление умения пользоваться ножницами;

«Музыка» - развитие у воспитанников интереса к музыке, желания её слушать. Формирование навыков культуры слушания музыки.

«Физическая культура» - формирование правильной осанки; закрепление умения согласовывать движения рук и ног с текстом произведения.

Предварительная работа:

* Знакомство с культурой и бытом Башкирского народа посредством рассматривания картин и иллюстраций.

* Чтение произведений авторов Башкортостана:

* Легенда о Башкирских праздниках;

* Стихотворение Мусы Гали «Сабантуй»;

* Рассказ «Красивое платье» Ф. Губайдуллиной;

* Стихотворение Р. Даутовой «Башкирский узор»;

* Заучивание стихотворения А. Игебаева «Сама сшила»;

6. Стихотворение А. Игебаева «Какой цвет краше?»;

* Слушание мелодий курая.

Методы, формы, приемы обучения:

• Рассказывание, чтение стихотворений, показ картин и иллюстраций, показ способов работы, обсуждение, беседа, игра, игровая ситуация.

Демонстрационный, раздаточный материал:

Для воспитателя: мольберт или доска, детали большего размера, чем у детей: прямоугольник большой (1, прямоугольники узкие длинные (2, овал (1, прямоугольники узкие короткие (2, ножницы, клей, кисти для аппликации, салфетки, кисти для рисования, ватные палочки, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов;

На каждого ребёнка: альбомный лист А-4, прямоугольник большой (1, прямоугольники узкие длинные (2, овал (1, прямоугольники узкие короткие (2, ножницы, клей, кисти для аппликации, клеёнки, салфетки, кисти для рисования, ватные палочки, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход проведения НОД:

Дети сидят на ковре полукругом. Входит девочка с куклой в руках:

- Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, девочка! Как тебя зовут?

- Меня зовут Лейсан.

Воспитатель: Лейсан, почему ты грустная такая?

Лейсан: Я решила на лето сшить своей любимой кукле Айгуль платье. Старалась-старалась, но получалось то слишком велико, то узко, то сшитое мне самой не нравится.

Воспитатель: А ты сначала эскиз сделай.

Лейсан: А что такое эскиз?

Воспитатель: Эскиз – это французское слово. Оно обозначает, что, прежде всего, нужно начертить то, что хочешь сшить. Ведь каждый портной, прежде чем раскроить ткань, делает его рисунок. (Слайд 1- эскизы платьев)

Лейсан: Поняла! Значит, я сначала должна нарисовать платье, да?

Воспитатель: Верно! Вот такое платье хочешь сшить для своей Айгуль? (Слайд 2- обычные платья)

Воспитатель: Нравится?

Лейсан: Нет, моей кукле Айгуль нравится платье с оборками, монетками, бусинками…

Воспитатель: Всё ясно. Значит, тебе нужно башкирское национальное платье. Ведь они очень нарядные, красивые и с оборочками, как нравится твоей дочке. (Слайд 3 – девушки в национальных костюмах, (Слайд 4 – национальное платье)

Воспитатель: Любимыми цветами башкир были красный, зелёный, жёлтый и чёрный. Ребята, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Это краски природы – цветов, зелени, солнца. Поверх платья надевали чёрные жилеты. Они назывались - зиляны? Почему именно чёрного цвета? Правильно, чёрный – это цвет нашей земли. И цветы, и трава, и деревья – всё растёт на земле. (Слайд 5 – картины природы)

Воспитатель: Я знаю одну легенду. Хотите послушать? Давным-давно, говорят, один батыр лихо скакал на коне (Слайд 6 - батыр, и вдруг на цветущей поляне повстречались ему девушки. (Слайд 7- три девушки)

«Девушки-красавицы, откуда вы?» - спрашивайте джигит. «А ты внимательнее посмотри на нашу одежду и догадайся сам», - загадочно улыбнулись девушки. «Одна из вас из горных краёв, вторая – из страны озёр, а третья – из степей», - догадался джигит.

Лейсан: А как он узнал!

Воспитатель: Всё очень просто - он догадался по орнаменту на их одежде.

Воспитатель: А что такое – орнамент?

Воспитатель: Орнамент – это украшение, узор, рисунок.

Лейсан: Да, я видела на одежде рисунок, похожий на волну…

Воспитатель: Да, да, есть такой орнамент. Башкиры, живущие вдоль рек и озёр, украшали свою одежду именно таким рисунком. Он так и называется «волна», «бегущая волна».

Воспитатель: Ребята, а какие узоры заметили вы?

(Ответы детей).

Воспитатель: Орнамент, напоминавший звёздочку обозначал солнце. Узор, похожий на бараний рог так и называется «бараний рог» и украшали им одежду башкиры, живущие в степной части страны и имеющие много баранов и овец. Самые простые орнаменты башкир представляют собой геометрические фигуры в виде треугольников, крестиков, ёлочек, квадратов. В древности башкиры поклонялись синему небу, красному солнышку, луне, различным птицам – потому-то и очень много рисунков. (Слайд 8, 9, 10 - орнаменты)

Лейсан: Значит, каждый орнамент имеет какой-то смысл?

Воспитатель: Да, было время, когда по орнаменту, украшающего одежду можно было определить, к какому роду принадлежит человек, где живёт и каким делом занимается.

Воспитатель: Но не только орнаментом украшали женское платье. Женщины носили очень красивое нагрудное украшение. Оно имело разную форму. (Слайд 11 - нагрудники). Селтэр – прямоугольный, расширенный к низу, а хакал – лопатообразный. Украшали его монетами, бусинами, кораллами, колечками, полудрагоценными камнями и узорчатыми бляхами, расшивали яркими нитями.

Ляйсан: Я хочу, чтобы у моей куклы было такое же красивое платье! Вы мне поможете?

Воспитатель: Непременно поможем. Мы сделаем тебе много эскизов. А по ним тебе будет проще сшить несколько красивых башкирских платьев. Посмотрите, какое платье сделала я. (Слайд 12 – образец готового платья) Из каких геометрических фигур я сделала платье? (Ответы детей).

Сейчас я покажу вам, как это сделать. Подойдите к мольберту и всё рассмотрим. У меня в розетке есть много различных геометрических фигур. Какие это фигуры? (Слайд 13) (Ответы детей). Сначала в середине листа надо вертикально расположить большой прямоугольник – это будет само платье. Из двух коротких прямоугольников мы сделаем рукава, только срежем небольшую часть угла на каждом прямоугольнике, чтобы рукава были направлены вниз. (Слайд 14) Из двух длинных прямоугольников сделаем оборки платья, подрезав два угла на каждой полоске так же, как на рукавах. (Слайд 15) Для нагрудника необходимо разрезать овал пополам. Нам понадобится только одна половина. Вырезаем маленькую полоску – это будет воротник. (Слайд 16) Ну, вот, наш эскиз готов. Теперь ему не хватает только орнамента. Тонкой кистью мы нанесём полоски на оборки платья, воротник и на манжеты рукавов. Полоски на обоих рукавах должны чередоваться одинаково. Нагрудник мы будем украшать ватными палочками – так у нас получатся бусинки и камушки круглой формы. Вот такой эскиз красивого платья можно сделать своими руками. (Слайд 17)

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем. Становитесь в круг.

Физкультминутка по стихотворению Абдулхака Игебаева

САМА СШИЛА (Слайд 18 - кукла в лиловом платье)

Кукле маленькой моей -Ладонью показать на уровне колена;

Справила обнову я: - Руки внизу в стороны, ладони раскрыты;

Платьице я сшила ей - Руки на пояс, «пружинки» вправо, влево.

Новое, лиловое.

Приметала рукава я, - Пальцами показать иголочку, движения

у плеч правой руки, затем – у левой;

Воротник приладила… - Двумя руками круговые движения у шеи;

Может час, а может, два - Правой рукой показать один палец вверх,

левой показать два пальца;

Это платье гладила. - Движение «утюжок»;

Кукла платьице надела, - Руками движение от головы вниз;

Долго в зеркальце глядела. - Ладонью изобразить зеркальце;

Ей обновка нравится: - «Пружинки» вправо, влево;

В ней она красавица.

Ляйсан: Как весело у вас, вы даже стихи о платье знаете!

Воспитатель: Теперь мы сядем за столы и приступим к работе. Но сначала вспомним правила обращения с ножницами (ответы детей):

1. Ножницы – это опасный инструмент.

2. После работы ножницы кладут на край стола с сомкнутыми лезвиями.

3. Нести ножницы нужно, зажав ладонью сомкнутые лезвия, чтобы не нанести травму.

Воспитатель: Ну, а сейчас мы сделаем для Ляйсан и её доченьки Айгуль эскизы платьев.

(Самостоятельная деятельность детей).

Воспитатель: Я вижу, что работы получились у вас красивые, яркие и нет двух одинаковых. Думаю, теперь, Ляйсан, ты сможешь сшить своей кукле много разных платьев по нашим эскизам.

Ляйсан: Конечно, друзья! Мне очень нравятся ваши эскизы и в моей работе они мне пригодятся. А когда сошью платья, я вам обязательно устрою показ моделей. Теперь мне пора. Не терпится приступить к работе!

Воспитатель: Удачи, тебе, Ляйсан! До свидания!

Используемая литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

2. Р. Л. Агишева - Фольклор и литература Башкортостана;

3. Р. Л. Агишева – «Я - башкортостанец»;

4. М. С. Игебаева – книга для малышей;

5. Интернет-ресурсы

Прикреплённые файлы:

prezentacija-nod_mn2qe.pptx | 8091,79 Кб
 
Публикации по теме:

Логоритмические упражнения в работе с дошкольниками В работе с детьми,имеющими диагноз ОНР, при изучении лексических тем стараюсь подбирать соответствующие логоритмические упражнения. Вот.

Знакомимся с работой портного в старшей группе «Знакомимся с работой портного» (старшая группа) Ребята, куклу Катю пригласили на день рождения, а ей нечего одеть. Давайте ей поможем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД Художественное творчествона тему: «Платье для Айгуль»
Опубликовано: 31 октября 2012 в 17:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД