Получи документы

«Осень в лесу». Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе

Ирина Михалева
«Осень в лесу». Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие у детей познавательных интересов.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность»

Программные задачи:

Образовательная область «Познание»:

- совершенствовать у детей умение считать в пределах первого десятка;

- закреплять умение сравнивать две группы предметов;

- формировать умение различать и называть геометрические фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и цвета;

- совершенствовать навыки ориентирования на листе бумаги, в пространстве;

- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;

Публикация «„Осень в лесу“, Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в средней группе» размещена в разделах

- расширять представления детей о повадках диких животных средней полосы и о сезонных изменениях в природе;

- пробуждать у детей познавательный интерес.

Образовательная область «Коммуникация»:

- активизировать речь детей;

- совершенствовать умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Безопасность»:

- формировать элементарное представление о правилах поведения в природе.

- Развивать интегративные качества: «любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый»

- Развивать зрительное восприятие, внимание и память, мелкую моторику рук;

Материалы для занятия:

Демонстрационный материал:

- Игрушка Лесовичок;

- Письмо от Лесовичка;

- План дороги к лесу на листе формата А2;

- Карта для путешествия по лесу (карта на листе ватмана);

- Панно с домиками диких животных средней полосы;

Раздаточный материал:

- Листы белой бумаги для выкладывания плана;

- Набор геометрических фигур на подносе: треугольники, круги, квадраты, прямоугольники;

- Лодочки для д/и «Починим лодку».

Предварительная работа: наблюдение в природе за сезонными изменениями; беседа о правилах безопасного поведения в природе; Д/и «Кто где живёт?».

Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках.

Практическая часть: сидя за столами.

Ход занятия

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель вносит воздушный шарик с письмом.

Воспитатель: Что же это за письмо? Оно адресовано вам. А прислал его наш друг Лесовичок. Послушайте.

«Дорогие ребята!

Пишет вам маленький Лесовичок. Я. Живу в лесу, слежу за порядком в нем. Если вам интересно, как живет большой лес, какие происшествия здесь бывают, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут вам не заблудиться в моём лесу. До встречи! Ваш друг Лесовичок!»

Воспитатель: Ну что, хотите побывать в лесу? Ну, тогда отправляемся в наше путешествие. Лесовичок прислал нам план дороги к своему лесу и подсказку, в которой он объясняет нам дорогу к своему дому: «Вы выезжаете из города с большими домами, проезжаете мимо синего озера, мимо круглой клумбы с красными астрами, мимо квадратного поля скошенной пшеницы. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам и жёлтому клёну». Посмотрите на этот план ещё раз и постарайтесь его запомнить. Дети смотрят на картинку-план непродолжительное время -30-40 секунд, после чего план убирается.

- У вас на подносе лежат геометрические фигуры и лист бумаги. Вам необходимо выложить план

по памяти на своих листочках. Как только вы его правильно выложите, мы попадём на опушку леса.

- Давайте теперь проверим, все ли правильно выложили карту.

- Ребята, а какие геометрические фигуры использовал Лесовичок для создания плана? Саша, как ты

думаешь? А какого цвета круг? Прямоугольник?

Воспитатель: Мы добрались до лесной опушки. Вот перед нами осенний лес. Прежде чем войти в него, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Воспитатель побуждает детей к разговору, задает им вопросы-подсказки.

Как нужно ходить по лесу? Почему опасно сходить с протоптанных лесных тропинок? Можно ли рвать, а тем более пробовать на вкус незнакомые ягоды?

Правильно ребята, в лесу надо ходить тихо, осторожно, а то мы можем потревожить лесных обитателей; с тропинок сходить опасно, можно заблудиться; и незнакомые ягоды мы трогать не будем, иначе мы можем отравиться.

Воспитатель: Лесовичок нарисовал карту и дал нам подсказки, как от лесной опушки добраться до его избушки.

Первая подсказка: От лесной опушки идите к дереву, на котором 7 листочков.

- По какой тропинке мы пойдём: по левой или по правой?

А ты как думаешь?

- Даша, ты согласна? А почему ты так решила? А как ты это узнала? (посчитала)

Давайте проверим?

Мы пришли к нужному дереву.

А теперь подсказка № 2: От нужного дерева идите к той ели, на которой шишек меньше, чем на другой.

Ребята, на какой ели шишек меньше, которая справа от вас или слева?

- Дима, как ты узнал?

Какое число меньше 3 или 5? Значит, мы идём к ели, на которой 3 шишки?

Третья подсказка: От этой ели вы дойдёте до кустарника, от которого идут две тропинки. Вам нужна та тропинка, на которой грибов на 1 больше, чем на другой. Куда же нам идти направо или налево?

- Дима, почему ты так решил? (3 на 1 больше, чем 2)

- Мы с вами оказались на берегу реки.

А как же нам перебраться на другой берег?

- На чём можно переплыть?

- А мы с вами поплывём на лодках, но для начала их необходимо починить. Давайте подойдём к своим столам. На подносах лежат геометрические фигуры. Из них вам необходимо сделать заплатки, чтобы они закрыли дырочки

в лодке. Самостоятельная работа детей.

- Саша, какие геометрические фигуры понадобились тебе для починки лодки? А

тебе, Юля?

- Лодки починили, встали и поплыли:

Физминутка.

Мы на лодочке плывём,

Ловко вёслами гребём.

А кругом у нас вода,

И не видно бережка.

Вот доплыли, наконец,

Вёсла опустили

Спину распрямили.

- Ой, ребята, посмотрите, сколько здесь много разноцветных домиков. Кто же в них живёт?

И как же нам узнать, где находиться домик Лесовичка?

Но он нам и здесь прислал подсказки.

Справа от вас, у самой реки в жёлтом домике с красной крышей живет «хозяин леса».

Кто это? (Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придет весна, пробуждается от сна). Конечно же, медведь. Как раз осенью он и начинает готовить себе берлогу для зимней спячки.

Сразу за рекой с левой стороны полянки живет:

«Прыг-скок, прыг-скок, длинноушка - серый бок».

Вы быстро угадали, что это заяц. Какого цвета его дом? Саша, проверь, правильно ли мы угадали. Действительно, за ним прячется зайка. А в загадке есть неточность. Потому что осенью наш зайка уже не серый. Он начинает постепенно белеть, меняя свою шубку с летней серой на зимнюю - белую. Но не думайте, что зайка просто снимает серую шубку, как мы снимаем пальто, и надевает шубу. Нет, его шерстка меняет цвет - сначала белеют бока, потом спинка и брюшко. Кроме того, шерсть у зайца становится более густой и теплой. А как вы думаете, почему шубка у зайца становится к зиме белой? Правильно, потому что в белой шубке он почти незаметен на снегу - это помогает зайцу спасаться от хищников. Такая окраска называется защитной.

За домиком зайца, слева от дуба, поселился «мешок с иголками» - так в шутку называют. ежа. Какого цвета его дом? Пожалуйста, Оля открой окошко, убедись, действительно ли здесь живет еж. А вы знаете, как еж к зиме готовится? Ежик, как и медведь, всю зиму спит в своём домике под пнём. Поэтому забот у него осенью много-много: утеплить норку да накопить побольше жира под кожей, отъесться как следует, чтоб зимой не чувствовать голода

А справа от дуба за домиком медведя живет.

«Хитрая плутовка, рыжая головка; хвост пушистый - краса, а зовут ее - лиса».

Какого цвета её дом? Давайте его откроем.

Если б здесь был наш друг Лесовичок, он бы рассказал нам о лисьих повадках. Где же его домик? Послушайте, что сказано в письме: «Мой домик находится между домиками медведя и зайца. За домом дуб, перед домом река. Если вы правильно его найдёте, я к вам выйду».

Кто нам покажет домик Лесовичка? А какого цвета его дом? (Вызванный к карте ребенок открывает окошко в указанном домике. «Выходит» Лесовичок из-за осеннего букета. Далее воспитатель ведет рассказ уже от имени Лесовичка.)

Лесовичок хохочет.

- Ребята, посмотрите, как Лесовичок рад вас видеть.

- Давайте с ним поздороваемся.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть. Я расскажу вам про своих соседей - лесных зверей.

Лисичка к зиме готовится так: она отращивает себе более густую и теплую шерстку, чем та, что была у нее летом. Даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу как в валенках. А вот припасов лиса никаких не делает. Да и зачем они ей? Лиса охотится круглый год.

А вон в том красном домике с синей крышей живёт пушистый зверек - барсук Его домик - нора. Да какая! Большая, просторная, с отнорками, с тайными ходами. Любит барсук чистоту, в норке у него всегда порядок. Барсук зимой тоже спать укладывается, как еж и медведь.

Справа от барсука, прямо за дубом вырыл нору другой лесной хищник, которого называют еще «санитаром леса». Догадались, о ком я говорю? Правильно, это волк. К зиме он тоже отращивает себе густую шерсть, такую теплую, что может даже на снегу спать - и ему не холодно.

А в последнем домике живет моя хорошая подружка, непоседа, хлопотушка, маленькая серенькая. белочка. Почему серенькая, спросите вы? Да потому, что белка, как и заяц, к зиме меняет шубку. В серой шубке ее не заметить среди голых веток деревьев. Можно сказать, что таким образом белочка маскируется от своих врагов. Я думаю, что вы знаете, как белка готовится к зиме. Расскажете? (Рассказы детей.)

Какие вы молодцы, всех животных отгадали, мой домик быстро нашли. А как много вы знаете про белочку.

В лесу не только много зверей, но и птиц. Ребята, идите - скорее ко мне. Мы с вами немножко поиграем.

Представьте, что ваши пальцы - это птицы. Взмахнули и полетели.

Птицы-пальчики летят

То вперёд, а то назад,

Что за птицы, назови?

Это пальчики мои.

Вверх взлетели высоко,

Полетели далеко

Вот уже над головой

Не пора ли вам домой.

Птицы возвращались,

Плавно опускались.

Прилетели, сели,

Кушать захотели.

Просо поклевали,

Видно, что устали.

Пальцы отдыхают

И опять летают.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. А вам понравилось наше путешествие? А что было самым интересным? А что было трудно?

Лесовичок: Вы молодцы: по лесу шли тихо, осторожно, покой его не нарушали. Это хорошо, правильно. А вот дорогу к лесу не сразу все запомнили. Кто-то, наверное, был невнимателен. Зато по карте прошли без ошибок — наверное, потому, что шли все вместе, дружно и примеры все решили правильно. А как вы ловко свои лодки починили.

Лесовичок: А сейчас пришла пора расставаться, но я приглашаю вас к себе в гости уже зимой, и мы вместе с вами погуляем по зимнему лесу. До встречи!

Публикации по теме:

Календарное планирование по ФГТКалендарное планирование по ФГТ Бланки календарного планирования разработаны в соответствии с ФГТ, могут быть использованы во 2 младшей, средней, старшей и подготовительной.

Перспективное планирование в образовательной области «Познание: ФЭМП» Сентябрь. (В. П. Новикова «Математика в детском саду. 4-5 лет»._) Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Осень в лесу». Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе
Опубликовано: 29 октября 2013 в 17:16
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Осень в лесу». Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михалева (УИ 99141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД