Папки-передвижки

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Масленица. Прощенное воскресенье»

Елена Борисова
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Масленица. Прощенное воскресенье»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по духовно-нравственному воспитанию

«Масленица. Прощеное воскресенье»

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

Продолжать знакомить детей с масленой неделей, готовящей к

Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию „Масленица, Прощенное воскресенье“» размещена в разделах

Великому посту. Формировать у детей представления о Великом посте как времени духовно-нравственной подготовки к празднику Пасхи и необходимости самоисправления: заботиться об очищении своей души; просить прощения у того, кого чем-то обидел, огорчил; не делать, не говорить, не думать плохого.

Формировать у детей представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и некрасоту злых. Дать понятие, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.

Воспитывать у детей стремление быть добрым, помогать людям, принимать участие в трудах и заботах о близких.

Методы и приемы:

Практический: мультимедийная презентация «Масленица», игры, физкультминутка.

Наглядный: рассматривание Дерево добра, календаря с православными праздниками, сюжетных картинок

Словесный: беседа, рассуждение, вопросы, ответы, пояснение.

Используемый материал: ноутбук, флеш-карта, мультимедийная презентация «Масленица», песня «Если добрый ты…», муз. Чайковский Времена года. Февраль. Масленица.

Две куклы, изображающие мальчиков.

Логика образовательной деятельности:

1. Рассказ воспитателя о масленице как неделе, подготавливающей к Посту.

Слайд 1.

В начале весны мы отмечаем Масленицу, самый веселый народный праздник, который пришел к нам из далекого прошлого. Длится целую неделю, поэтому говорят: «Живет Масленица семь деньков».

Слайд 2

Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица".

Слайд 3

Масленица или масляная, Сырная недели – это последние недели перед Великим Постом, который продлится до Пасхи.

Праздновали Масленицу широко и разудало целую неделю. Каждый день Масленицы имел свое название и правила поведения.

Слайд 4

Понедельник – Встреча. Чучело Масленицы делали из соломы, водили вокруг него хороводы, пели песни. Люди делали все, чтобы уговорить зиму уйти. Еще ее называют «Масленицей - объедухой».

Приехала Масленица,

Приехала сырная.

Разгульная,

А не смирная.

Слайд 5

2 день – «Заигрыш». Народ веселится, катается на качелях, каруселях, на лошадях.

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит.

Слайд 6

3день – «Лакомка» или «Сладкоежка».

В этот день ходили, друг к другу в гости, угощали блинами.

Масленица – блиноеда

Накормила до обеда.

А сама – то за плетень

На весь день, на весь день!

Слайд 7

4день- Разгуляй четверок или широкий четверг

В этот день было шумное веселье, гуляли с утра до вечера. Ярмарки открывались веселые.

Слайд 8

Пятница – тещины вечера-гостевой день

В этот день также ходили в гости угощались блинами, пели песни

Слайд 9

Суббота –золовкины посиделки

В пятый и шестой день ходили к родителям и родственникам на блины и дарили подарки.

Слайд 10

7 день – «Прощенное воскресенье».

Есть особое время в году, когда после веселой масленицы перед самым Великим постом приходит Прощеное воскресенье. Зачем этот день людям? Чтобы честно подготовиться к началу Поста, подумать, вспомнить, попросить прощение у всех, кого нечаянно или умышленно обидел. Вспомните, у кого вам надо не забыть попросить прощенья? За что?

Прощеный день-это особый день, когда все от мала до велика не обвиняют другого, а винятся сами, чтобы не повторять ссор и обид.

- Как вы понимаете слово винятся?

- Почему происходят ссоры между детьми (разница между своими и чужими желаниями).

Воспитатель вносит двух кукол и обращает внимание на то, что они очень печальные и хотят рассказать, что с ними случилось. Воспитатель читает детям стихотворение Т. Козловой от имени мальчиков.

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл…

- И я забыл…

-Что ж не будете ругаться?

- Ни за что!

- И никогда!

- Остается вам обняться!

- Здорово!

- Согласен я!

Беседа с детьми: Как поссорились мальчики? Как они помирились? Как миритесь со своими друзьями вы? Затем куклы «прощаются» с детьми и обещают, что больше не будут ссориться.

В этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения сперва у родных, потом у друзей.

- Давайте закроем глаза и вспомним, кого обидели, сказали грубое слово и мысленно попросим прощения. Откроем глазки, улыбнемся и подарим друг другу лучик радости и добра.

А что значит «поститься»? Что такое «пост»? (Выслушать мнение детей, если они есть)

Поститься – это значит «воздерживаться». Это значит ограничивать себя в чем-то.

Как вы думаете, зачем нужно себя в чем-то ограничивать? (Мнения детей)

Что труднее, делать то, что хочется, или заставить себя отказаться от чего-то приятного, но не очень полезного? (Заставить отказаться) То есть получается, что мы такие слабые… Мне не хочется быть слабой. Я хочу быть сильной (не физически, а в душе). Я хочу научиться владеть собой, хочу воспитать свою силу воли.

Взрослые чаще постятся в еде, не едят скоромного (то есть мяса, молочного, Но вы еще не взрослые, вашему организму нужны силы, чтобы расти. Нужны витамины, питательные вещества, вам надо кушать хорошо. В чем же мы можем себя ограничить?

Воспитатель показывает на конфеты. Что это? – Конфеты. Они очень полезные? – Нет. Но мы их очень любим. Можем ли мы ограничить себя в сладком? – Можем. Например, если вы каждый день съедали по 2 конфетки, то в пост можно поставить себе цель съедать всего лишь по 1 конфетке в день. Возможно кто-нибудь сможет совсем отказаться от сладкого на время поста – тот большой молодец! Кто готов попробовать есть меньше сладкого в пост? (дети поднимают руки). Молодцы!

Посмотрите на следующую картинку. Это телевизор. Вы любите мультики? – Конечно. Это тоже удовольствие, и тоже пользы от него мало. Мы и тут можем себя ограничить. Смотреть, например, вместо трех всего лишь по 1 мультику в день. Или, если мы смотрели их утром и вечером, смотреть только вечером. Кто готов попробовать так сделать?

Вы любите получать подарки? Конечно, все любят получать подарки. И часто вы выпрашиваете у родителей купить что-нибудь. Так вот именно в пост нужно постараться не выпрашивать ни одного подарка и тогда, когда выдержит, обязательно получит на Пасху хороший большой подарок. Но только тот, кто продержится весь пост.

Не сердится, не обижать, прощать – это не просто. Вот в пост мы особенно должны постараться это сделать. Постараемся?

Ребята, давайте подойдем к нашему календарю и посмотрим, какие праздники ожидаются весной до Пасхи.

7 апреля- праздник Благовещения;

24 апреля – Вербное воскресенье; Вход Иисуса Христа в Иерусалим.

1 мая - самый главный праздник Светлого Воскресения Христова.

Физкультминутка: Игра «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Покружитесь, пожалуйста!

Поднимите руки к солнцу!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Дети подходят к «Дереву добра» и рассматривают его.

Ребята, обратите внимание на наше дерево. Что с ним случилось? Что мы видим?

Почему часть дерева яркое, цветущее, зеленое, красочное, а другая его часть печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое?

С чем мы можем сравнить это дерево? (С нашей душой)

Есть злые и добрые поступки. Кто делает добрые дела, тот приносит радость, а кто злые, тот – печаль.

Оживить его могут ваши добрые поступки, добрые дела. Какие добрые дела можете вы совершать?

Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

Звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты».

Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на дерево сухое (плохие поступки) или на цветущее дерево (хорошие поступки) и объясняют свой выбор.

- Какие поступки легче совершать хорошие или плохие?

Вывод: Хорошо ли творить добро?

Добрый человек добро сеет.

Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре.

Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки. Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.

Сегодня мы с вами закрывали глазки и мысленно просили прощения у тех, кого обидели. А вы знаете, как просить прощения?

Сейчас наши девочки покажут небольшую сценку.

Сценка «Прощение».

Первая девочка: Прости меня грешную, на Великий пост!

Вторая девочка: Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости ради Бога, если чем – то обидела.

Третья девочка: А как просят у друг друга прощения – обнимаются и целуются.

Дидактическое упражнение «Вручи подарок»

Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему другу. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.

По желанию детей выучить стихотворение священника Андрея Козлова «Прости»

Чтоб душе нашей расти,

Нужно говорить прости.

Это слово не простое,

Оно Божие, святое.

Литература:

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: науч. - метод. пособие для воспитателей детских садов / Л. П. Гладких, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков; Курск. гос. ун. -т. – Курск, 2008. – с. 324.

2. Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для чтения для детей и родителей. – Новосибирск, 1994. – 390с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Для умелой руки все работы легки» во второй младшей группе Непосредственно образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: «Для умелой руки все работы легки» Вторая.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Крещение господне. Богоявление» КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ. Цель: Знакомство детей с событиями и главными особенностями праздника Крещения Господня. Задачи: учить быть.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Добрые слова» Программное содержание: Цель: закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении; упражнять.

Конспект НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому воспитанию в средней группе «О маме с любовью» Образовательная область: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Программные задачи: -формировать у детей бережное.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы «Божие создание — птицы» Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Православный храм»Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Православный храм» Дарья Ковалева. Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. Тема: "Православный храм". Цель: познакомить детей.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Всех доверчивей и строже в этом мире доброта» Цель: создать условия для формирования духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: формировать.

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию в подготовительной к школе группе «Вербное воскресенье» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с православным праздником Вербное воскресение, с традициями праздника. 2. Развивать мелкую моторику.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Мир ангелов» Цель: Расширять представления детей о сотворении мира Богом. Уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Журавлики летят» Программное содержание Воспитывать любовь к Родине и родной природе. Развивать умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Масленица. Прощенное воскресенье»
Опубликовано: 5 марта 2019 в 19:38
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Масленица. Прощенное воскресенье»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Борисова (УИ 202659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД