Оксана Викторовна
Экскурсия-беседа «Осеннее путешествие». Конспект НОД по ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия – беседа «Осеннее путешествие»
Составила: Балыш Оксана Викторовна,
воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №17»
г. Березники, Пермский край
1. Возрастная группа : старшая группа.
2. Образовательная область: «Познание». Интеграция с образовательными областями «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», Безопасность».
Публикация «Экскурсия-беседа „Осеннее путешествие“, Конспект НОД по ОО „Познание“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
3. Цель: Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания у дошкольников, бережного отношения к природе.
Задачи:
Обучающие: формировать представления детей о характерных признаках осени, расширять знания об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, устанавливать причинно-следственные связи, различать и называть деревья, самостоятельно находить их в природе.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой, партнёрские взаимоотношения со сверстниками.
Развивающие: развивать творческие способности, умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом, побуждать к самостоятельным выводам и обобщениям, развивать мышление, воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас детей.
4. Оборудование: посылка с загадками (кленовый и берёзовый листики, ветка рябины, жёлуди в мешочке, аудио «голоса» Карандашкина, кукла Карандашкин одетая по осеннему, корзинка, зонтик, подарок – книга «Жалобная книга Природы» автора Дижур Белла; листики на каждого ребё нка: кленовые, берёзовые, дубовые, и по 2 жёлудя.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Воспитатель в группу вносит посылку от Карандашкина.
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка от Карандашкина. Давайте мы ее откроем и посмотрим, что в ней?
Воспитатель открывает посылку и включает, незаметно от детей, диктофон с записью голоса Карандашкина:
Карандашкин: Я хочу вас пригласить, на аллеях погостить.
Нашёл чудо - деревца, а как звать не знаю я.
Что за тайны здесь природы есть в посылке у меня?
Отгадайте – ка, друзья!
Воспитатель: Ребята, поможем Карандашкину? Посмотрим, что он нам прислал. (таинственно заглядывает в посылку)
Воспитатель: Да, здесь загадки, отгадаем?
«Что внутри лежит, так шуршит и шелестит?
Он кудрявый, он резной - осенью зелёный, красный, золотой?»
Дети: Кленовый лист.
Воспитатель: Правильно дети, это лист клёна. (воспитатель показывает кленовый лист)
Воспитатель: Снова я в посылку загляну, снова листик я найду (заглядывает в посылку)
Клейкие почки, зеленые листочки, ствол с белой корой, носит серёжки весной?
Дети: Берёза
Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?
(воспитатель берёт из посылки веточку берёзки)
Дети: У берёзки ствол белый. Зелёные листочки выходят из почки. Серёжки распускаются весной.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Слушайте, следующую Карандашкину загадку: «Мы весим на тонких ветках, в золотистых все беретках!
Как только время подойдёт, кабан сразу нас найдёт?»
Дети: Жёлуди (воспитатель показывает горсть желудей)
Воспитатель: Ай, да молодцы, и эту загадку отгадали. Ещё одна загадка, в посылке от Карандашкина:
«Ягоды не сладость, зато глазу радость
Садам украшенье, а птицам угощенье». Что это дети?
Дети: рябина
(воспитатель достаёт и показывает гроздь рябинки)
Воспитатель: Молодцы ребята! Отгадали все загадки, надо об этом сообщить Карандашкину, что мы с заданием справились. Карандашкин приглашает нас в Осеннее путешествие! Карандашкин встретит нас на осенней аллее в сквере.
Воспитатель: «В путь скорее собирайтесь, теплее одевайтесь -
Карандашкин ждёт друзей, отправляемся скорей!»
(Дети одеваются и выходят на улицу и отправляются на экскурсию по осенним аллеям)
Первая аллея Кленовая, на которой дети встречают куклу Карандашкина на пенёчке. Воспитатель обращает внимание детей на Карандашкина. Дети здороваются.
2. Основная часть:
Кукла Карандашкин: Здравствуйте, ребята! Я рад нашей встрече. Сегодня мы с вами совершим удивительное Путешествие в природу по осенним аллеям нашего города. Аллея – это дорожка, вдоль которой с обеих сторон растут деревья. Деревья эти сажают жители городов. И в нашем городе есть много аллей, которые посадили ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Ребята, а какую первую загадку вы отгадали из моей посылки? (Про кленовый листочек)
Карандашкин: Посмотрите, какие деревья растут на нашей аллее?
Дети: Клён
Карандашкин: Здесь растёт много клёнов, как можно назвать эту аллею?
Дети: Кленовая
Карандашкин: Ребята, давайте, подойдём к клёнам поближе и рассмотрим их (взрослый обращает внимание на ствол клёна) Что это? Дети: ствол
Карандашкин: Какого цвета ствол у клена?
Дети: коричневый
Карандашкин: Ребята, а давайте, приложим наши ладошки к стволу.
Что вы чувствуете? Дети: Ствол шершавый. Крепкий. Твёрдый
Карандашкин: Ребята, а какой наш клён? Дети: Высокий. Кудрявый. Резной. Красивый. Яркий
Карандашкин: Клён – очень интересное дерево. Осенью ни одно дерево не сравнится с клёном своей красотой.
Карандашкин: Ребята, посмотрите, какие обновки у клёна - и жёлтая, и красная, и оранжевая, и зелёная, и ярко-алая. А на что похож кленовый лист? Придумайте название листочкам. Дети: Листик - звёздочка. Листик – снежинка. Листик – цветочек. Листик – морская звёзда. Листик – огонёк.
Карандашкин: Вы, молодцы! Столько красивых названий придумали.
Карандашкин: Поиграем с листочками?
Подвижная игра: «Чей кружочек быстрей соберётся»
Карандашкин: Молодцы, ловкие ребята! Путешествие наше продолжается!
(Дети отправляются с Карандашкиным на следующую аллею - Берёзовую)
Карандашкин: Ребята, посмотрите, какие деревья встречают нас на этой аллее? Дети: Берёзы
Карандашкин: Аллея, на которой растут одни берёзы, называется берёзовая аллея. Мы пришли на берёзовую аллею. На улицах нашего города можно много встретить берёз. Ребята, а вы знаете, в честь какого дерева назван наш город? Дети: Город Березники назван в честь берёзки. Раньше, вместо нашего города были леса и берёзовые рощи
Карандашкин: Молодцы ребята! А кто знает стихи про берёзку?
(Дети читают стихи о березке)
Карандашкин: Молодцы, какие красивые стихи у нашей русской берёзки!
Карандашкин: Давайте, внимательно рассмотрим берёзу. Какой у берёзки осенний наряд? Дети: Золотой. Жёлтый. Яркий. Нарядный
Карандашкин: Давайте, соберём берёзовые листочки и рассмотрим их.
А на что похож берёзовый листик? Придумайте название. Дети: Листик – солнышко. Листик - золотая монетка. Листик – ёжик. Листик – парусник
Карандашкин: Ребята, а чем отличается берёзовый листок от кленового?
Дети: Берёзовый листик круглый, а кленовый резной. Берёзовый меньше, а кленовый крупнее. Берёзовые уже жёлтые, а у клёна ещё зелёные. Берёзовые никогда не бывают красными, а кленовые бывают красного цвета. Берёзовые бывают зелёными и жёлтыми, а кленовые и жёлтыми и красными, и зелёными и ярко - оранжевыми и коричневыми.
Карандашкин: Ребята, а как называется явление в природе, когда сильно дует ветер, срывает с деревьев листья Дети: Листопад
Карандашкин: Хотите поиграть с берёзовыми листочками? Соберите 10 листочков. По моей команде «Листопад», подбросьте их вверх.
Игра - импровизация «Листопадный дождь»
Дети подбрасывают в воздух листья, и наблюдают за их кружением, падением.
Карандашкин: «Листья в воздухе парят,
в вальсе закружился, осенний листопад!
Мы вокруг берёзки встанем в хоровод,
осень золотая нас играть зовёт.»
Проводится хороводная игра: «Осень в золотой косынке»
Карандашкин выбирает самую красивую «застывшую» фигуру. Выбранный ребёнок становится водящим. Игра повторяется 2 - 3 раза.
Карандашкин: Ну что ж, путешествие наше продолжается!
«Следующая остановка нас ждёт впереди!
Дружно и смело за мною иди!»
(дети встают парами и отправляются с Карандашкиным на соседнюю аллею – дубовую)
Карандашкин: «И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем!»(Дуб)
Карандашкин: Дуб - могучее дерево с мощным стволом, густой кроной и сильными корнями. Дубы растут медленно, и живут эти деревья много - много лет. Из дуба получается хорошая прочная мебель, лестницы, и даже делают железнодорожные шпалы.
Дубовую рощу называют – дубравой. А наша аллея – дубовая.
Воспитатель: Карандашкин, а мы тебе прочтём стихотворение про дуб.
(Ребёнок читает стихотворение И. Токмаковой «Дуб»)
Карандашкин: И правда дуб стоит зелёный, закаленный до самой поздней осени, и не боится ни мороза, ни холода (Карандашкин и дети обращают внимание на дуб с зелёной кроной).
Карандашкин: Найдите дубовые листочки, и придумайте им название, на что они похожи? Юля, что тебе напоминает листик?
Дети: Листик- рыбка. Листик – хвостик. Листик – ёлочка. Листик-пёрышко»,»лист-кораблик.
Карандашкин: Ребята, а какие плоды у дуба? Дети: Жёлуди
Карандашкин: Давайте, эти плоды поищем на нашей аллее. (ищут жёлуди)
Карандашкин: А на что жёлуди похожи? Дети: На орешки, косточку
Воспитатель: Ребята, нам и жёлуди пригодятся в детском саду для поделок.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру с жёлудями.
Пальчиковая игра: «Выросли на дубе крепкие братишки» Карандашкин: Ребята, а плоды дуба нам пригодятся в детском саду для поделок.
Карандашкин: Ребята, наше осеннее путешествие подошло к концу. С какими аллеями мы сегодня познакомились?
Дети: С кленовой. С берёзовой. С дубовою
Карандашкин: Дети, а вы, заметили, сколько людей прогуливаются по аллеям?
(Карандашкин предлагает понаблюдать за прохожими, как они не спеша прогуливаются вдоль аллей)
Карандашкин: Нужны ли нам такие аллеи в нашем городе?
(Нужны, потому что здесь красиво. Много деревьев можно встретить. Подышать свежим воздухом. Полюбоваться красотой природы. Отдохнуть на лавочке)
Карандашкин: Теперь, вы сможете приходить на прогулку на эти аллеи с мамами и папами. Какие вы правила будете помнить, когда гулять?
Дети: Не сорить на аллеях. Не лазать по деревьям. Не ломать ветки деревья. Не срывать листочки с деревьев. Беречь деревья, не рубить, а высаживать
Карандашкин: А почему мы должны беречь и охранять деревья?
(Они очищают воздух от пыли. Выделяют кислород, которым мы дышим. Деревья украшают улицу)
Воспитатель: Спасибо, Карандашкин, за такое интересное путешествие. Мы сегодня очень много узнали. Давайте, ребята, поблагодарим Карандашкина.
Карандашкин, а ты поможешь, ребятам нарисовать рисунки про наше Осеннее путешествие?
Воспитатель: Тогда, мы приглашаем тебя в детский сад.
Литература:
1. Дижур Белла «Жалобная книга Природы» Москва «Детская литература» 1973 г.
2. Г. Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников». – Ж/л «Дошкольная педагогика», №2, 2008 г.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.