Светлана Маколова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в I младшей группе «Игра с разноцветными шарами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать умение действовать с предметами.
Программное содержание:
Продолжать учить различать количество предметов «много» и «один». Формировать представления о свойствах предметов : цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету.
Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в I младшей группе „Игра с разноцветными шарами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Развивать мыслительные операции. Воспитывать усидчивость и внимание. Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
Развивать мелкую моторику рук.
Материал к занятию :
Мячи большого и маленького диаметра по количеству детей, большая и маленькая корзины, игрушечный медведь, яркая подарочная коробка с крышкой, шарики 4 основных цветов по количеству детей, 4 коробочки основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, одинаковые по величине бусины по количеству детей, поднос.
Методические приемы.
1. Словесный метод (разговор, беседа: подсказывание нужного слова, напоминание, повторение слова за воспитателем).
2. Наглядный метод (показ образца, просьба- предложение).
3. Игра (дидактические, подвижные).
4. Сюрпризный момент.
5. Чтение стихотворения.
6. Игровая ситуация (сейчас мы будем мячиками).
Предварительная работа.
1. Приход игрушки мишки.
2. Знакомство с основными цветами.
3. Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч».
4. Чтение стихотворения «Мишка косолапый» А. Барто.
5. Сравнение количества предметов «один - много».
6. Сравнение величины однородных предметов «маленький - большой».
7. Группировка предметов по цвету.
Словарная работа:
Один, много, большой, маленький, синий, красный, желтый, зеленый, круглый.
Используемая литература
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2005.- 208с.
2. Арапова - Пискарева Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. - 96с.
3. Журнал «Ребёнок в детском саду» №1-2010г. «Первые шаги в математике»
4. Журнал «Ребёнок в детском саду» №6-2006г. «Занятия с детьми раннего возраста»
5. «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т. В. Галанова. Худож. : Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с. : ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
Ход занятия:
1. Организационный момент (1 мин.)
Цель: настроить детей на занятие.
Дети заходят в группу, садятся полукругом. Раздаётся стук в дверь. Появляется медведь.
2. Основная часть (8 мин.)
Воспитатель: - Здравствуй, мишка! Дети, поздоровайтесь с мишкой.
Дети: - Здравствуй.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Медведь: (За него говорит воспитатель)
– Дети, я к вам из леса шёл, шёл, нёс мячики. Но они упали и раскатились по полянке (обращает внимание детей на мячи, которые в произвольном порядке лежат на полу). Помогите мне, пожалуйста, их собрать.
Воспитатель: - Не расстраивайся, мишка, мы тебе поможем.
Игра «Большой и маленький» (2 мин.)
Цель: Сравнение мячей разной величины, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы. Учить понимать слова большой – маленький.
(Обращается к детям)
Воспитатель: - Давайте поможем мишке собрать мячики. (Дети собирают мячи.) Вот они! Сколько мячиков! И большие, и маленькие! Варвара, какой ты мячик взяла?
Ребенок: - Большой.
Воспитатель: - Кристина, какой ты мячик взяла?
Ребё нок: - Маленький.
Воспитатель: - Дети, давайте большие мячи положим в большую корзину, а маленькие - в маленькую корзину. Где у нас большая корзина? Клади туда большой мячик, Варвара. И т. д. Молодцы! Большие мячики мы собрали в большую корзину, а маленькие - в маленькую. Оставайся, мишка, с нами играть!
Дидактическая игра «Один - много» (2 мин.)
Цель: учить различать один и много предметов, формировать практические знания о цвете: красный, зелёный, синий и жёлтый.
Воспитатель достаёт красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей. (4 основных цвета).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Трясет коробочку.)
-Слышите, что же там такое? (Дети высказывают свои предположения.)
-Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. (Открывает ее.)
-А тут шарики! Сколько шариков?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Возьми, Максим, шарик. И Данила возьми один шарик.
В процессе раздачи шаров, спрашивает детей о цвете шаров и их количестве у каждого.
Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя шарик?
Ребё нок: - Синий.
Воспитатель: - Сколько шариков у Дарины?
Ребё нок: - Один.
Воспитатель: - У Юры, у Вари один… у всех по одному. А в коробке сколько шариков?
Дети: - Ни одного. Пуста коробка.
Воспитатель: - Посмотрите, у меня еще есть коробочки.
Дидактическая игра «Разложи по цвету» (3 мин.)
Цель: развивать умение группировать однородные объекты по цвету.
Выставляет 4 коробочки основных цветов.
Воспитатель: - Какого цвета эта коробочка?
Дети: - Красного.
Воспитатель: - Несите красные шарики. Положите в эту коробочку только красные шарики. У кого еще такие же шарики?
Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя шарик? В какую коробочку ты его положишь?
Воспитатель: - Максим, у тебя красный шарик, положи его в красную коробочку.
Аналогично группируем по цвету шарики в остальные 3 коробочки.
Воспитатель: - Арина, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Положи зеленый шарик в зеленую коробочку.
- Вот какая красота, правильно нашли цвета!
- Молодцы, ребятки. Все шарики положили в коробочки.
Мишка. Ой, ребятки, засиделся я, а давайте поиграем в мячик! Вы согласны?
Дети: да!
Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч» (1 мин.)
Цель: обучение прыжкам, развитие координации движений.
Воспитатель: - Какой у мишки мячик, большой или маленький?
Дети: - Большой.
Воспитатель: - Сколько мячиков?
Дети: - Один!
Воспитатель: - Как мячик прыгает? Вот как он прыгает. Высоко, еще выше!
Воспитатель бросает мячик об пол, говоря при этом:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался в скач?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
-А теперь вы тоже мячиками стали! Вот как много у нас мячиков!
Как мячики детки прыгают! Воспитатель, положив на голову ребенку ладонь, еще раз проговаривает стихотворение.
Мишка: - Как мне понравилось с вами играть!
Воспитатель: - А вам, ребята, понравилось играть с мишкой?
Дети: - Да!
3. Пальчиковая гимнастика «Игра с бусинками» (2 мин.)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитатель: - Посмотрите, что у меня ещё есть. (Высыпает бусины на поднос.) Сколько здесь бусин?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Какие они?
Дети: - Круглые.
Воспитатель: - Давайте, ребятки, сейчас мы с вами поиграем с бусинами. Возьмите по одной бусине. Юра, сколько бусин ты взял?
Ребё нок: - Одну.
Задаёт этот же вопрос каждому ребёнку. И я взяла одну бусину. У нас у всех по сколько бусин?
Дети: - По одной.
Воспитатель: - Пальчики решили поиграть с бусиной и покатать её, вот так. (Положить бусинку на ладошку и выполнять круговые движения указательным пальцем, а затем в соответствии с заданием всеми остальными пальцами вместе с воспитателем.) Увидел это его братец, указательный палец, и ему тоже захотелось поиграть с бусиной.
Воспитатель: - Вот мы и поиграли с бусинами.
4. Итог занятия (1 мин.)
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось играть с мишкой?
Дети: - Да!
Медведь: - Спасибо, мне тоже очень понравилось.
Воспитатель: - Вы сегодня такие молодцы: помогли мишке собрать мячики с полянки, разложили их по корзинам; сравнивали шарики по величине, количеству и цвету; играли с мишкой в мячик; катали пальчиками бусинки.
Медведь: - Ребята, я принёс вам гостинец из леса – яблоки.
Мишка угощает детей яблоками. Дети благодарят медведя. Прощаются.