Инна Агаева
Конспект НОД по формирование у старших дошкольников ценностного отношения к природе на тему «В лес к Лесовику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Всестороннее развитие личности ребенка, кругозора, его ценностных представлений об окружающем мире, личностных качеств.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление о том, что человек часть природы и его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязанность человека;
дать представление о том, что растения живые существа, причем, очень хрупкие;
обобщать и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, грибах.
расширять и обобщать представления детей об осени.
Публикация «Конспект НОД по формирование у старших дошкольников ценностного отношения к природе на тему „В лес к Лесовику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования.
продолжать учить детей отгадывать загадки;
закреплять умение правильно вести себя в природе;
совершенствовать связную речь, активизировать словарный запас детей,
развивать фонематический слух.
Развивающие:
развивать наглядно-образное мышление, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать;
развивать умение обосновывать свое суждения;
развивать память, внимание;
с помощью вопросов способствовать развитию мышления, логики, творчества, эмоций ребёнка.
способствовать развитию у детей эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к природе;
Воспитательные:
способствовать воспитанию у детей гуманного отношения к природе на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой;
формировать умение договариваться и помогать своим товарищам;
закрепление умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветки деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т. п.)
Методы и приёмы:
наглядные (показ, демонстрация);
словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ);
игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, музыкальная игра);
практические (упражнения, экспериментирование, самонаблюдение).
Предварительная работа:
экскурсия в парк;
рассматривание иллюстраций о лесе;
чтение В. Бианки "Лесная газета";
чтение энциклопедии"Жизнь леса";
составление загадок о растениях и грибах;
заучивание стихов, песен, пословиц о лесе;
чтение рассказа "Лесные силачи" (Н. Сладков) ;
чтение сказки "Федот, да не тот" (Н. Сладков) ;
рисование на темы: «Золотая осень», «Осенний лес».
Оборудование:
мультимедийное устройство;
магнитофон;
утюг;
мяч;
листочки от разных деревьев;
карточки с лекарственными растениями;
Мягкие игрушки: мишка, лиса, заяц, белка;
карточки со словами;
карточки с примерами, цифрами;
карточки для игры «Четвёртый лишний»;
корзина с природным материалом.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день!
Этюд «Улыбка»
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнёмся им, а теперь попробуйте улыбнуться как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, а теперь улыбнитесь от всей души.
Ребята, к нам пришло электронное письмо, оно не обычное – видеописьмо. Давайте посмотрим.
(1 Слайд : Видео Лесовика)
Лесовик: Здравствуйте мои дорогие друзья! Вы меня наверное узнали, я Старик Лесовик. Мне скучно в моём осеннем лесу, птицы разлетелись в тёплые края, а звери готовятся к зиме, им сейчас не до меня. Вот я и решил пригласить вас к себе в гости. Приходите, я буду очень рад. Да, чуть не забыл, план – схему, по которой вы меня найдёте, я попросил вам отнести свою подругу Сороку. Там вас будет ждать сюрприз.
Воспитатель: Да, ребята к нам в сад утром прилетала сорока и принесла конверт, но я забыла его открыть. Давайте посмотрим, что там. Посмотрите пустой лист, что бы это могло значить? Так вот о каком сюрпризе говорил Лесовик. Ах он хитрец. Ну, ничего ребята, я наверное догадалась, в чём дело… В давние, давние времена, когда хотели написать послание, которое не смогли бы прочитать недоброжелатели, писали его специальными чернилами. А чернила эти делали из молока. Брали кисть или перо, писали молоком, а потом, чтобы прочесть это послание, лист с текстом нагревали над свечкой или лампадкой. В наше время это можно сделать с помощью утюга. его письмо прочитали, писали невидимыми чернилами. (Проводит горячим утюгом по письму, и на листе появляется схема «леса»).
-Скажите ребята, а могут ли все это делать дети самостоятельно? Конечно нет, только со взрослыми так как это очень опасно.
Вот теперь мы сможем прочесть план – схему Лесовика. Ну, что ж ребята, хотите отправится к Лесовику в гости? Тогда вперёд! Лес находится далеко, поэтому мы поедем на автобусе, но для этого надо знать его номер. Первая цифра номера автобуса меньше девяти на восемь (1, а вторая — больше шести на три (9). Какой же номер автобуса? А кто, на каком месте будет ехать, каждый узнает по результату решенного примера. Место занимайте сразу, как решите свой пример. А чтобы нам всем было весело ехать, мы споём весёлую песенку.
Песня
(звуки леса(2 слайд: лес)
Вот и лес, Здравствуй лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес.
-Ребята, а вы слышали что-нибудь о лесных этажах? Скажите, сколько бывает лесных этажей? Что растёт на первом этаже? А на втором этаже? Скажите, пожалуйста, на третьем этаже что растёт?
Ребята посмотрите, какая чудная полянка, давайте немного разомнёмся, поиграем, подходите и становитесь в круг. В игре нам понадобится мяч. Я буду бросать вопрос, а вы мне ответ.
- Какое сейчас время года? - Сколько всего осенних месяцев? - Какой первый осенний месяц? - Какая погода, если идет дождь? - Какая погода, если дует ветер? - Какой сейчас месяц? - Какой последний месяц осени? - Какое время года будет после осени? - Как называется явление, когда опадают листья?
(3 слайд Дубовый листок)
Ой, ребята посмотрите, лес нам подарил листик за то, что вы много рассказали об осени. Скажите, с какого дерева лист? Как его можно назвать?
Ну вот, ребята, мы немного отдохнули, теперь продолжим путь.
- Когда люди идут в лес, они не хотят нанести ему вреда, но сами не желая, причиняют ему боль. Чтобы этого не происходило, нужно знать, что можно делать в лесу, а что нельзя. Сейчас я вам буду показывать картинки с изображением того, что можно делать в лесу, а чего нельзя. А вы будете хлопать, если это делать можно, и топать – если нельзя.
(4 слайд: Изображение поведения в лесу)
(5слайд: берёзовый листок)
Молодцы ребята, хорошо справились. Посмотрите, лес подарил вам ещё один лист. С какого дерева этот лист?
Ребята, на схеме которую прислал нам Лесовик, изображена поляна «здоровейка». А почему так называется эта поляна, как вы думаете?
- Часто бывает, что у нас случаются неприятности — царапины, ушибы или укусы какого-нибудь насекомого. Растения могут вам помочь, если вы будете знать, как правильно их использовать.
Дидактическая игра «Какое растение выручит?».
Ребята, посмотрите, на нашей полянке находятся животные, которым нужна помощь. Они все ждут доктора Айболита, но он занят на вызовах. Давайте мы с вами поможем зверюшкам, будем их лечить. У нашего Миши болит горлышко, давайте порекомендуем ему лечение, и найдём подходящие травки. (очень полезен отвар календулы или ромашки, ими можно полоскать больное горло) А у Лисички жар, простуда, сильный кашель. Что ей можно посоветовать? (очень полезен отвар из мать-и-мачехи, липы) Вы обратили внимание какой бледный зайчик. У него нет сил. Что же посоветовать ему? (поможет отвар шиповника, зверобоя) Посмотрите, Белочка прыгала по деревьям и поцарапала себе лапку. Что ей поможет? (подорожник)
- Молодцы, вы много знаете про лекарственные растения, какую они приносят пользу. И очень помогли зверюшкам своими советами.
(6слайд: кленовый листок)
За это лес прислал еще один листок. С какого он дерева? Как можно его назвать?
Ребята, посмотрите, на схеме изображена опушка «Грибная». Пойдёмте её искать. Только через опушку мы сможем пройти, отгадав все загадки.
- Ребята, а вы разгадывать загадки умеете?
Он в осиннике родился,
Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем:
Шляпка красная на нем.
(Подосиновик) (7слайд: подосиновик)
Лета первая примета: под березкой, в холодке
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.
(Подберезовик). (8 слайд: подберёзовик)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки) (9слайд: сыроежки)
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Масляную шапочку нашел.
(Масленок) (10слайд: маслёнок)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички — золотистые … (Лисички) (11слайд: лисички)
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три — и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый я тебя найду.
(Боровик) (12слайд: боровик)
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой.
(Моховик) (12слайд:моховик)
- Молодцы ребята, все загадки отгадали! А какие несъедобные грибы вы знаете?
- Правильно, а можно ли поганки топтать в лесу? Почему? Ребята, а как надо собирать грибы? Правильно, нужно срезать гриб, никогда не разрывать лесную подстилку, там где растут грибы, не разрушать их корни грибницу, потому, что на следующий год, на этом месте, гриб уже не вырастит.
(13слайд: осиновый листок) Молодцы и с этим заданием справились. А вот и подарок от леса, ещё один лист. С какого дерева этот лист? Как можно назвать этот лист?
Ну что же, теперь нам нужно отправляться к реке «Всезнайке»
Проводиться физкультурная пауза:
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка (ходьба по ходу)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше (ходьба с высоким подниманием колен)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы (повороты влево вправо)
Соберем и землянику,
Голубику, костянику (наклоны вперед) .
Снова мы идем по лесу (ходьба)
А вокруг - так интересно! (потягивание – руки в стороны)
Ребята мы подошли к реке, на ней плывут загадки, нам нужно с ними справиться.
игра «Четвертый лишний»
1. Заяц, лиса, еж, шмель
2. Скворец, сорока, ворона, паук
3. Бабочка, стрекоза, енот, пчела
4. Кузнечик, божья коровка, воробей, комар
5. Липа, береза, дуб, сирень
6. Мухомор, поганка, ложные опята, подберезовик.
(13слайд: липовый листок)
Смотрите ребята, у нас появился ещё один листок, а это значит, что вы опять справились с заданием. С какого дерева этот лист? Как можно его назвать?
Отдохнуть пора дружок. Мы присядем на пенек.
Ребятки, пока мы немного отдыхаем, вспомните, какие вы знаете пословицы и поговорки о лесе
Лес - богатство и краса, береги свои леса!
Лес и вода - родные брат и сестра.
Нет леса - посади, мало леса - береги, много леса - не губи!
Нет милей чудес, чем наш русский лес.
Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Люби лес, люби природу, будешь мил всегда народу.
Молодцы, вы заработали ещё один листочек С какого он дерева?
(14слайд: рябиновый листок)
Посмотрите, ребята, лесу тоже понравились поговорки, и он вам снова посылает листочек. С какого дерева лист? Как его можно назвать?
-Ребята, нам осталось пройти последнее препятствие, по схеме – это сосна мудрой совы. посмотрите, сова приготовила вам листочки со словами. Эти слова можно прочитать, если зачеркнуть все "я" кроме первой. Садитесь на свои места и выполняйте задание:
я моялоядеця; я хоярояшая; я суяперя; я хоярояшийя; я слаявяныйя;
я умянияцая, и т. д.
(15слайд: тополинный листок)
Молодцы, лес вас наградил ещё одним листочком. Кто скажет, с какого он дерева?
Ой, ребята вот мы и пришли. (выходит Лесовичок).
Лесовик: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть! Какие вы молодцы, что добрались ко мне, не смотря на разные преграды. У нас на дворе сейчас осень, погода хмурая, по небу плывут тучи. И чтобы тучки были немножечко веселее, я припас для вас интересную игру, поиграем?
Музыкальная игра «Тучка»
Спасибо вам ребята, что пришли ко мне в гости. Вы такие молодцы, многое знаете, многое умеете, а сколько вы листочков собрали! А вы знаете, что на каждом листочке есть буквы. Если их сложить, то какое слово получится? -"Спасибо". Это лес вас тоже благодарит. Ребята я хочу подарить вам подарок. Вот корзинка.
Воспитатель: Что в этой корзинке?
Лесовик: Это шишки, каштаны, желуди, разные семена.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, что с ними можно сделать?
Дети: Можно сделать разные поделки.
Воспитатель Этим мы займемся в детском саду.
Лесовик: Но это ещё не всё. Я приготовил вам сладкие гостинца, угащайтесь! (Лесовик дарит сладкие грибочки и орешки)
Воспитатель: Спасибо тебе Лесовик, за подарки. Но нам нужно возвращаться в детский сад.
Лесовик: Ребята, я вам помогу добраться домой. Я загадаю желание своей волшебной шишке, и вы сразу очутитесь в детском саду.
Воспитатель: Спасибо Лесовик и до свидания, до свидания и тебе осенний лес.
Лесовик Прощайте, жду вас в гости зимой!
(дети закрывают глаза, звучит волшебная музыка)
Воспитатель: Ну вот мы и на месте. Ребята вам понравилось сегодня наше путешествие? Что больше всего запомнилось? В какие игры мы играли? Что нового узнали? Если вы хотите ещё раз пойти в гости к лесу, то положите руки на грудь. Если вам было интересно помашите руками.