Конспект НОД по ознакомлению с бытом и традициями русского народа «Мне работа эта нравится»

Любовь Викторовна
Конспект НОД по ознакомлению с бытом и традициями русского народа «Мне работа эта нравится»

Конспект НОД по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» на тему: «Мне работа эта нравится»

Программное содержание:

Образовательные задачи: познакомить детей с традициями русского гостеприимства; познакомить детей с народными традиционными видами женского рукоделия – прядением и плетением.

Развивающие задачи: развивать мелкую моторику; интерес к жизни и деятельности наших предков.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян, вызвать чувство радости от результата своего труда.

Коррекционные задачи: расширять словарный запас: веретено, прялка, кудель, прясть.

Оборудование: подносы с комочками ваты, льна, веретено, прялка, карандаши, нитки, куклы, образцы одежды.

Предварительная работа:

1. Беседы с использованием дидактического пособия «Как наши предки шили одежду»

2. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

1. Организационный момент.

Входят дети. Воспитатель в русском сарафане встречает их.

Воспитатель: Гости ко мне пожаловали. Здравствуйте, детушки – малолетушки! (Русский поклон). Добро пожаловать! Детушки, а вы обратили внимание на то, как я с вами поздоровалась? (С поклоном). А вы можете показать, как я это сделала? (Показ детьми). Поклон выполняется так: правая рука протягивается к гостю, как бы показывая, что в руке у хозяина ничего нет и поэтому обидеть он не сможет, затем рука гостя прикладывается к сердцу, как бы говоря, что принимает гостя от всего сердца. Пожалуйста, давайте теперь с русским поклоном поздороваемся с нашими гостями.

- Дети, а как называется наша большая, красивая, богатая, замечательная страна? (Россия)

- Правильно, а в старину ее называли? (Русь)

- Слава нашей стороне, слава нашей старине. И про эту старину я рассказывать начну, чтобы люди знать могли о делах родной земли.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в те давние – давние времена, во времена ваших прабабушек. А чтобы вы почувствовали себя увереннее, я предлагаю вам одеть вот эту старинную русскую одежду. (Дети одевают стилизованную одежду: рубаху и поясок).

2 Воспитатель: русские люди издавна много трудились, все делали своими руками: рубили избы, мастерили мебель, вырезали посуду, шили одежду. (Рассмотреть с детьми изделия из льняной ткани: рубашку, рушник). Все эти изделия были сплетены из ниток. Нитки тоже делали своими руками. Кто первым придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто не знает, давно это было. Только человек заметил, что стебли некоторых растений легко разделяются на волоски, да и шерсть животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался человек скручивать их вместе, чтобы нити получились длинными и прочными. Это называется «прясть». Вы запомнили, что значит «прясть»? (скручивать короткие ниточки в длинную нить). Хотите сами попробовать прясть? (Да, хотим)

3. Воспитатель раздает детям подносы с кусочками ваты, стебельки льна. Затем показывает, как скручивать из волосков или волокон нить:

- возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков и крепко их скрутим, повторим движение несколько раз.

- отложим в сторону вату и возьмем стебельки льна и сделаем с ними тоже самое.

- какую ниточку легче было скрутить: из ваты или льна? (Ответы детей)

- какие ниточки получились по длине? (Короткие)

- а теперь потяните ниточки льна и ваты за кончик, чтобы проверить ее прочность. Что у нас получилось? (Ниточки разорвались)

- качество нити зависит от крепости прядения.

- что же у нас получилось? Ниточка коротенькая и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат комок. Чтобы пальчики освободить, люди стали привязывать этот комок коротких ниток, который называется кудель, к специальной подставке – прялке.

- напомните мне, что такое кудель? А прялка?

- Чтобы скрученные волоски получались ровными и прочными и не раскручивались, конец нити привязывали к деревянной палочке – веретену, верхний конец у веретена заострен. Ребята, куда привязывали конец нити?

- садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой рукой крутит веретено и чем дольше оно крутится, тем длиннее получается ниточка. Дети, а кто это пряха? (Ответы детей)

Воспитатель садится за прялку и показывает, как прясть.

Золотая моя прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

4. Воспитатель: мне работа эта нравится, давайте попробуем, а понравится ли вам вращать веретено? Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца, держим на весу правой рукой, вращаем слева направо (по часовой стрелке, большой палец отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное – не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниток можем напрясть.

5. Воспитатель: в давние времена уметь прясть должна была каждая женщина. И уже в 5 – 7 лет каждая девочка выпрядала свою первую нить. Во многих селениях пряхи собирались в просторной избе для совместной работы, такие сборища назывались посиделками, беседами, супрядками. Прядение (вы это уже почувствовали) – дело утомительное, однообразное, за шутками и разговорами работа быстрее ладилась. На совместные посиделки приглашали и парней. Они тоже без дела не сидели, да и веселиться не забывали.

Вот те гребень, вот те лен, вот те сорок веретен,

Ты сиди попрядывай, на дружка поглядывай.

Воспитатель исполняет частушки:

Моя прялка не прядет, колесо не вертится,

Мой дружочек не идет, он наверно сердится.

Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Летом ягоды берем, зимой куделечку прядем.

Дети исполняют:

Мы с ребятами гуляли возле нашего пруда.

Нас лягушки напугали. Не пойдем больше туда.

Возле речки, возле быстрой все ромашечки растут.

Без частушек прожить можно. Да чего – то не живут.

6. Воспитатель: что- то мы засиделись, пойдемте поиграем

Песенка – игра «У дядюшки Трифона»

Дети стоят в кругу, в центре круга ребенок. Дети идут по кругу, говорят слова и показывают соответствующие движения:

У дядюшки Трифона семеро детей, семеро детей, семь сыновей!

С такими вот глазами, с такими вот носами, с такими вот ушами, с такой бородой.

Они не пили и не ели. Все на дядюшку глядели и все делали вот так! (Ребенок, стоящий в центре круга, показывает движение, а остальные дети его повторяют). Игра повторяется 3 – 4 раза.

7. Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, какие у вас оригинальные пояски. Они тоже сделаны из ниток. В давние времена пояс составлял обязательную часть костюма. Это была не просто деталь одежды, а опознавательный знак, символ благосостояния. Знать носила золотые пояса. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, сумочка для денег. Пояса носили и взрослые, и дети. Для своих друзей – кукол дети тоже плели пояски. Ребята, а вы не хотите сплести пояски для наших кукол? (Ответы детей) Я вас сейчас научу.

- Делимся на пары, друг против друга. Каждой паре детей раздать нити. Дети берутся в паре за свой конец нити, вращают ее вправо, пока не закрутят до середины. Посмотрим, у кого ручки проворнее. Дошли до середины, перегнули жгутик пополам и завязали с помощью воспитателя на концах узелочки.

- вот и готовы нарядные маленькие пояски для наших кукол. Давайте их завяжем, а остальные пояски вы возьмете в группу для других кукол.

- дети встают и говорят хором: кончил дело – гуляй смело.

8. Итог: ребята, чему мы сегодня учились? Что такое кудель? Прялка? Веретено? Что вам больше всего понравилось? Мне очень понравилось ваше старание, усердие, с которым вы плели пояски. Мне было приятно видеть ваши заинтересованные глазки. Спасибо вам.

Публикации по теме:

«Масленица-блиноедка». Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в младшей группе Муниципальное Беджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Бакчарский детский сад №2 Проектная деятельность по ознакомлению.

Конспект занятия по программе духовно-нравственного развития «Православная культура русского народа» Занятие. Тема: Свет Матери в детских глазах. Задачи: познакомить учащихся с жизнью Пресвятой Богородицы, как примером возвышенной и жертвенной.

Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «Русская изба» для старших дошкольников «Знакомство с бытом русского народа»Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «Русская изба» для старших дошкольников «Знакомство с бытом русского народа» Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Образовательная область.

Конспект НОД для средней группы «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа» Конспект непосредственной образовательной деятельности для средней группы «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа».

Конспект занятия «Мой край родной. Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси» Тема «Мой край родной» Цель: создания условий для расширения кругозора детей, посредством ознакомления с образом жизни, бытом,.

Конспект занятия «Традиции и обычаи бурятского и русского народа» Тема: «Традиции и обычаи русского и бурятского народа» Цель: Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры. Задачи: 1. Обогатить.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с бытом и традициями русского народа «Мне работа эта нравится»
Опубликовано: 24 января 2019 в 21:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Фотоотчет «Воспоминания о «Зелёной недельке»
Фотоотчет. «Воспоминания о «Зелёной недельке». Лариса Гацко. Блог. А у нас сейчас каникулы! Дети разъехались отдыхать, я тоже набираюсь сил. С...
Консультация «Интеллектуальная игра «Креатив-бой». Презентация школьной игры...
Креатив-бой. Краткая справка. «Креатив-бой» — вид интеллектуальных командных соревнований. Он немного напоминает широко известные игры «Что, где, когда?...
Проект «Создание клумбы «Цветочная палитра»
Цель проекта: декоративно-цветочное оформление клумбы на территории детского сада. Задачи: - исследовать специальную литературу по цветоводству; -...