Татьяна Перевозчикова
Конспект НОД по образовательной области «Познание». Тема: «Наш край»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
o познакомить детей с тем, чем богата Сибирь, с природой родного края - растительным и животным миром;
o развивать у детей внимание и желание слушать рассказ воспитателя;
o отвечать на вопросы;
o воспитывать любовь к родному краю, его природе. бережное и заботливое отношение к ней.
Материал:
o книга с иллюстрациями «Нефть и люди»,
o альбомы с картинками животных, птиц, растений,
o книги «Как искали Тюменскую нефть», «Здравствуй, Тюменская нефть».
o вертолет, сделанный из стульев
o фонограмма
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“, Тема: „Наш край“» размещена в разделах
Ход НОД:
Игровой момент: появляется игрушка Незнайка с книгой в руках. В ней очень красочные иллюстрации, но он не умеет читать и не знает о чем они рассказывают. А вы хотите услышать о чем рассказывает эта книга.
Беседа: Эта книга рассказывает о нашем крае - Сибири и о людях животных здесь. Наш город (А как он называется) находится в Западной Сибири. Здесь добывают нефть и газ, которые являются богатством нашего края. В недалеком прошлом прилетели в Радужный на вертолетах со всех концов нашей страны геологи- разведчики, буровые мастера. А почему они прилетели на вертолетах? Да потому что в нашем городе не было дорог, были одни болота, тайга- лес, песок. Жили геологи в разноцветных палатках - поэтому и город наш назвали Радужный, да еще потому, что здесь было много разноцветных радуг. Радужный от слова радуга.
Вслед за геологами приехали строители, дорожники, которые построили дороги, дома, которые с начало все были деревянные, одноэтажные.
- А какой наш город сейчас?
- Большой, красивый с многоэтажными домами.
- Какими видами транспорта, можно попасть к нам в город?
- На автомобиле, автобусе, самолете.
- А хотите побывать в путешествии по нашему краю? Тогда в путь. Полетим на вертолете.
Заводим двигатель-р-р-р, полетели-у-у-у. Летим над тайгой. (Дети усаживаются в импровизированный вертолет и под музыкальное сопровождение «летят»)
Внизу виднеются какие-то странные сооружения
- Что это?
- Это буровая вышка, устанавливается она для того, чтобы добывать нефть. А люди, которые ее добывают, называются нефтяники.
- Что же такое нефть? Она черного цвета, называют ее «черное золото».
- А для чего добывают нефть? Ее используют в народном хозяйстве для нужд людей ; из нее производят путем переработки : бензин, солярку, асфальт для дорог, пленку для теплиц, кинопленку для мультфильмов и кинофильмов, резину для игрушек, пластмассу для игрушек и письменных принадлежностей.
Но вот на пути нам повстречалась река.
- Какая река?
- Да, это река Аган.
- А что это на поверхности реки? Это нефть.
- А как же она попала в речку? Когда неправильно добывают и перекачивают нефть она попадает в речку
- А к чему это приводит? К тому, что погибнет в речке вся рыба.
- Какая рыба водится в наших реках (Аган, Негус, Ампута).
- Это щука, язь, плотва, окунь, сырок, щекур, ерш, сорога.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
- А как можно ловить рыбу? Можно ловить только удочкой. Нельзя убивать рыбу в речке, так как река может остаться без рыбы. Можно ловить приспособлениями для ловли рыбы мордой (напоминает корзинку сплетенную из веток).
- Мы пролетаем над лесом- тайгой. Лес - это наше богатство.
- Какие деревья растут в лесу?
Загадка: «Зимой и летом одним цветом?» (ели, сосны, кедры, пихты)
Загадка: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.» (Береза).
А еще растут рябина, ива.
- Как надо вести себя в лесу?
- Не ломать деревьев, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не срывать много цветов.
- Чем богат кедр?
- Кедровыми шишками, которые очень любят дети, а также их заготавливают на зиму белки.
- Что еще растет в нашем лесу? Грибы.
- Какие вы знаете грибы?
- А все ли грибы можно собирать? Да, встречаются и несъедобные грибы - мухоморы, поганки. Они ядовитые. Ими можно отравиться.
- Как нужно грибы собирать? Можно их срывать или нужно срезать ножом, чтоб не испортить грибницу - корневую систему, а то грибы перестанут расти
- А какие ягоды мы собираем в лесу и на болоте?
Рассказать о витаминах, лечебных свойствах ягод. Как нужно собирать ягоды? Осторожно, не рвать с корнем, чтоб они снова выросли на будущий год.
Вот чем богаты наши леса. Они кормят нас, поэтому нужно все это охранять и беречь.
- А какие животные живут в наших лесах? Отгадайте?
1. Зимой белый, летом серый?
2. Рыжая хозяйка по лесу пошла, стежки- дорожки хвостом подмела.
3. Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
4. Зимой спит, летом ульи ворошит.
5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом.
6. Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
7. Иглы при себе носит
Шить не умеет.
8. Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко
- Как мы должны относиться к животным? Нужно беречь и охранять их, нельзя бездумно истреблять их. В лесу живут еще лоси, олени.
- А еще в нашем лесу живут птицы. Это, сова, кричит у-у-у; глухарь, рябчик, куропатка, дятел - он стучит целый день по дереву, является санитаром леса, он лечит деревья, добывая из их коры червяков; ворона, воробей, синички. Птиц нельзя обижать, нельзя разорять птичьи гнезда. Летом птицы питаются в лесу ягодами, хвоей, около домов подбирают крошки. Зимой птицам голодно и поэтому им нужно помогать, делать кормушки. загадки:
1. Черная заплатка
И белая заплатка
На березе скачет.
2. Посередь деревьев
Кузнецы куют.
Местными жителями нашего края являются ханты и манси. Это такие народности. Они живут в лесу в жилищах, которые называются - чумы, строятся они из оленьей шкуры. Чем же занимаются ханты? Оленеводством, рыболовством, собирают ягоды, грибы. Ханты хранят продуты в лобазах - строят его на высоких ножках, чтобы не могли туда попасть звери и даже мыши.
Физминутка: Подвижная игра хантов «Северные олени». Кто является врагом оленей? Волки и медведи. Двое детей - медведи. Живут они в берлоге. Остальные -олени. По сигналу «удар в бубен» - олени с поднятыми вверх руками и растопыренными пальцами (рога оленей) передвигаются по залу прыжками. На сигнал «медведи» - медведи догоняют убегающих оленей, которые прячутся возле чума.
- Вот и закончилась наша экскурсия, мы приземляемся в нашем детском саду. Хочется прочитать в заключение стихотворение :
Пускай бураны злятся - все напрасно!
Пусть темень девять месяцев в году!
А все-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду!
Программное содержание:
o познакомить детей с тем, чем богата Сибирь, с природой родного края - растительным и животным миром;
o развивать у детей внимание и желание слушать рассказ воспитателя;
o отвечать на вопросы;
o воспитывать любовь к родному краю, его природе. бережное и заботливое отношение к ней.
Материал:
o книга с иллюстрациями «Нефть и люди»,
o альбомы с картинками животных, птиц, растений,
o книги «Как искали Тюменскую нефть», «Здравствуй, Тюменская нефть».
o вертолет, сделанный из стульев
o фонограмма
Ход НОД:
Игровой момент: появляется игрушка Незнайка с книгой в руках. В ней очень красочные иллюстрации, но он не умеет читать и не знает о чем они рассказывают. А вы хотите услышать о чем рассказывает эта книга.
Беседа: Эта книга рассказывает о нашем крае - Сибири и о людях животных здесь. Наш город (А как он называется) находится в Западной Сибири. Здесь добывают нефть и газ, которые являются богатством нашего края. В недалеком прошлом прилетели в Радужный на вертолетах со всех концов нашей страны геологи- разведчики, буровые мастера. А почему они прилетели на вертолетах? Да потому что в нашем городе не было дорог, были одни болота, тайга- лес, песок. Жили геологи в разноцветных палатках - поэтому и город наш назвали Радужный, да еще потому, что здесь было много разноцветных радуг. Радужный от слова радуга.
Вслед за геологами приехали строители, дорожники, которые построили дороги, дома, которые с начало все были деревянные, одноэтажные.
- А какой наш город сейчас?
- Большой, красивый с многоэтажными домами.
- Какими видами транспорта, можно попасть к нам в город?
- На автомобиле, автобусе, самолете.
- А хотите побывать в путешествии по нашему краю? Тогда в путь. Полетим на вертолете.
Заводим двигатель-р-р-р, полетели-у-у-у. Летим над тайгой. (Дети усаживаются в импровизированный вертолет и под музыкальное сопровождение «летят»)
Внизу виднеются какие-то странные сооружения
- Что это?
- Это буровая вышка, устанавливается она для того, чтобы добывать нефть. А люди, которые ее добывают, называются нефтяники.
- Что же такое нефть? Она черного цвета, называют ее «черное золото».
- А для чего добывают нефть? Ее используют в народном хозяйстве для нужд людей ; из нее производят путем переработки : бензин, солярку, асфальт для дорог, пленку для теплиц, кинопленку для мультфильмов и кинофильмов, резину для игрушек, пластмассу для игрушек и письменных принадлежностей.
Но вот на пути нам повстречалась река.
- Какая река?
- Да, это река Аган.
- А что это на поверхности реки? Это нефть.
- А как же она попала в речку? Когда неправильно добывают и перекачивают нефть она попадает в речку
- А к чему это приводит? К тому, что погибнет в речке вся рыба.
- Какая рыба водится в наших реках (Аган, Негус, Ампута).
- Это щука, язь, плотва, окунь, сырок, щекур, ерш, сорога.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
- А как можно ловить рыбу? Можно ловить только удочкой. Нельзя убивать рыбу в речке, так как река может остаться без рыбы. Можно ловить приспособлениями для ловли рыбы мордой (напоминает корзинку сплетенную из веток).
- Мы пролетаем над лесом- тайгой. Лес - это наше богатство.
- Какие деревья растут в лесу?
Загадка: «Зимой и летом одним цветом?» (ели, сосны, кедры, пихты)
Загадка: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.» (Береза).
А еще растут рябина, ива.
- Как надо вести себя в лесу?
- Не ломать деревьев, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не срывать много цветов.
- Чем богат кедр?
- Кедровыми шишками, которые очень любят дети, а также их заготавливают на зиму белки.
- Что еще растет в нашем лесу? Грибы.
- Какие вы знаете грибы?
- А все ли грибы можно собирать? Да, встречаются и несъедобные грибы - мухоморы, поганки. Они ядовитые. Ими можно отравиться.
- Как нужно грибы собирать? Можно их срывать или нужно срезать ножом, чтоб не испортить грибницу - корневую систему, а то грибы перестанут расти
- А какие ягоды мы собираем в лесу и на болоте?
Рассказать о витаминах, лечебных свойствах ягод. Как нужно собирать ягоды? Осторожно, не рвать с корнем, чтоб они снова выросли на будущий год.
Вот чем богаты наши леса. Они кормят нас, поэтому нужно все это охранять и беречь.
- А какие животные живут в наших лесах? Отгадайте?
1. Зимой белый, летом серый?
2. Рыжая хозяйка по лесу пошла, стежки- дорожки хвостом подмела.
3. Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
4. Зимой спит, летом ульи ворошит.
5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом.
6. Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
7. Иглы при себе носит
Шить не умеет.
8. Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко
- Как мы должны относиться к животным? Нужно беречь и охранять их, нельзя бездумно истреблять их. В лесу живут еще лоси, олени.
- А еще в нашем лесу живут птицы. Это, сова, кричит у-у-у; глухарь, рябчик, куропатка, дятел - он стучит целый день по дереву, является санитаром леса, он лечит деревья, добывая из их коры червяков; ворона, воробей, синички. Птиц нельзя обижать, нельзя разорять птичьи гнезда. Летом птицы питаются в лесу ягодами, хвоей, около домов подбирают крошки. Зимой птицам голодно и поэтому им нужно помогать, делать кормушки. загадки:
1. Черная заплатка
И белая заплатка
На березе скачет.
2. Посередь деревьев
Кузнецы куют.
Местными жителями нашего края являются ханты и манси. Это такие народности. Они живут в лесу в жилищах, которые называются - чумы, строятся они из оленьей шкуры. Чем же занимаются ханты? Оленеводством, рыболовством, собирают ягоды, грибы. Ханты хранят продуты в лобазах - строят его на высоких ножках, чтобы не могли туда попасть звери и даже мыши.
Физминутка: Подвижная игра хантов «Северные олени». Кто является врагом оленей? Волки и медведи. Двое детей - медведи. Живут они в берлоге. Остальные -олени. По сигналу «удар в бубен» - олени с поднятыми вверх руками и растопыренными пальцами (рога оленей) передвигаются по залу прыжками. На сигнал «медведи» - медведи догоняют убегающих оленей, которые прячутся возле чума.
- Вот и закончилась наша экскурсия, мы приземляемся в нашем детском саду. Хочется прочитать в заключение стихотворение :
Пускай бураны злятся - все напрасно!
Пусть темень девять месяцев в году!
А все-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду!