Конспект НОД по декоративно-прикладному творчеству «Кожлянская игрушка-гордость Курского края»

Ольга Матова
Конспект НОД по декоративно-прикладному творчеству «Кожлянская игрушка-гордость Курского края»

МБДОУ "Детский сад" №81

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5- 6 лет с нарушением речи

ТЕМА: Кожлянская игрушка – гордость Курского края.

Подготовила: воспитатель

Матова Ольга Викторовна

Курск 2015

Кожлянская игрушка – гордость Курского края.

Цель: Уточнять и расширять знания детей о народном промысле Курского края– кожлянской игрушке, особенностях её росписи.

Обогащать словарь детей прилагательными.

Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора. Формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно- прикладному искусству как отражению жизни во всём её многообразии.

Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.

Материалы и оборудование: Кожлянские игрушки, портрет В. В. Ковкиной, фонограмма пения птиц, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, микрофон, видеокамера.

Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами Курского края, историей их появления. Знакомство с кожлянской игрушкой, рассматривание её иллюстраций, предметов, игрушек, лепка кожлянских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приёмами рисования.

Образовательные области: Социально- коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.

Ход НОД.

Воспитатель с детьми заходит в группу.

В-ль: - Когда гости к нам пришли.

Что сказать мы им должны?

Дети: - Здравствуйте.

В-ль: - Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, Родина моя,

Здравствуйте, мои друзья!

В-ль: - Ребята, скажите, пожалуйста, а что вы понимаете под словом «Родина»? (ответы)

В-ль: - Да, ребята, Родина – это то что нас окружает: это и земля, и леса, и поля. Она очень большая. А как же называется наша Родина? (Россия)

В-ль: - Правильно. Россия – это наша огромная Родина, но у каждого из нас есть и малая Родина – это и дом, где мы родились, и тропинка, по которой идём в детский сад, и сад, в котором любим играть, заниматься и веселиться и т. д.

В-ль: - Ребята, а наша Родина издавна славится народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. А что значит золотые руки? Они что покрыты золотом? (Золотые руки- это значит очень трудолюбивые, умелые, в которых спорится любая работа)

- Правильно, ребята, ведь недаром гласит русская народная пословица «Золото познаётся в огне, а человек в труде»

- А какие р. н. пословицы о труде, о великих мастерах вы знаете?

- Труд кормит, а лень портит

- Умелые руки не знают скуки.

- Мастер - золотые руки.

- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера.

- Красна птица оперением, а человек рукоделием.

В-ль:- Вот сколько пословиц вы знаете о умельцах, мастерах, и действительно, только в умелых, трудолюбивых, золотых руках спорится работа.

- Ребята, а наш Курский край, в котором мы живём славится тоже мастерами, народными умельцами. А как их называют знаете? (кожлянские, суджанские, дроняевские мастера)

- А чем знамениты кожлянские мастера? (кожлянские мастера знамениты глиняной игрушкой – свистулькой)

- Ребята, ой как интересно. А давайте мы с вами сделаем репортаж о кожлянской игрушке.

- Ну что отправляемся в музей?

А можно я буду корреспондентом, а вы посетители музея. Согласны?

- В музей мы с вами поедем на поезде, занимайте свои места, мы отправляемся.

Дети встают друг за другом за воспитателем и произносят слова:

Загудел паровоз и вагончики повез:

- Чу- чу- чу- чу- чу – чу - чу – далеко я укачу.

Заходим в музей

В-ль: - Вот мы с вами и в музее народных промыслов, откуда и пойдет наш репортаж о знаменитой игрушке- свистульке.

В-ль:- Скажите, пожалуйста, вы как посетитель музея знаете ли вы откуда же появилась кожлянская игрушка?

Ребенок:- Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли Курчатовского уезда, славится оно глиняной расписной игрушкой. Игрушки – свистульки лепят из синей глины мастера и умельцы. После обжигания она становится почти белой.

В-ль: - Дорогие телезрители, обратите внимание игрушки лепят из синей глины, а она становится белой после обжигания.

В-ль:- А сейчас мы узнаем как же расписывают кожлянские мастера свои свистульки.

Ребенок: - Роспись на глиняной игрушке делают красками. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, желток куриного яйца для того чтобы роспись была яркой и нарядной.

В-ль:- Я хочу подойти к другому гостю музея.

- А чем наносят узор и краски?

Ребенок: - Раньше расписывали игрушки гусиными и куриными перьями. А сейчас расписывают кистями.

В-ль:- Будьте любезны, скажите а какие цвета и узоры используют кожлянские мастера?

Ребенок:- Любимые цвета кожлянских мастеров красный, синий, зеленый, желтый.

В-ль:- В росписи используют только эти цвета или допускаются какие-то оттенки?

Ребенок:- Используют еще малиновый и фиолетовый цвет.

В-ль:- Уважаемые посетители, я обращаюсь ко всем, я прекрасно поняла,что узор кожлянской игрушки очень прост, но какую же информацию он несет?

- Вот посмотрите здесь есть элементы:

Х Х Х – сетка – поле вспахано

/ / / - полосы – поле

/ - дорога

- волна – вода

В-ль:- Вы посмотрите какие интересные элементы используются мастерами:

Вода, поле, земля- все это символизирует благополучие, достаток.

- Вопрос следующему гостю музея: А какие игрушки лепили кожлянские мастера?

Ребенок:- Кожлянские мастера лепили разных животных: например коров, лошадок, козочек, птиц- индюшек и другие фигурки.

Ребенок:- А я хочу дополнить. Есть у мастериц свистулька- курский соловей. Эта игрушка, которая после заполнения её водой издает подобие соловьиной трели.

В-ль:- Ой, как интересно. А можно посвистеть? (Провести показ)

В-ль:- Дорогие друзья, мы подходим к портрету кожлянской мастерицы Валентины Венедиктовны Ковкиной. Она донесла опыт кожлянских мастеров до наших дней. Она стала народным мастером России. Её игрушки - свистульки украшают многие музей России. В настоящее время осталось очень мало мастеров, которые умеют делать эти музыкальные игрушки.

В-ль:- Подскажите, пожалуйста, а где можно купить свистульки кожлянских мастеров?

Ребенок: - Купить эти игрушки можно на курских ярмарках и на других ярмарках России.

В-ль:- А я слышала, что свистом кожлянской игрушки можно закликать солнышко, просить о богатом урожае. И даже отгонять от себя злых духов.

- Давайте и мы с вами образуем круг и отпугнем от себя злых духов. (В центр круга встает ребенок, свистит в свистульку)

Дети произносят:

Вихрь, вихрь не на меня,

Крути злого лешака,

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

В-ль:- Уважаемые гости, я предлагаю посетить мастерскую кожлянских умельцев и попробовать раскрасить кожлянские игрушки. Тем самым мы пополним музей кожлянской игрушки новыми экспонатами.

- Пройдемте и продолжим наш репортаж в мастерской кожлянских умельцев.

- Дорогие наши зрители. Сейчас мы с вами станем свидетелями того как посетители музея своими руками раскрасят кожлянскую игрушку. Вот они подходят к столам и рассматривают все ли на месте: игрушка белого цвета, кисти, краски. Вот они усаживаются поудобнее, разминают свои пальчики, трут друг о друга и греют их.

- Теперь мастера приступают к работе. (Дети раскрашивают игрушку под музыку).

- Наконец, наша работа закончена и мы становимся свидетелями появления новых экспонатов для музея кожлянской игрушки.

-Ребята, вы такие молодцы. Очень старались. Каждая работа интересна, неповторима и индивидуальна. Давайте подарим наши игрушки музею.

- Уважаемые друзья, на этом наш репортаж закончен. Спасибо большое за внимание.

- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в поезде:

Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!

- Вот ребята мы и вернулись в детский сад.

- А понравилось ли вам сегодня быть художниками?

-А какую игрушку мы с вами сегодня расписывали?

- Ребята, а мы с вами уже расписывали кожлянские игрушки на занятиях раньше, давайте подарим их нашим гостям. (дети дарят игрушки гостям).

На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Аппликация по декоративно-прикладному творчеству «Укрась блюдечко»Аппликация по декоративно-прикладному творчеству «Укрась блюдечко» Программное содержание: Продолжить знакомить детей с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Цветы из ткани» «Цветы для Мурманска» Конспект: занятия по декоративно-прикладному творчеству «Цветы из ткани» Цели: Развивать познавательный интерес к.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Филимоновская роспись» Роспись: филимоновская «Рисование узора из двух цветов». Группа: средняя. Цель. Узнавать филимоновские игрушки, выделять средства выразительности.

Конспект интегративной образовательной деятельности в подготовительной группе «Народные промыслы Курского края»Конспект интегративной образовательной деятельности в подготовительной группе «Народные промыслы Курского края» Цель: обобщить представления детей о народных промыслах Курской области и способах передачи личных впечатлений. Задачи: - развивать умения.

Конспект занятия «Кожлянская игрушка — гордость Курского края» Кожлянская игрушка – гордость Курского края Цель: знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой - свистулькой.

Мастер класс по декоративно-прикладному творчеству «Цветок из капрона»Мастер класс по декоративно-прикладному творчеству «Цветок из капрона» Мастер-класс По декоративно-прикладному творчеству. Тема: «Цветок из капрона». Описание материала: Представленный конспект мастер класса.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Домовушка»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Домовушка» .

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Изготовление броши»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Изготовление броши» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству. Тема: Изготовление броши. Описание материала: Представленный конспект мастер класса.

Проект «Народные промыслы Курского края»Проект «Народные промыслы Курского края» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Народные промыслы Курского края» Автор: Родюкова В. Г., воспитатель группы общеразвивающей направленности.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9». Продолжительность:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по декоративно-прикладному творчеству «Кожлянская игрушка-гордость Курского края»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 19:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотозарисовки большого авиационного праздника
В минувшую субботу, 19 октября, на аэродроме Чкаловска состоялось празднование юбилея образования 689 гвардейского Сандомирского ордена Александра...
Фотоотчет о проведении осеннего мероприятия для детей младшего возраста
«Между елок, между сосен, Осторожно бродит Осень. Королева Осень – рыжая лиса- Красит в рыжий цвет Зелёные леса! » В. Степанов Сегодня сама...
Конспект занятия по рисованию «Русский народный сарафан» с детьми дошкольного возраста
Цель: создать условия для формирования интереса к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество....