МААМ-картинки

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы «Божие создание — птицы»

Ирина Кунавина
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы «Божие создание — птицы»

Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое, бережное отношение к птицам.

Совершенствовать умение рисовать, разукрашивать, наносить отпечатки ладошки на бумагу. Воспитывать аккуратность, умение работать без спешки, получая удовольствие от проделанной работы, развивать воображение и фантазию детей на занятии. Развивать способности детей к созданию художественного образа с помощью различных выразительных средств

Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы „Божие создание — птицы“» размещена в разделах

Материал: аудиозапись «Голоса птиц в лесу»; глобус; картинки с изображением разных птицы - перелётных, домашних, с гнёздами птиц; по два листочка на каждого ребёнка; веер. Птицы (глиняные и деревянные) – игрушки разных народных промыслов; материалы для творческой деятельности

Ход занятия:

I часть: Беседа

Звучит медленная мелодия. Затем слышится пение птиц.

Вернулись раннею весной

Через моря, долины,

Певцы пернатые домой

На родину с чужбины.

-О ком говорится в стихотворении? О птицах, перелётных птицах.

Мы живем в прекрасном мире, созданном Господом. И сегодня, мы будем говорить о прекрасном, Божием созданием – о птицах. Голоса, каких птиц Вы слышите?

- А как Вы думаете, что они хотят нам сказать? (Наступила весна, пора возвращаться в родные края, стало тепло).

- Сегодня я проснулась от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. Как вы думаете почему? (Наступила весна, птицы рады приходу весны, солнышку, теплу)

-Правильно. Наступила весна. А какая она? (Тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая)

-Какие чудеса происходят весной? Снег превращается в воду, появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля зеленеет от пробивающейся травки и т. д.

-Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

- Как называют птиц, которые прилетают обратно? Перелётные

- А каких птиц мы можем назвать перелетными? Воспитатель показывает картинки с изображением разных птиц- Аист, гусь, журавль, лебедь, утка.)

-Почему эти птицы улетают от нас на зиму, в теплые края? Они питаются насекомыми, а зимой насекомые все попрятались, птицам есть нечего.

-Зачем они возвращаются к нам? Это их родина.

А теперь скажите, чем отличаются птицы от животных? Перьями.

Правильно, от всех других существ, птицы отличаются тем, что они крылатые существа, умеющие летать. И тело и крылья покрыты перьями.

Посмотрите на глобус. Птицы проделывают огромный путь, перелетая от нас в теплые края. Некоторые птицы летят в Африку, другие в Японию, Китай. (Показать ниткой расстояние). Перелетные птицы всегда летят стаями. Первым летит вожак, в середине — более слабые птицы и сзади — крепкие и здоровые птицы, чтобы при необходимости помочь слабым. В пути много птиц погибает, их подстерегают разные опасности: голод, охотники, которые отстреливают птиц. При перелете у птиц под крылом образуются мозоли, которые болят и поэтому им тяжело махать крылом. Когда стая птиц останавливается на отдых, слабых оставляют, потому что остальным надо лететь дальше, чтобы успеть до наступления холодов прилететь в теплые края. Птицы летят и в дождь и в ясную погоду.

II часть: «Чему мы сможем научиться у птиц»

-Как вы думаете, можем ли мы, внимательно наблюдая за повадками и жизнью птиц, научиться у них каким-нибудь добродетелям – добрым поступкам? Давайте поразмышляем.

Мы рассмотрели, какие дальние перелеты совершают птицы, чтобы улететь в теплые края и снова возвратиться на Родину. Значит, мы можем поучиться у них выносливости.

-А как встречают птицы восходящее солнышко рано утром? веселой и звонкой песенкой.

- А ведь мы тоже можем поучиться у птиц радоваться наступлению каждого нового дня, радоваться красоте Божьего мира

- Слышали ли Вы, как красиво поет соловушка? Соловьиную песню слышал, наверное, каждый, а вот соловушку вряд ли кому приходилось видеть. Выглядит соловушка очень скромно и совсем незаметна среди ветвей кустарника, в котором живет. Получается, мы можем поучиться у соловушек скромности, смирению.

- Птицы не сидят без дела, выходит, мы можем поучиться у них активности, трудолюбию.

Как вы думаете, чем занимаются перелетные птицы, прилетев к нам?

выбирают места для строительства гнезд, Поправляют старые гнёзда, строят новые; высиживают яйца, воспитанием потомства).

- Место птицы выбирают на определенной высоте, чтобы никто не смог разрушить. Гнездо строят теплое, удобное и тщательно его маскируют.

(Показать картинку с гнездами разных птиц).

Например, белый аист прилетает на неделю раньше подруги: надо подготовить старое гнездо, укрепить его новыми сучьями. Гнезда эти обычно они сооружают вместе на крышах, на колокольнях, столбах. Иногда белые аисты строят неподалеку от основного гнезда еще одно. Там они спят или стоят на одной ноге и наблюдают, не грозит ли что аистятам.

- Журавли строят свое гнездо в местах, где не может пройти человек: топкие болота. Почему птицы строят свои гнезда в недоступных местах? Какая опасность может угрожать птенцам?

-А из чего строят свои гнёзда птицы? Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха и т. д.

- А где грачи строят свои гнёзда? На высоких деревьях, иногда на одном дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд

-А как они гнездятся? Стаями

- А когда гнёзда будут готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? Отложить яйца, вывести птенцов

-А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца? Мама-птица, самка

-Кто заботится, кормит маму и птенцов? Папа, самец

-Кто вскармливает и растит питомцев? Родители, обе птицы

- Птицы ухаживают за своими птенцами: носят им корм, учат их летать. Получается и мы можем поучиться у них заботливости о младших, ответственности за них. - Воспитание потомства - тяжкий труд.

-Например, лебеди - родители воспитывают своих птенцов вместе. Эти птицы все делают вместе : возвращаются ранней весной, самка высиживает птенцов, а самец плавает неподалеку, охраняя гнездо. Самец и самка всю жизнь живут вместе. Есть такое высказывание «Лебединая верность».

-Можем поучиться преданности и верности птиц, бесстрашию и мужеству, с которым мама-курочка защищает своих цыплят от коршуна, а мама воробьиха своего птенца от хитрой кошки.

- Как вы думаете, как надо относиться к птицам, их гнездам, к птенцам? (нельзя разрушать, трогать яйца, убивать птенцов и взрослых птиц).

- Ребята, а мы с вами можем как - то помочь птицам весной? Да, сделать скворечники с родителями и развесить их, а также развесить по кустам вату, лоскутки для гнёзд и т. д. Правильно. Мы должны беречь птиц.

- Как мы можем помочь птицам, которые остались у нас зимой? Зимой их надо кормить, нельзя стрелять из рогаток, нельзя разорять гнёзда, нельзя ловить птиц и т. д.

-А что произойдёт, если вдруг птицы не вернутся к нам весной? Произойдёт беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен.

- Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется :выражает то радость, то тревогу, волнение, страх)

-Кто враги у птиц? (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, кукушка и т. д.)

Будем беречь птиц! Птицы - наши друзья!

III часть: «Как птицы летают»

- Интересно как птицы летают? Хотите узнать? Но сначала скажите, где птицы летают, что их окружает вокруг? Воздух

Сейчас мы проведем опыт:

-Когда можно почувствовать воздух? При быстрых и резких движениях рук, ног, при беге

Детям предлагается побегать на месте, помахать руками. Чувствуете воздух? Да

-Давайте попробуем взлететь как птицы. (Дети подпрыгивают, проделывают движения руками, чтобы взлететь)

-Получается взлететь? Нет. Почему? Мы тяжёлые

- Правильно, тяжёлые предметы опираться о воздух не могут, они падают вниз. Воздух может недолго удерживать очень легкие предметы с широкой поверхностью, например, лист бумаги.

(Демонстрирую падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкаю, превращаю в шарик и опускаю вниз).

- Почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист падает медленно? Лист широкий и лёгкий, опирается о воздух, поэтому может немного лететь.

- Давайте и вы попробуйте провести этот опыт. Дети проводят опыт с листочками (Затем показываю на примере веера, как раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает).

-С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха и летит.

А сейчас представим, что мы птицы полетаем по группе и присядем в свои гнёзда, т. е. на места

IV часть: Творческая деятельность

- Народ раньше прославлял птиц, славил их песнями. Изображал в мотивах русских народных вышивок, росписей, в образах народных игрушек, в орнаментах и сюжетах произведений декоративного искусства часто встречаются изображения птиц. Смотрят на нас с расшитых полотенец нарядные петухи.

Сегодня мы с вами нарисуем сказочную Жар-птицу, с пышным хвостом, приложив свою ладошку на лист бумаги, обведём её и разукрасим.

V часть: Итог

- Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Как многому можно научиться у такого Божьего создания, как птица! Как интересно и полезно наблюдать за Божьим миром, быть внимательным и стараться растить в своем сердце сад добродетелей.

- Сегодня на занятии мы с Вами говорили о маленьких добродетелях, у которых мы могли поучиться:

Радости, Трудолюбию, Заботливости, Скромности, Выносливости, Верности, Мужеству.

На этом наше занятие закончилось. Будьте добрыми детьми. Спаси Бог.

Публикации по теме:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Для умелой руки все работы легки» во второй младшей группе Непосредственно образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: «Для умелой руки все работы легки» Вторая.

Фотоотчет о проекте по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Хлеб — всему голова» для средней группыФотоотчет о проекте по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Хлеб — всему голова» для средней группы Фотоотчет проекта по духовно- нравственному воспитанию дошкольников- «Хлеб- всему голова» для средней группы. Проект был реализован в средней.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Физкультурный досуг «От зёрнышка до булочки» для ср. группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Физкультурный досуг «От зёрнышка до булочки» для ср. группы Физкультурный досуг «От зернышка до булочки», Средняя гр. Цель: Закрепить через подвижную игру знания детей о процессе выращивания и хранения.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группы Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) Автор проекта: воспитатель первой кв. категории Пятовская М. С. Информационная карта.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Православный храм»Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Православный храм» Дарья Ковалева. Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. Тема: "Православный храм". Цель: познакомить детей.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь нам всем дана на добрые дела» Цель: расширять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение.

Конспект развлечения по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средней группы «Фестиваль народов России» Управление Образования Администрации Ленинского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Путешествие в город Добра» Цель: Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Дать понятие, что такое доброта. Развивать умение отмечать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для старшей группы детского сада «Пасха радость нам несет» Цель: обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям и традициям праздника. Задачи: 1. Обучающие: расширить и обогатить представления.

Семинар по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы «Божие создание — птицы»
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 14:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД