Ирина Родионова
Конспект НОД по обучению грамоте «Письмо старичка-лесовичка» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: учить звукослоговому анализу слов. Закрепить навык произношения звука щ. Работать над предложением. Формировать мотивацию к обучению. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать нравственные качества – желание помочь друг другу.
Оборудование: игра «Готов к школе»; картинки сказочных героев (Старичок-лесовичок, Баба Яга, цветик-семицветик, светофорчики, шарик су-джок, игра «Собери словечко», буква (Щ, клей, цветные фигурки для украшения буквы, шариковые ручки.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Письмо старичка-лесовичка“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2013
Коммуникация – развивать построение высказывания. Учить излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать фонематический слух. Определять место звука в слове, выделять последовательность звуков в простых словах. Упражнять в членении предложений на слова с указанием их последовательности.
Труд – формировать умение создавать образ буквы, украшая ее разными цветными фигурками.
Социализация – развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Здоровье – двигательная активность в течение занятия, проведение физкультминутки, развитие мелкой моторики.
Чтение художественной литературы – развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
1. Организационный момент. Игра «Готов к школе?».
(Логопед показывает карты с заданиями. Например: какая картинка лишняя?; или «подбери картинку к слову ОНА» и т. д.
2. Повторение пройденного материала.
Шел по лесу старичок,
Старичок-лесовичок,
Весь мохнатенький, сучковатенький.
Нес он рыжики в корзинке,
А куда свернул с тропинки,
Мы и не заметили,
А вы его не встретили?
Ответы детей.
Логопед: дети, но он оставил нам конверт. Интересно, что в нем?
«Ребята, хочу узнать, готовы к школе вы или нет?» а поэтому приготовил для вас испытания.
Игра «Цветик-семецветик». Лепестки с заданиями сказочных героев.
Какие звуки нас окружают? (шумовые, речевые, музыкальные).
Какие звуки вы произносите свободно и долго?
При произнесении каких других звуков встречается преграда?
1. Лепесток.
Что за гласные такие?
Видно звуки не простые.
Вы про них ответьте мне,
А не то ведь быть беде.
Дети читают стихотворение о гласных и называют гласные.
Лепесток. Какие звуки шелестят, свистят, шипят?
Дети читают стихотворение. Называют согласные.
Лепесток. Что такое слог? (часть слова). Назовите слоги.
Ответы детей.
А из чего состоят слова? Назовите слова.
А из чего состоит предложение? И т. д.
Дети отвечают на вопросы, отрывая лепестки.
2. С каким звуком вы познакомились?. Дайте характеристику звуку Щ».
Щ – согласный, глухой, всегда мягкий.
Игра «Камень – вата». Дети хлопают в ладоши, если слышат звук (щ). И вытягивают руки вперед, зажимая в кулачки, если слышат другой звук.
2 вариант: дети поднимают синий кружок, если слышат твердый звук в начале слова, и поднимают зеленый кружок, если слышат мягкий звук в начале слова.
Словарный материал: шелк, щекотать, шептать, шипцы…
3. Игра «Угадай слово».
Заменить в слове первый звук на звук щ:
Мель-щель венок – щенок кит – щит тетка – щетка
Заменить в слове последний звук щи:
Пили – пищи веки – вещи чаши – чащи
4. Игровое упражнение «Подбери слово по смыслу».
Появилась в небе …щучка,
Капли капают уже.
Плещется в речушке …тучка,
Рыбаки спешат к реке.
Все колдуньи …злые щетки
Любят рыскать по домам.
Любят брать чужие …тетки
И лететь по злым делам.
5. Физкультминутка про царя гороха. Проводит ребенок.
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
6. Ой, а кто это появился? (появляется картинка «темный силуэт» Бабы Яги)
А как вы догадались, что это Баба Яга?
Ответы детей.
Логопед: рассердилась она на вас и как махнула метлой, и в некоторых словах рассыпались слоги.
Игра «Слоги перепутались». (слова: щука, роща). Дети одевают шапочки со слогами и пытаются сложить слова. Им помогают другие дети.
7. Лепесток. Игра «Собери словечко». (из первых букв слов составляют слово). Выставляются картинки, а дети собирают одно слово.
8. Лепесток. Звукобуквенный анализ слова роща.
Дети работают за столами. Один ребенок у доски выкладывает слово знаками-символами, делает анализ.
9. Лепесток. Выложи схему предложения.
Барабанщик играет на барабане. Дети выкладывают схему предложения на своих местах, а один ребенок у доски выкладывает схему и делает анализ. Какое первое слово? Какое второе? Какое маленькое слово? Какое последнее слово? Сколько слов в предложении? С какой буквы начинается предложение? Что ставится в конце?
10. Массаж с шариком су-джок.
Дети проговаривая стихотворение, массажируют каждый пальчик.
На расческу щ похожа-
Три зубка всего
Ну что же.
11. Лепесток. Игра «Одень букву в платьице». Развитие мелкой моторики. Украшают букву листочками, можно другими фигурками по желанию детей.
12. Рефлексия. Появляется старичок и хвалит детей. (подарки - ручки для занятия в школе)