Папки-передвижки

«Добрый и злой в сказках разных народов». Конспект НОД в средней группе (образовательная область «Познание»)

Наталья Панкина
«Добрый и злой в сказках разных народов». Конспект НОД в средней группе (образовательная область «Познание»)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

образовательная область «Познание»

«Добрый и злой в сказках разных народов»

Форма проведения :занятие

Публикация «„Добрый и злой в сказках разных народов“, Конспект НОД в средней группе (образовательная область „Познание“)» размещена в разделах

Цель: воспитание умений идентифицировать ценности и образы различных культур.

Задачи :

1. Формировать моральные представления о доброте.

2. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

3. Закреплять умение пересказывать, учить детей отвечать полным предложением, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам. Раскрыть сущность полярных понятий “добро” и “зло”, Активизировать словарь детей синонимами: (злой, сердитый, недовольный, грубый, (добрый, правдивый, внимательный, заботливый, антонимами (добрый – злой, хитрый - доверчивый, грубый - ласковый).

Предварительная работа :

Художественно – эстетическая область : Рассматривание книжных иллюстраций к сказкам

Образовательная область «Познание» : Рассказывание сказок "Заюшкина избушка", "Лисичка-сестричка и серый волк", «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» и др.

Оборудование : игрушка лисы, иллюстрации к сказкам, волшебный мешочек.

Организационный момент в соответствии с СанПиНом

Мотивация

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.

А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.

Добрый день, дорогие дети и взрослые!

Ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Дети стоят в кругу.

Сюрпризный момент Закрывайте глаза. Произнесите волшебные слова: кримбле, крамбле, бумс.

-Вот мы и попали в сказочную страну. Здесь мы с вами встретимся со сказочными героями. С плохими и хорошими, добрыми и злыми. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Я вам подскажу:

Хитрая плутовка,

рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее.

-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису?

(Лисичка со скалочкой, Колобок, Рукавичка, .) Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки с изображением русских народных сказок "Заюшкина избушка", "Лисичка-сестричка и серый волк", Лисичка со скалочкой, Колобок.

В сказках Лису называют Патрикеевной, потому что 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Князь сеял вражду меж народа и создал специальные дружины которые занимались разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову "хитрец". А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная "наследница" знаменитого

князя, и получила отчество - Патрикеевна.

- Ребята, а как еще в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кумой, кумушкой и. т. д)

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, в этих сказках лиса - главный герой. Но наша гостья прибежала из сказки, где она обидела зайца и выгнала его из домика. Как она называется? (Заюшкина избушка.)

-Какой герои злой (добрый) в сказке?

-Кто помогает победить лису?

- За что она наказана? (За свои злые поступки)

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому - Колобок. В сказке Колобок встречается с различными животными, которые хотят его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. При встрече с каждым зверем колобок поет песенку: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц, уйду». Лиса же, с помощью обмана, притворившись глухой, просит повторить песенку и съедает его.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, зло.

Однако в сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды.

В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли чудесного помощника героя. И подобный сюжет встречается в сказках многих народов.

Работа с сигнальными карточками «Добрый - злой».

У детей карточки красного и зеленого цвета. Красная - значит злой, а зеленая- добрый. Воспитатель называет сказку, а дети решают, добрый или злой герой в той или иной сказке.

Ребята! Наша страна многонациональна. Но дети разных народов очень похожи : они любят сказки и каждый народ сочиняет их для них; они любят игры, и у каждого народа есть свои игры.

Я предлагаю поиграть вам в татарскую народную игру «Лис и курочки»

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лис. Курочки ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки. Когда к ним подкрадывается лис, петухи кричат ку-ка-ре-ку. По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лис, который старается запятнать любого из игроков.

На лугу гуляют куры, рядом с ними петушок.

Ходит важною походкой, золотистый гребешок.

Лис подкрался незаметно, бросился на кур, те в миг

Закричали и в курятник побежали напрямик.

Кто не ловкий, не спешит, от лисы не убежит.

А теперь давайте поиграем в ненецкую народную игру “Юрта”

Подгруппы детей по четыре человека образуют круг около свернутого платка, который лежит на земле. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную музыку. Музыка заканчивается, и дети должны развернуть платки. За четыре конца поднять его высоко над головой.

Правила игры: Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Кружит суховей-песок, кружат дети в хороводе.

Дом построить нет досок, вот уж силы на исходе.

Но додумались и мигом за постройку все взялись.

Кто быстрей построит юрту? Хочешь первым? Шевелись!

А теперь давайте поиграем Башкирская народная игра “Липкие пеньки”

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей.

Правила игры: Пеньки не должны вставать с мест.

На полянке у реки появились вдруг пеньки.

Кто-то их смолой облил, сверху донизу залил.

Обойдем их стороной, ни коснувшись, ни задев,

Мы найдем пенек сухой, отдохнем на нем присев.

Заключение:

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Рефлексивный компонент:

Как вы весело играли, молодцы! А в волшебном мешочке что, то еще осталось, я сейчас посмотрю. Да здесь маленькие подарочки для вас!

Пора возвращаться с детский садик. Давайте попрощаемся с гостями. Закрывайте глаза. Произнесите волшебные слова: кримбле, крамбле, бумс.

И “улетаем” в детский сад с песней “Улыбка” В. Шаинского.

Публикации по теме:

Диагностика. Образовательная область «Познание».Диагностика. Образовательная область «Познание». Уважаемые коллеги, наверное многие испытывают затруднения с проведением диагностики в этом году, в связи с введением новых ФГТ. Хочу с вами.

Презентация (слайды) к открытому занятию «Постройка жилищ» К педсовету проводила открытое занятие по конструированию "Постройка жилищ" Целью занятия было закрепить архитектура-как вид искуства, построить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Добрый и злой в сказках разных народов». Конспект НОД в средней группе (образовательная область «Познание»)
Опубликовано: 29 марта 2013 в 09:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Добрый и злой в сказках разных народов». Конспект НОД в средней группе (образовательная область «Познание»)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Панкина (УИ 61703) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД