Светлана Логвинова
Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи – комплексная программа, формирование фонетических средств языка – коррекционная программа)
Тема: Ознакомление со звуком [С] «В гостях у Дружка-язычка»
Цели:
уточнить артикуляцию звука [с], характеристика звука [с] (согласный, твердый, глухой, тренировать в четком правильном произношении звука [с] в слогах и словах. Тренировать в определении местоположения звука [с] слове, тренировать в умении делить слова на слоги на основе гласных звуков. Закрепить навык звукослогового анализа и синтеза слова. Тренировать в образовании существительных множественные числа. Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память общую и мелкую моторику. Продолжать развивать усидчивость, внимание к речи логопеда. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу
Публикация «Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Ожидаемый результат:
развитие интегративных качеств: умеет слушать собеседника, отвечать на вопросы, используя в речи простые распространенные предложения
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком [с], схемный материал в пеналах, схемный материал для доски, карточки, «Звуковичок», «Дружок-язычок», картинки символ.
Содержание организованной деятельности детей:
I. Организационный момент.
Дети стоят на ковре:
Ребята, разгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришёл: «Если б не было его, не сказал бы ничего» это язык, наш «Дружок-язычок».
- Какой один и тот же звук есть в этих словах?
(САНКИ, СОМ, СУП, СОК)
- Ребята, а вы догадались, какой звук «Дружок-язычок» будет учить нас правильно произносить? Тогда проходите на свои места.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы: Мы будем учиться правильно произносить звук [с], а помогать нам будет «Дружок-язычок».
2. Повторение: Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О, Э. Почему они гласные? (правило) Каким цветом обозначаем в схеме?
3. Артикуляция и характеристика звука [с].
а) Показ и рассказ артикуляции:
- Я буду рассказывать, а «Дружок-язычок» будет показать, что нужно делать. Когда произносим звук [с] кончик языка (показ) толкает нижние зубы, губы сильно улыбаются, так, что видны нижние и верхние зубы. Зубы вместе, холодный воздух выбегает посередине языка. Звук [с] глухой, потому что горлышко спит.
б) Артикуляционная гимнастика.
- Приготовили зеркала.
- Что делает язычок, когда произносим звук [с] (толкает нижние зубы).
- Давайте потренируем язычок – «Чистим нижние зубы» (показ картинки символа+чтение стихов).
- А мы с «язычком», посмотрим, как вы чистите зубки.
- Что делают губы? (улыбаются) (показ картинки символа+чтение стихотворения).
- А зубки? (вместе) (дети выполняют).
- Какой воздух бежит посередине языка? (холодный).
в) Изолированное произношение.
1. Индивидуально.
2. Хором.
г) Характеристика звука (появляется «Звуковичок»)
- Звук [с] – какой? (согласный)
- Почему?
- Согласный, какой? (твердый, глухой).
- И так, звук [с] – согласный, твердый, глухой на схеме обозначаем синим квадратом. (Дети повторяют: индивидуально, хором)
4.Физкультминутка.
Услышать звук [с] – присесть.
1. Слоги – СА-СО-ШО-ЗА-ЗИ-СИ-УСУ
2. Слова – щётка, завод, чайник, сапоги, жук, самолёт.
3. Игра с «Дружком-язычком»
Язычок на спортплощадке
Занимается зарядкой
Хотя это нелегко,
Потянулся высоко,
Наклонился низко,
Поднялся быстро
Очень ловко скачет. (1-2-3-4-5-6-7-8-9-10)
5.Тренировочные упражнения («Дружок-язычок» - слушает).
а) Слоги – дидактическая игра «Запомни и повтори»
СА-СО-СУ (хором и индивидуально).
б) Слова – дидактическая игра «Прятки» определить место положение звука [с] в слове (начало, середина, конец, используя карточки и квадратики синего цвета) САНИ, НОС, УСЫ, СОК, СУП, ФАСОЛЬ, КОСА, АВТОБУС, САМОКАТ, БУСЫ (картинки выставляются на доску).
6. Дидактическая игра «Одни и много»? («Дружок-язычок» слушает)
СУМКА – СУМКИ
ЛИСА – ЛИСЫ
САМОКАТ – САМОКАТЫ
КОСА – КОСЫ
АВТОБУС – АВТОБУСЫ
СОК – СОКИ
7. Физкультминутка
1. Гласные звуки с движениями рук
2. Присесть столько раз, сколько слогов в слове.
СОВЫ, СОК, САНИ, САД
8. Звуковой анализ слова (СОМ)
а) Какие звуки помогают делить слова на слоги? [гласные звуки].
б) Правило деления слов на слоги (в слове столько слогов, сколько гласных звуков).
Дидактическая игра «Живые звуки».
в) Звуко-слоговый анализ слова «сом» с составлением схемы слова на доске.
г) индивидуальное составление схемы на столах.
д) «чтение» схемы [какой это звук?].
«Дружок-язычок» хвалит детей.
III. Рефлексия
Расскажите, дети, какой звук вы сегодня учились правильно произносить в слогах, словах?
«Дружок-язычок» доволен, хвалит вас (захлопали в ладоши).