Конспект НОД «Моя фамилия» (старший дошкольный возраст)

Ольга Коновалова
Конспект НОД «Моя фамилия» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

• Познакомить детей с историей возникновения и образования фамилий.

• Развивать любознательность, обогащать словарный запас, расширять знания о родословной семьи.

• Воспитывать интерес к прошлому, уважение к старшим.

Материал:

листы бумаги с фамилиями детей, карандаши.

Предварительная работа:

беседа на тему «Моя родословная», анкета «Моя фамилия» интервью у родителей «Расскажи, что означает наша фамилия».

Словарная работа:

прадед, ушак, ономастика.

Методические приёмы:

рассказ, беседа, объяснение, наводящие вопросы,

графическое упражнение, словесная похвала, игра.

НОД

:

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть имя и фамилия. Имя вам выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от предков - прадедов, дедов, отцов.

- Можно прожить без фамилии? (Ответы детей.)

Почему, можно. Аня, подай мне книгу. (Воспитатель ожидает реакцию детей).

- Очень трудно, у нас в группе две Ани. Как же их различить? (По фамилии.)

- Когда – то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различать друг друга. Но людей становилось всё больше и больше. Но очень часто встречались одинаковые имена. Чтобы было понятно о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища. Но это было неудобно.

- Тогда пришла идея придумать фамилию. Их придумывали по названию деревни, по имени отца и по профессиям.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаровы, в селе Веселушки жили Веселовы.

- Придумывали фамилии и по профессиям.

У столяра фамилия Столяров, у кузнеца – Кузнецов, у плотника – Плотников.

- Часто придумывали фамилии по имени отца.

Сын Ивана – Иванов, сын Степана – Степанов и т. д.

Воспитатель: Интересные фамилии получались и от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, и фамилия получалась. (Белов, Белый) Если ноги длинные, как у журавля, получится. (Журавлёв, Журавушкин)

- Как вы думаете, когда родился пра-пра-прадедушка человека по фамилии Зимин? (Зимой.)

- Ребята, у вас на столах лежат листы с вашими фамилиями, возьмите карандаши и напишите по образцу свою фамилию. (Дети по образцу печатают свои фамилии.)

Игра «Придумай фамилию»

(Дети садятся в круг, воспитатель катит мяч одному из детей и говорит любое имя, ребёнок должен придумать от этого имени фамилию и вернуть мяч обратно : Денис – Денисов, Иван – Иванов и т. д.)

Воспитатель: Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Например, фамилия Ушакова происходит от слова «ушак» — человек небольшого роста.

- Давайте попробуем угадать, от чего произошли ваши фамилии?

Например, моя Коновалова – она произошла от профессии врача, который лечил коней, их называли коновалами.

Левченко – может быть от имени пра-пра-прадеда, которого звали Лев.

Гаврилова и Максименко – тоже от имени Гаврил и Максим.

Кузнецов и Гончар – от профессии кузнеца и гончара.

Коротков – в их роду, наверное, все были низкого роста.

Лобкова – может у пра-прадеда был широкий лоб.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что не имя красит человека, а человек – имя. Так происходит и с фамилией. Есть такие люди, которые прославили своё имя и свою фамилию.

Кого из известных людей вы уже знаете? (Портреты).

Александр Пушкин – великий поэт,

Валентина Терешкова – первая женщина космонавт,

Юрий Гагарин – первый космонавт,

Павел Бажов – уральский писатель,

Владимир Путин – президент России.

- А кого из известных людей с такой же фамилией вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Есть ученые, которые разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта называется ономастика. Не обязательно вам запоминать это слово. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас будет заниматься этой интересной наукой.

Игра «Волшебный колокольчик»

- Ребята, у меня есть волшебный колокольчик, у кого он окажется, тот расскажет нам о значении своей фамилии.

Воспитатель: Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и фамилию.

Публикации по теме:

Круглый стол «Хорошо, что есть семья» — был проведён к Дню семьи с родителями группы. Цель круглого стола: Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми (например, по изготовлению.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект НОД «Моя фамилия» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 18:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...

8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...


Горячие темочки