Елена Борисовна Кузнецова
Конспект НОД по реализации образовательной области «Музыка» для детей старшего дошкольного возраста «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по реализации образовательной области
Цель:
Продолжить знакомство с творчеством П. И. Чайковского
Задачи:
- закрепление знаний о музыкальном альбоме «Времена года»;
- формирование умения и желания слушать и понимать музыку;
- воспитание чувства любви к своей родине, к родной русской природе;
Публикация «Конспект НОД по реализации образовательной области „Музыка“ для детей старшего дошкольного возраста „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- знакомство с особенностями жизни и быта русского народа, его традициями и праздниками;
- развитие музыкальных и артистических способностей детей.
Ход занятия:
1. Сегодня мы с вами отправимся в музыкально путешествие.
Музыка поможет нам попасть в любое время года.
У меня в руках музыкальный альбом. Вы уже знакомы с ним.
Скажите, как он называется? («Времена года»)
Кто написал эту музыку? (П. И. Чайковский)
Сколько пьес в этом альбоме? (Двенадцать)
Почему именно двенадцать? (По количеству месяцев в году)
Да, каждому месяцу композитор посвятил музыкальную пьесу и дал красивое, интересное название. Например: «Март. Песня жаворонка», «Май. Белые ночи», «Сентябрь. Охота». Некоторые из этих пьес мы с вами уже слушали. Какие пьесы из альбома «Времена года» вам запомнились? («Декабрь. Святки», «Февраль. Масленица», «Апрель. Подснежник». «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке»)
При помощи музыки П. И. Чайковский рассказывает нам о красоте родной русской природы и, как бы, рисует сцены из жизни русских людей, старинные народные праздники. Чтобы музыка стала нам ближе и понятней, перед каждой пьесой композитор поместил эпиграф – небольшой фрагмент стихотворения одного из русских поэтов.
2. А какое сейчас время года? (Весна) Какой месяц? (Март)
На календаре весна, а погода всё ещё зимняя. Давайте, при помощи музыки перенесёмся в месяц апрель и пойдём гулять по весеннему лесу.
Какое название дал композитор пьесе «Апрель»? («Подснежник»)
Конечно, ведь апрель – месяц первых весенних цветов.
Музыка, звучи, звучи, нас в апрель перенеси.
Звучит пьеса «Апрель» (повторное слушание).
Дети выполняют пантомиму под музыку :
Друг за другом идём по лесной тропинке. Как ласково пригревает весеннее солнышко! Снег ещё не везде растаял, но уже зажурчали ручейки, запели птицы. А вот на проталинке – подснежники. Они тянутся вверх, к солнышку, распрямляя свои тонкие стебельки, раскрывая нежные бутоны. Лаковый весенний ветерок гладит их, играет, перебирая лепесточки.
Но вот с севера повеяло холодом, ветер всё сильнее и сильнее… Ненадолго он стихает, и вновь, ещё более сильные порывы ледяного ветра налетают и пригибают тонкие, хрупкие стебельки к самой земле. Кажется, что они вот-вот сломаются! Но вот ветер стихает, и подснежники вновь тянутся к солнышку, радуясь весне. Эти маленькие хрупкие цветочки не боятся холода и сильного ветра.
Как хорошо, как красиво в лесу весной! Давайте, поиграем в музыкальное эхо. Я буду петь о том, что вижу вокруг, а вы повторяйте за мной, как эхо. Постарайтесь точно пропевать мелодию, ведь эхо не простое, а музыкальное.
Исполняется упражнение для развития слуха и голоса
«Музыкальное эхо» муз. М. Андреевой, текст Е. Кузнецовой
Солнце – солнце, облака – облака,
Небо – небо, и река – и река,
Поле – поле, ветерок – ветерок,
Травка – травка, ручеёк – ручеёк,
Птицы – птицы, в вышине – вышине,
Шорох – шорох, в тишине – в тишине.
Какой свежий воздух в весеннем лесу! Не хочется отсюда уходить.
Может, мы сорвём несколько подснежников на память о нашей весенней прогулке? (Ответ детей) Почему нельзя рвать цветы? (Ответ детей)
Правильно, мы не будем рвать цветы, мы споем о них хорошую песенку.
«Песенка о подснежниках» муз. Иванникова
3. За весной наступает… (лето). При помощи музыки – волшебницы мы попадём в первый летний месяц… (июнь). Пьесе «Июнь» П. И. Чайковский дал название «Баркарола». Это – итальянское слово. В переводе на русский язык оно означает «Песнь на воде».
Музыка, звучи, звучи, нас в июнь перенеси.
Звучит пьеса «Июнь» (первое слушание)
Как тихо, как спокойно летом в лесу. Кругом густая зелёная трава. Деревья шелестят листвой… Присядем на берегу лесного озера и полюбуемся летним пейзажем. (Дети слушают музыку, сидя на ковре)
Но что это? Взгляните на небо! Солнышко скрылось за тучами. И вот уже первые капельки дождя зазвенели, разбиваясь о зеркальную гладь озера. Попробуем при помощи музыкальных инструментов изобразить летний дождик. Как вы думаете, какие инструменты для этого подойдут?
(Арфа, колокольчик, треугольник, металлофон, барабан)
Упражнение на развитие чувства темпа и ритма «Летний дождь»
Кап-кап-кап-кап, дождь пошёл сначала редкий,
Кап-кап-кап-кап, капля – две на весь лесок
Кап-кап-кап-кап, а потом по каждой ветке,
Кап-кап-кап-кап, и на каждый на листок
Кап-кап-кап-кап, напоил он все травинки,
Кап-кап-кап-кап, огороды и сады,
Кап-кап-кап-кап, не оставил не пылинки,
Кап-кап-кап-кап, только лужицы воды.
Музыкальный руководитель читает текст стихотворения С. Смолицкого с постепенным ускорением, затем – замедлением. Половина детей в заданном темпе и ритме озвучивает текст на музыкальных инструментах, другая половина выполняет пальчиковую гимнастику – пальцами правой руки постукивают по ладони левой руки, затем наоборот.
А вы догадались, о чём нам пели дождевые капельки? Они пели о том, что они - не простые, а музыкальные и умеют петь гамму. Давайте, вспомним их песенку.
«Музыкальные капельки» Текст и муз. Е. Кузнецовой
Мы – капельки, мы – капельки, прозрачные, хрустальные.
Мы – не простые капельки, очень музыкальные.
Мы капам дождём и песенку поё м:
«До, ре ми, фа, соль, ля, си, до. До, си, ля, соль, фа, и, ре, до».
(Мальчики озвучивают гамму на металлофонах, девочки сопровождают пропевание гаммы постепенным движением рук через стороны вверх, затем – вниз)
4. Хорошо летом! Жаль, что длится оно у нас на севере недолго. Сейчас зазвучит печальная «Осенняя песнь» и перенесёт нас в осенний месяц… (октябрь). Послушаем музыку и полюбуемся красотой осенней природы.
Музыка, звучи, звучи, нас в октябрь перенеси.
Звучит пьеса «Октябрь» (повторное слушание)
На фоне музыки музыкальный руководитель читает фрагмент стихотворения А. С. Пушкина:
«Октябрь уж наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…»
Мне кажется, что музыка, под которую вы осенью выполняли упражнение с осенними листьями, очень схожа по характеру с «Осенней песнью» П. И. Чайковского. Чем похожи эти музыкальные пьесы?
(Музыка нежная, грустная, плавная) Да, осенью всё в природе увядает, оттого и на душе тревожно и грустно.
Дети выполняют упражнение с осенними листьями
Какой прекрасный букет из осенних листьев у нас получился! Не будем больше грустить и подумаем, чему можно порадоваться осенью? (Лесным дарам, урожаю овощей и фруктов) Пора заглянуть на огород и посмотреть, что там происходит. Кажется, овощи поссорились. Они разделились на толстяков и худышек и спорят между собой. Попробуем изобразить их спор.
Упражнение на развитие речевых и мимических движений «Толстяки и худышки» автор Г. Новосадова
Вот мы и побывали в гостях у осени, заглянули на огород, полюбовались осенним листопадом…
5. Но уже кружат в воздухе первые снежинки. Это на смену осени спешит зима.
Музыка, звучи, звучи, нас в декабрь перенеси.
Звучит пьеса «Декабрь» (повторное слушание)
Девочки изображают кружение снежинок под музыку.
Какая светлая, Радостная музыка! Кто помнит название этой пьесы? («Декабрь. Святки») «Святки» - красивый зимний вальс. Его музыка передаёт нам волнение и радость приближения Рождества и Нового года.
А вы помните наш новогодний праздник? А хорошую добрую новогоднюю сказку? Как она называлась? («Золушка») Итак, волшебная сила музыки возвращает нас в новогоднюю сказку.
Вновь звучит фрагмент пьесы «Декабрь»
Артисты, пройдите в костюмерную.
Дети исполняют новогоднюю музыкальную сценку по мотивам сказки
Ш. Перро «Золушка»
Закончилась наша новогодняя сказка, а вместе с ней закончилось наше музыкальное путешествие по временам года. Я думаю, что вы полюбили музыку П. И. Чайковского и обязательно захотите познакомиться со всеми пьесами из альбома «Времена года»