Елена Борисова
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Масленица. Прощенное воскресенье»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по духовно-нравственному воспитанию
«Масленица. Прощеное воскресенье»
(старший дошкольный возраст)
Задачи:
Продолжать знакомить детей с масленой неделей, готовящей к
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию „Масленица, Прощенное воскресенье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
Великому посту. Формировать у детей представления о Великом посте как времени духовно-нравственной подготовки к празднику Пасхи и необходимости самоисправления: заботиться об очищении своей души; просить прощения у того, кого чем-то обидел, огорчил; не делать, не говорить, не думать плохого.
Формировать у детей представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и некрасоту злых. Дать понятие, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.
Воспитывать у детей стремление быть добрым, помогать людям, принимать участие в трудах и заботах о близких.
Методы и приемы:
Практический: мультимедийная презентация «Масленица», игры, физкультминутка.
Наглядный: рассматривание Дерево добра, календаря с православными праздниками, сюжетных картинок
Словесный: беседа, рассуждение, вопросы, ответы, пояснение.
Используемый материал: ноутбук, флеш-карта, мультимедийная презентация «Масленица», песня «Если добрый ты…», муз. Чайковский Времена года. Февраль. Масленица.
Две куклы, изображающие мальчиков.
Логика образовательной деятельности:
1. Рассказ воспитателя о масленице как неделе, подготавливающей к Посту.
Слайд 1.
В начале весны мы отмечаем Масленицу, самый веселый народный праздник, который пришел к нам из далекого прошлого. Длится целую неделю, поэтому говорят: «Живет Масленица семь деньков».
Слайд 2
Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица".
Слайд 3
Масленица или масляная, Сырная недели – это последние недели перед Великим Постом, который продлится до Пасхи.
Праздновали Масленицу широко и разудало целую неделю. Каждый день Масленицы имел свое название и правила поведения.
Слайд 4
Понедельник – Встреча. Чучело Масленицы делали из соломы, водили вокруг него хороводы, пели песни. Люди делали все, чтобы уговорить зиму уйти. Еще ее называют «Масленицей - объедухой».
Приехала Масленица,
Приехала сырная.
Разгульная,
А не смирная.
Слайд 5
2 день – «Заигрыш». Народ веселится, катается на качелях, каруселях, на лошадях.
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Слайд 6
3день – «Лакомка» или «Сладкоежка».
В этот день ходили, друг к другу в гости, угощали блинами.
Масленица – блиноеда
Накормила до обеда.
А сама – то за плетень
На весь день, на весь день!
Слайд 7
4день- Разгуляй четверок или широкий четверг
В этот день было шумное веселье, гуляли с утра до вечера. Ярмарки открывались веселые.
Слайд 8
Пятница – тещины вечера-гостевой день
В этот день также ходили в гости угощались блинами, пели песни
Слайд 9
Суббота –золовкины посиделки
В пятый и шестой день ходили к родителям и родственникам на блины и дарили подарки.
Слайд 10
7 день – «Прощенное воскресенье».
Есть особое время в году, когда после веселой масленицы перед самым Великим постом приходит Прощеное воскресенье. Зачем этот день людям? Чтобы честно подготовиться к началу Поста, подумать, вспомнить, попросить прощение у всех, кого нечаянно или умышленно обидел. Вспомните, у кого вам надо не забыть попросить прощенья? За что?
Прощеный день-это особый день, когда все от мала до велика не обвиняют другого, а винятся сами, чтобы не повторять ссор и обид.
- Как вы понимаете слово винятся?
- Почему происходят ссоры между детьми (разница между своими и чужими желаниями).
Воспитатель вносит двух кукол и обращает внимание на то, что они очень печальные и хотят рассказать, что с ними случилось. Воспитатель читает детям стихотворение Т. Козловой от имени мальчиков.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл…
- И я забыл…
-Что ж не будете ругаться?
- Ни за что!
- И никогда!
- Остается вам обняться!
- Здорово!
- Согласен я!
Беседа с детьми: Как поссорились мальчики? Как они помирились? Как миритесь со своими друзьями вы? Затем куклы «прощаются» с детьми и обещают, что больше не будут ссориться.
В этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения сперва у родных, потом у друзей.
- Давайте закроем глаза и вспомним, кого обидели, сказали грубое слово и мысленно попросим прощения. Откроем глазки, улыбнемся и подарим друг другу лучик радости и добра.
А что значит «поститься»? Что такое «пост»? (Выслушать мнение детей, если они есть)
Поститься – это значит «воздерживаться». Это значит ограничивать себя в чем-то.
Как вы думаете, зачем нужно себя в чем-то ограничивать? (Мнения детей)
Что труднее, делать то, что хочется, или заставить себя отказаться от чего-то приятного, но не очень полезного? (Заставить отказаться) То есть получается, что мы такие слабые… Мне не хочется быть слабой. Я хочу быть сильной (не физически, а в душе). Я хочу научиться владеть собой, хочу воспитать свою силу воли.
Взрослые чаще постятся в еде, не едят скоромного (то есть мяса, молочного, Но вы еще не взрослые, вашему организму нужны силы, чтобы расти. Нужны витамины, питательные вещества, вам надо кушать хорошо. В чем же мы можем себя ограничить?
Воспитатель показывает на конфеты. Что это? – Конфеты. Они очень полезные? – Нет. Но мы их очень любим. Можем ли мы ограничить себя в сладком? – Можем. Например, если вы каждый день съедали по 2 конфетки, то в пост можно поставить себе цель съедать всего лишь по 1 конфетке в день. Возможно кто-нибудь сможет совсем отказаться от сладкого на время поста – тот большой молодец! Кто готов попробовать есть меньше сладкого в пост? (дети поднимают руки). Молодцы!
Посмотрите на следующую картинку. Это телевизор. Вы любите мультики? – Конечно. Это тоже удовольствие, и тоже пользы от него мало. Мы и тут можем себя ограничить. Смотреть, например, вместо трех всего лишь по 1 мультику в день. Или, если мы смотрели их утром и вечером, смотреть только вечером. Кто готов попробовать так сделать?
Вы любите получать подарки? Конечно, все любят получать подарки. И часто вы выпрашиваете у родителей купить что-нибудь. Так вот именно в пост нужно постараться не выпрашивать ни одного подарка и тогда, когда выдержит, обязательно получит на Пасху хороший большой подарок. Но только тот, кто продержится весь пост.
Не сердится, не обижать, прощать – это не просто. Вот в пост мы особенно должны постараться это сделать. Постараемся?
Ребята, давайте подойдем к нашему календарю и посмотрим, какие праздники ожидаются весной до Пасхи.
7 апреля- праздник Благовещения;
24 апреля – Вербное воскресенье; Вход Иисуса Христа в Иерусалим.
1 мая - самый главный праздник Светлого Воскресения Христова.
Физкультминутка: Игра «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Покружитесь, пожалуйста!
Поднимите руки к солнцу!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Дети подходят к «Дереву добра» и рассматривают его.
Ребята, обратите внимание на наше дерево. Что с ним случилось? Что мы видим?
Почему часть дерева яркое, цветущее, зеленое, красочное, а другая его часть печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое?
С чем мы можем сравнить это дерево? (С нашей душой)
Есть злые и добрые поступки. Кто делает добрые дела, тот приносит радость, а кто злые, тот – печаль.
Оживить его могут ваши добрые поступки, добрые дела. Какие добрые дела можете вы совершать?
Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»
Звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты».
Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на дерево сухое (плохие поступки) или на цветущее дерево (хорошие поступки) и объясняют свой выбор.
- Какие поступки легче совершать хорошие или плохие?
Вывод: Хорошо ли творить добро?
Добрый человек добро сеет.
Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре.
Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки. Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.
Сегодня мы с вами закрывали глазки и мысленно просили прощения у тех, кого обидели. А вы знаете, как просить прощения?
Сейчас наши девочки покажут небольшую сценку.
Сценка «Прощение».
Первая девочка: Прости меня грешную, на Великий пост!
Вторая девочка: Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости ради Бога, если чем – то обидела.
Третья девочка: А как просят у друг друга прощения – обнимаются и целуются.
Дидактическое упражнение «Вручи подарок»
Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему другу. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.
По желанию детей выучить стихотворение священника Андрея Козлова «Прости»
Чтоб душе нашей расти,
Нужно говорить прости.
Это слово не простое,
Оно Божие, святое.
Литература:
1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: науч. - метод. пособие для воспитателей детских садов / Л. П. Гладких, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков; Курск. гос. ун. -т. – Курск, 2008. – с. 324.
2. Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для чтения для детей и родителей. – Новосибирск, 1994. – 390с.