Папки-передвижки

Конспект НОД по изучению мордовскгого языка «В гости к матрешкам»

Валентина Тумайкина
Конспект НОД по изучению мордовскгого языка «В гости к матрешкам»

МДОУ «Лямбирский детский сад №3

комбинированного вида»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

МОРДОВСКОГО ЯЗЫКА

«ЭРЬЗЯНЬ КЕЛЬ»

Подготовила и провела: Тумайкина В. Н

ЦЕЛИ И ЗАДЧИ.

Развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку,

стремление к общению на мордовском языке.

Публикация «Конспект НОД по изучению мордовскгого языка „В гости к матрешкам“» размещена в разделах

Способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.

Учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух.

Знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству.

МАТЕРИАЛ.

Картины с изображением диких и домашних животных, продукты питания

/хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода/, кукла в национальном костюме, деревья, кустарники, домик, картины с изображением птиц, маска-шапка петуха, силуэты фартуков, заготовки из цветной бумаги, ножницы.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель здоровается по-мордовски с детьми, дети отвечают ей.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

В. Ребята, давайте посмотрим от кого это письмо.

- Нас приглашают в гости мордовские матрешки. Они живут очень далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим пить и есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.

/ На столе приготовлены : хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода/

Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мордовском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:

Д. «Мон саян кши», «Мон саян куяр» и т. д.

Загадки о продуктах.

Ашо, прок лов

Тантей, прок медь /сахар/

Кежев атя модасо

Оршазь тюжа шубасо

Кие сонзе кайсевтьсы

Сень лайшевтьсы /лук/

В. Дети продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.

- Как надо сказать по-мордовски «Счастливого пути!».

Д. Паро ки ланго

/Дети идут и подходят к лесу/

/Картины, изображения животных, птиц/

На пенечке сидит кукла в национальном мордовском костюме

Дети здороваются с ней на мордовском языке :

Д. Шумбрачи ялгай

-Шумбратодо

- Кода тонь леметь? /Как тебя зовут?/

-Монь лемем Настя. /Кукла знакомится с детьми, спрашивает как их зовут/

Д. Кода тонь леметь?

Дети: Монь лемем Ваня и т. д.

- Настенька, что ты такая грустная?

-Я заблудилась.

В. Ребята, давайте мы для нее расскажем потешки, дразнилки, чтобы она развеселилась.

/Дети рассказывают на мордовском языке/

В. Ребята, посмотрите, как развеселилась Настенька. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.

/Заходим в «лес», слышно пение птиц/

В. Ребята, куда мы пришли?

- Кто знает загадку про лес?

/Кизна шубасо

Тельня штапо/

В. Ребята, посмотрите сколько птиц в лесу!

-Каких птиц вы знаете?

/Ответы детей/

В. А кто вспомнит и прочитает стихотворение про птицу- скворец на мордовском языке?

Д. Чтение стихотворения «Письмар»/

В. Я хочу познакомить вас еще с одной птичкой. Эта птичка – дятел, по-мордовски – «шекшата». Она тоже встречается в наших краях, но мы ее редко видим, т. к. она живет в лесах

/Беседа/

- Вот мы с вами узнали еще одно слово на мордовском языке. «Шекшата» - это дятел. Повторите это слово за мной.

/Дети проговаривают слово/

Д. Хорошо в лесу! А чтобы наши легкие наполнились чистым воздухом, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

В. Посмотрите, в лесу много зверей. Настенька, дети знают, как они называются по-мордовски.

/Дети называют/

В. Дети еще знают загадки про них. Они загадают, а ты Настенька догадайся кто это:

Кизна яки

Телень перть уды /Медведь/

Салмукс марто яки

А стамо а машты /Еж/

В. Ребята, идемте дальше, а то матрешки, наверное, заждались.

/Подходят к домику. Возле дома на скамейке сидит кошка, на лужайке корова, теленок, коза, лошадь, свинья, на крылечке – собака.

В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки. Их что-то самих не видно, но посмотрите, какое у них хозяйство! Назовите, кто у них живет по-мордовски.

- А теперь загадаете загадки о них:

Д. А сэреди, соньс кувци

Яки кувци, мадии-кувци /Свинья/

Аволь столяр, аволь плотник,

Велесэ вадря роботник /Лошадь/

Сисем оймензэ

Фонарть сельмензэ /Кошка/

В. Посмотрите, а здесь петушок с семьей. Кто здесь?

Д. Атякш, сараз, цыпакат/

В. Мы с вами знаем мордовскую игру, давайте в нее поиграем.

Называется игра «Петушок».

В. А вот и сами матрешки вышли на наш шум.

Д. Шумбратадо, Матрешкат!

- Шумбрачи, тенк!

- Ребята, давайте посчитаем их на мордовском языке

Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, веете/

-Ребята, пока вы их считали они мне нашептали на ушко, что у них разносились фартуки и они стали не красивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили фартуки, украшенные мордовским узором.

/Дети подходят к столам/

В. Какие элементы мордовской росписи вы знаете?

В. Какие цвета используются в мордовском узоре?

/ Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают, на силуэт.

В. Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрешкам и исполним хоровод «Авкай мон вирев».

Литература

1. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск 2001г.

2. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск 2004г.

3. Исайкина А. И. «Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях».Саранск 1996г.

4. Брыжинский А. И «Лисьмаприне». Саранск 1996г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по изучению ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» Программное содержание:уточнить знания детей о транспорте (грузовом, пассажирском). Дать представление о транспорте специального назначения.

Конспект занятия по изучению ПДД «Как пройти через дорогу» Цель: 1. Познакомить детей с правилами перехода через дорогу по светофору. Задачи: 1. Закрепить знание основных цветов светофора (желтый,.

Комплексное занятие по изучению ПДД в средней группе «В гости к Буратино» Программное содержание:[/b] 1. Формировать элементарные знания об улице: тротуар, проезжая часть, разделенная на две части. 2. Уточнить.

Конспект НОД «Волшебный мир калмыцкого танца» к декаде калмыцкого языка, посвящённой международному Дню родного языка ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАЛМЫЦКОГО ТАНЦА (открытое занятие в рамках декады калмыцкого языка, посвящённой международному дню родного языка) Цель: Обобщить.

Конспект занятия по изучению ПДД Цель: 1. Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешеходов. 2. Закрепить знания детей - как следует переходить дорогу,.

«Знакомство с улицей». Конспект занятия по изучению ПДД для детей младшего возраста Организованная образованная деятельность с детьми средней группы на тему: «Знакомство с улицей» Цель: Формирование знаний у детей среднего.

Конспект занятия по изучению английского языка «Happy English» В современных условиях возросла значимость изучения иностранного языка. В школе начинают изучать язык со 2 класса. Раннее обучение языкам.

Организованная образовательная деятельность по изучению татарского языка в режимные моменты в средней группе Конспект режимного момента по обучению детей татарскому языку по проекту УМК «Минем ем» в средней группе Закрепление словарного.

Конспект занятия «Украсим сарафанчики матрешкам» Конспект занятия по рисованию во 2-ой младшей группе. Тема: «Украсим сарафанчики матрешкам». Программное содержание. Воспитывать у детей.

Конспект занятия по изучению ПДД в старшей группе «Удивительное путешествие» Удивительное путешествие Старшая группа Цель: способствовать формированию осознанного поведения на улицах города и в общественном транспорте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по изучению мордовскгого языка «В гости к матрешкам»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 10:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД