Елена Малышева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закрепить представление детей о характерных особенностях зимнего периода времени.
2. Актуализация словаря по теме: «Зимующие птицы».
3. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, решения творческих заданий.
4. Совершенствовать речевой аппарат детей, используя артикуляционную гимнастику, чтение пословиц.
5. Развивать фонетический слух.
6. Развивать связную речь в процессе придумывания загадок.
7. Развивать диалогическую речь.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
8. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.
9. Обогащать лексику словами-антонимами, подбирать определения.
10. Воспитание бережного отношения к природе.
11. Воспитывать в детях доброжелательность, умение выслушивать других.
Предварительная работа:
- разучивание загадок, пословиц;
- разучивание упражнения «Снегири» ;
- чтение сказки «Как сорока клеста судила»;
- изучение по картинкам зимующих птиц : внешний вид, название птиц, виды подкормок.
Оборудование:
Магнитофон, карточки с контурными изображениями дятла и снегиря, цветные карандаши, картинки с птицами и деревьями, фланелеграф,
мяч, конверт с птицами.
Ход занятия:
Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель: -Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
«Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду- упадет
Не вода уже, а лед»
Воспитатель:- В какое время года это бывает? (Так бывает зимой)
Воспитатель предлагает детям закрепить названия зимних месяцев (допускается ответ хором)
- Какой первый месяц? (декабрь)
- Какой второй месяц? (январь)
- Какой третий месяц? (февраль)
- Сколько месяцев длится зима(3 месяца)
- А какая погода в нашем крае зимой? (холодная, морозная, снежная)
Воспитатель выводит детей на ковер.
Воспитатель:- Ребята, представим, что мы попали в зимний лес. Тихо в лесу, холодно, ветер свистит.
Дети стоят рядом с воспитателем и выполняют упражнения с артикуляционной гимнастикой.
- Как ветер свистит (с-с-с)
- Деревья качаются и шумят (ш-ш-ш)
- Метель завъюжила (у-у-у)
Воспитатель: -Ребята, что вы сейчас называете? (звуки)
- Но вот ветер утих, тишина стоит. И вдруг (звучит магнитофонная запись пения птиц)
Воспитатель: - Что за певцы послышались в лесу? –Вот они и к нам прилетели.
Дети узнают голоса птиц и называют их, садятся за столы.
Воспитатель: -Давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах.
Ответы детей:
1. Лес без птицы и птицы без леса не живут.
2. Всякая птица своим пером гордится.
3. Всякая птица по-своему поет.
4. Всякая птица своим клювом сыта.
Воспитатель: -А какие бывают птицы? (зимующие и перелетные)
-Чем они отличаются друг от друга? (Перелетные птицы улетают, а зимующие остаются.)
- Посмотрите на доску – давайте отделим перелетных птиц от зимующих.
И отгадаем загадки, которые нам подготовили Лиза и Влада.
Лиза: «Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет?» (Сова)
Воспитатель: -Что вы знаете о сове? Ответы детей
Влада: «Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда» (Кукушка)
Воспитатель: -Что вы знаете о кукушке? Ответы детей.
Воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель: -Ребята, а как живется птицам, которые остаются зимой? (холодно, голодно)
- Чем мы,люди, можем помочь птицам? (покормить, развесить кормушки)
Воспитатель: - А сейчас мы поиграем в игру «Кого чем угостим».
Воспитатель выводит детей на ковер. Дети становятся в круг. У воспитателя в руках мяч. Он бросает мяч по очереди каждому ребенку, называя птичку. Ребенок ловит мяч и отвечает, чем эту птичку будем кормить.
Воспитатель: -Овсянку – Ребенок:- овсом
Воробья- крошками
Голубя- пшеном
Снегиря- рябиной
Синицу-салом
Сороку- кусочками хлеба
Клеста- семечками
Ворону-мясом
Дятла- яблочком
Дети садятся за столы.
Воспитатель :- Ребята, вы загадали загадки, а теперь послушайте мою:
«Что за птица- мороза не боится
Хоть снега лежат везде
У него птенцы в гнезде?» (клест)
Воспитатель:- Клест- зимующая птица с ярким оперением, клюв крупный, расположен крестом. Птенцы выводятся зимой.
- А вот теперь вспомним сказку, которую я вам читала. Как она называется? («Как сорока клеста судила»)
- А сегодня мы ее расскажем по ролям.
Дети у доски разыгрывают по ролям сказку.
Воспитатель:- Ребята, что такое стая? (Большая группа птиц)
- Выделите первый звук в слове стая.
Воспитатель проводит игру «Угадай где «С»? В начале, в середине или в конце слова? Воспитатель называет слова, дети находят звук «с».
Физкультпауза. «Снегири»
Воспитатель:- Ребята, в лесной почте для нас есть письмо. Вот какое задание предлагают выполнить нам лесные жители.
Упражнение «Будь внимательным»
Воспитатель:- Контуры каких птиц у вас на карточках? (Дятла и снегиря)
- Обведите любую птичку по контуру. Дятла- черным карандашом, а снегиря- красным.
Самостоятельная работа детей с карточками. (3-4 мин.)
Воспитатель подводит итог занятия.
- Про каких птиц мы говорили?
- Что нового мы сегодня узнали о птицах?
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы хорошо отвечали и проявляли большую активность на занятии. Занятие окончено.