Елена Юсупова
Конспект НОД «Игры башкирского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему : "Игры башкирского народа"
подготовил воспитатель МДОУ центра развития ребенка – детского сада 45 «Колосок» :Юсупова Елена Михайловна
Цель: Познакомить детей с народом и культурой Башкирии
Задачи:
Познакомить детей с природой, культурой башкирского народа;
Публикация «Конспект НОД „Игры башкирского народа“» размещена в разделах
Воспитывать доброе, уважительное, отношение к каждой культуре народов России.
Развивать внимание, речь, память;
Создать эмоционально – положительный климат для занятия художественно- речевой деятельностью;
Создавать дружескую атмосферу в группе;
Воспитывать у детей основы духовно – нравственной культуры народов России.
Используемые методы и приемы:
1. Словесные (Беседа воспитателя, вопросы, пояснения).
2. Практические (Дидактические и подвижные игры).
3. Наглядные (слайды, иллюстрации).
Материалы: Готовые шаблоны: мусульманские узоры, орнамент, клей, полоска бумаги на каждого ребенка, клеёнка, салфетки.
Предварительная работа:
Сбор информации по теме. Подготовка материала и оборудования. Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка) .
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Пальчиковая гимнастика:«Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны) Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, милый мо дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .
Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны) .
И я вас всех люблю (обнять себя руками) .
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живём? (В России)
Правильно, Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия, а в ней есть такая замечательная республика, которая называется Башкортостан. Сегодня мы с вами познакомимся с традициями и культурой народа Башкирии.
Воспитатель: Этот удивительный край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то можно увидеть и горы, и долины, и реки, и озера, и леса. В Башкирии очень дружно живут русские, башкиры, татары, марийцы и люди многих других национальностей. (дети смотрят слайды).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (кукла, девочка).
Давайте поздороваемся с нашей гостьей. Её зовут Ляйсан. Посмотрите, какой красивый наряд она одела. У Ляйсана красивое платье зеленого цвета, с красной оборкой по краю, с длинными рукавами и воротником. Жилеточка с цветочным орнаментом называется камзул. На ногах красные сапожки. Голову украшает налобная повязка с круглыми медальонами. Ляйсан по национальности башкирка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, добрая она или злая? (ответы детей).
Воспитатель: Наша гостья другой национальности, но она очень добрая, красивая и дружная. И не только наша гостья такая, Башкирский народ весь очень дружный, отзывчивый. (дети рассматривают взрослых в башкирских национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у народа Башкирии есть свои обычаи и традиции. А еще они любят танцевать. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй», где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, своих близких. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? (да). Ляйсан хочет с нами немного поиграть и принесла нам свою башкирскую народную игру «Курай». Давайте поиграем в эту игру? (Дети соглашаются).
Подвижная игра «Курай»
Проводится игра: в центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону. Дети взявшись за руки, идут по кругу. Услыхали нашкурай и собрались все сюда. Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда: Хай, хай, хай, хай на зеленом на лугу, мы попляшем под курай. (дети разбегаются по группе) Ты курай задорный, веселей играй, тех кто пляшет лучше выбирай. (ребенок кураист выбирает лучшего исполнителя движений).
Воспитатель: Дети, рассаживаемся на свои стульчики.
Вот как весело мы поиграли. А еще Ляйсан принесла свои национальные блюда и хочет вам их показать (показ картинок, слайдов).
Воспитатель: Еще ребята, Башкортостан славится своим медом.
А давайте узнаем, чем полезен мёд? (ответы детей)
Правильно, ребята, он лечебный и целебный, укрепляет иммунитет.
Вот посмотрите, у меня есть вот такой бочонок, который принесла Ляйсан нам из Башкирии. (Детям показываю бочонок.)
Воспитатель:А еще, ребята, наша гостья принесла нам красивые узоры из Башкирии.
Но чтобы мы их не потеряли, давайте наклеим эти узоры на белый лист бумаги и сохраним себе на память. ( творческая деятельность детей: аппликация)
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, с каким народом мы с вами сегодня познакомились ( Ответы детей: башкиры)А в какую игру мы играли, кто помнит ( Ответы детей:Курай)
Давайте скажем Ляйсан спасибо, что пришла сегодня в гости к нам и познакомила нас со своей культурой и традициями.
До свидания, ребята! (Дети прощаются)
Список литературы:
1. Губайдуллина Ф. Х. Край родной, тебя пою! – Уфа, БИРО, 2005. -144с.
2. Галяутдинов И. Г. и др. Детский фольклор. – Уфа: Издательство «Китап», 1994. – 160с.