Галина Анатольевна Березуцкая
Конспект интегрированного занятия по рисованию «Три осени» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формировать умение видеть характерные особенности разных месяцев года, передавать их образы, используя контрастные сочетания красок, различные приемы рисования: всей кистью, концом, примакивание, закрашивание в разных направлениях;
закрепить умение располагать рисунок на всем листе.
Демонстративный материал:
картины с осенним пейзажем;
карточки-символы (признаков сезона);
цветные полоски;
бумажные осенние листья;
семена и плоды деревьев;
рисунки с птицами;
игрушечный плюшевый медведь;
магнитная доска.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по рисованию „Три осени“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Раздаточный материал:
альбомные листы;
краски, кисточки и стаканы для воды;
подставки;
салфетки.
Ход занятия
В центре группы дети с воспитателем стали в круг.
Разминка (пальчиковая гимнастика)
Как живете? – Вот так! (ручки в кулачки, большой палец вверх)
Как идете? – Вот так! (указательный и средний пальцы изображают ходьбу)
Как берете? – Вот так! (сжимают и разжимают ладошки)
Как грозите? – Вот так! (грозят указательным пальцем)
Как молчите? – Вот так! (подносят указательный палец к губам)
Воспитатель: Ой, дети, кажется, там кто-то спрятался. Давайте, посмотрим?
Достает, предварительно спрятанного в группе, игрушечного медведя.
Воспитатель: Да это же мишка к нам пришел! Мама-медведица его зовет Миша, Михаил Потапович. Ребята, а как еще ласково можно его назвать?
Дети: Мишенька, Мишутка.
Воспитатель: Правильно! Вот наш Мишенька по лесу гулял, искал себе берлогу, да скучно ему стало, и решил он зайти к нам в гости, посмотреть и послушать нас. Разрешим ему остаться на занятии?
Дети: Да, разрешим.
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, а медведя сажает на заранее приготовленный стульчик.
Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: А какая осень бывает?
Дети: Ранняя, поздняя, середина осени.
Воспитатель: Назовите мне осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья опадают, идут дожди, день становится короче…
Воспитатель: Правильно, дети. Листья опадают, день короткий, а ночь длинная, солнце светит, но мало греет, часто идет дождь, птицы улетают на юг. (В ходе монолога воспитатель демонстрирует карточки-символы с изображениями признаков осени: птицы улетают, дерево с опавшими листьями, туча с дождем, солнце, день-ночь)
Воспитатель: Давайте, по символам составим небольшой рассказ об осени.
Воспитатель по очереди вызывает 2-3-х детей для составления рассказа по символам.
Воспитатель: Дети, осень часто называют серой, унылой, или золотой, прекрасной. И все эти слова к ней подходят. В сентябре, когда наступает ранняя осень, еще цветут многие цветы, деревья стоят зеленые, много травы, небо голубое, солнышко теплое и ласковое. Даже не сразу поймешь, что наступила осень, и только прохладное утро, да кое-где появившийся желтый лист указывает, что лето кончилось.
Затем наступает середина осени. Все деревья и кустарники стоят в золотом убранстве. Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, украшая собой леса, сады и скверы, но многие из них уже опали. Небо затянуто тучами, часто идут дожди. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а звери готовятся к зимовке.
Постепенно наступает поздняя осень, когда на деревьях совсем нет листьев, нет травы, льют частые и холодные дожди, день становится значительно короче ночи. – А вам больше нравится, какая осень?
Дети: Ранняя и средняя.
Воспитатель: Давайте, для каждой осени определим свой цвет. Какой цвет подойдет ранней осени?
Дети: Зеленый, голубой и немного желтого.
Воспитатель: А для средины осени, какие цвета мы возьмем?
Дети: Красный, желтый, оранжевый, синий
Воспитатель: А для поздней осени?
Дети: Серый, черный, коричневый, темно-синий.
Воспитатель: Дети, про осень сложено много стихотворений. Вот послушайте:
Осенняя пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Здесь поэт сравнивает желтые листья с золотом, а красные называет багрянцем. А вы знаете стихи про осень?
1-й ребенок.
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие, по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вяжущих рябин.
2-й ребенок.
Миновало лето, осень наступила,
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно, темны-темны ночи.
3-й ребенок.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с кленов листья сбросил.
Под ногами коврик новый:
Желто-розовый, кленовый.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а вы знаете, как готовятся к зиме дикие животные и птицы?
Дети: Животные прячутся в норках, впадают в спячку, меняют цвет своей шубки, а птицы улетают на юг.
Воспитатель: А как называются птицы, которые от нас улетают на юг?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Скворец, ласточка, дрозд, кукушка, грач.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Ворона, воробей, синица, дятел, голубь.
Воспитатель: Верно! Ребята, все видят, как птицы собираются в стаи, но удивительно, что никто не видит, когда они улетают, потому, что это происходит ночью, - так безопасней для птиц. А вы знаете, что во время перелета многие птицы придерживаются определенного порядка. Причем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки образуют дугу. Скворцы, дрозды и другая мелкая птица порядка не любит – летят, как попало. А крупные хищные птицы – орлы, ястребы – компаний не признают, летят в одиночку.
Воспитатель на магнитной доске показывает рисунки с изображением птиц летящих клином, дугой, стаей и др. Затем воспитатель читает стих Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли
Улетают, улетели,
Улетели журавли!
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Воспитатель: Дети, а что остается на деревьях после того как опали листья?
Дети: Семена и плоды.
Воспитатель: Правильно! Подойдите, пожалуйста, к столу, и назовите с какого дерева здесь семена и плоды.
Дидактическое упражнение: «С какого дерева семена»
На столе разложены семена клена, ясеня, березы, каштана, дуба, плоды рябины и калины. Воспитатель предлагает детям, по очереди, угадать с какого дерева каждый плод или семена.
Воспитатель: Ребята, а как называется явление природы осенью, когда падают листья с деревьев?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Сейчас мы с вами станем на время осенними листочками. Подойдите ко мне и возьмите себе по одному листочку.
Физкультминутка
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Полетели, полетели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Повертел и покружил,
И на землю опустил.
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, выдает им принадлежности для рисования. Детям предложено нарисовать свою осень, ту, которая им больше понравилась. Воспитатель напоминает, что кисточку следует держать в правой руке, а левой придерживать свой лист бумаги, что лишнюю воду с кисточки нужно стряхивать в стаканчик. Уточняет приемы рисования: тычкование, примакивание. Для разогрева рук проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая игра.
1, 2, 3, 4, 5,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот только ел,
Потому и потолстел.
Дети под легкую классическую музыку рисуют осень. Воспитатель наблюдает за работой детей и помогает, при необходимости.
После выполнения задания воспитатель, предлагает 2-3 детям, по очереди, рассказать о своем рисунке: какую осень он нарисовал, почему?
Затем воспитатель просить детей подойти к нему, взяться за руки и стать в круг.
Психогимнастика «Улыбка»
Давайте, за руки возьмемся,
И все друг другу улыбнемся,
Я подарю улыбку вам,
А вы подарите друзьям.
Воспитатель: (улыбаясь, обращается к стоящему рядом ребенку) Настя, я дарю тебе свою улыбку, а ты передай ее дальше.
Затем подносит ладонь к своим губам и посылает Насте воздушный поцелуй, а дети по кругу передают его дальше.
Воспитатель: А теперь, давайте подарим большую улыбку нашему мишке.
Берет на руки игрушечного медведя и говорит детям, что он хочет поиграть с ними после занятия и только потом уйдет в лес, в свою берлогу.