Любовь Степнова
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Птицы".
Интеграция: О. О. "Речевое развитие", О. О. "Социально - коммуникативное развитие", О. О. "Художественно - эстетическое развитие".
Задачи: Дать представление о том, что все птицы вылупляются из яйца. Пополнить знания детей о птицах. Воспитывать интерес, заботливое отношение к птицам. Совершенствовать умения вслушиваться в речь педагога и своих товарищей, использовать речевые модели педагога для построения собственных ответов. Учить отвечать на вопросы полной фразой. Развивать художественные навыки, закреплять технические навыки работы с различными изобразительными средствами.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему „Птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Методы и приемы:
- практические: игровая ситуация "Отгадай, что в волшебном сундучке?", коммуникативная игра "Ласковая мама", опыт с бумагой, рисование птиц в гнездах.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, рассматривание яйца.
- словесные: рассказ, объяснение воспитателя, вопросы - ответы.
Материалы и оборудование: "волшебный сундучок", яйцо, картинки с изображением яиц в гнезде; птицы, сидящей на яйцах; вылупившегося птенца; изобразительные средства (карандаши, фломастеры, восковые мелки, листы бумаги, веер, музыкальное сопровождение.
Ход деятельности.
Воспитатель вносит "Волшебный сундучок", обращает внимание детей на него и просит угадать, что там внутри, загадывая загадку:
"Белое, круглое, долго лежало,
Вдруг затрещало и, неживое - живым стало!"
Ответы детей.
Воспитатель показывает детям яйцо. Дети рассматривают его.
Педагог спрашивает: Откуда могло появится оно?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог рассказывает: "Когда прилетают птицы весной из теплых стран, первой заботой для них является свить себе гнездо и отложить яйца. На свете существуют очень много разных птиц и яйца они откладывают разные, у кого - то они маленькие. у кого-то они большие, окрас у яиц тоже бывает разный (показывает картинку с изображением яиц в гнезде). Но содержание у всех яиц одно (показывает картинку с изображением яйца в разрезе). Внутри каждого яйца находится желток, это будущий птенец, и белок - это питательные вещества, которые необходимы для питания птенца. Желток крепко привязан к белку пуповинкой (маленькой тоненькой ниточкой, именно через эту пуповинку поступают питательные вещества от белка к желтку. Мама - птица долго сидит на яйцах, согревая их своим теплом (выставляет картинку птицы, сидящей на яйцах). Через определенное время скорлупа яйца трескается и слышится пронзительный писк маленького птенчика (показывает картинку с изображением вылупляющегося птенца (здесь воспитатель может показать фильм о том, как птенец вылупляется из яйца - 1.5 -2 минуты). Птенец еще мокрый и очень беззащитный. Родители -птицы начинают заботится о нем и о его собратьях. Большую часть времени родители - птицы находятся в поисках пищи для своих птенцов, это различные насекомые, хищные птицы охотятся на более мелких птиц, на грызунов. Птенцы растут. учатся летать. Через некоторое время птенцы покидают свое гнездо и начинают самостоятельную жизнь.
Воспитатель предлагает детям поиграть в коммуникативную игру "Ласковая мама". (Выбирается водящий, который будет играть роль "мамы". Остальные дети становятся "птенцами". "Мама" отходит и отворачивается. "Птенцы" садятся в тесный кружок. Педагог выбирает одного из "птенцов", его задача пищать очень тихо, когда "мама" подойдет к птенцам. Затем "птенцы" зовут "маму". Она идет вдоль круга и ищет пищащего "птенца". Обнаружив его, "мама" кладет руку на его голову, гладит его и говорит: "Вот ты где мой. (любое ласковое слово!").
Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки птиц и других животных и задает вопросы:
- Чем птицы отличаются от других животных?
- Что общего есть у всех птиц?
- чем птицы отличаются друг от друга?
Ответы детей.
Педагог подводит детей к выводу о том, что все птицы похожи, но есть некоторые различия в цвете оперения, размере, форме и толщине клюва, образом жизни, а похожи они тем, что у всех птиц тело покрыто оперением, есть две лапы, клюв, два крыла, а самое главное - птицы умеют летать!
Воспитатель рассказывает о том, что в полете птицы раскрывают крылья как веер (демонстрирует раскрытие веера) и воздух помогает птицам удерживаться и планировать на лету.
Педагог предлагает детям провести опыт, раздает каждому по листу бумаги и предлагает поднять бумагу горизонтально вверх и отпустить ее, понаблюдать за ее полетом вниз. Затем предлагает смять бумагу в комочек и повторить то же действие. Какая бумага упала быстрее, смятая или расправленная?
Воспитатель предлагает нарисовать птиц в гнездах, раздает детям листы бумаги и изобразительные средства.
Дети рисуют рисунки и рассказывают о них.
Педагог подводит итог, задает детям вопросы для закрепления.