Выступление на Августовской педагогической конференции «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа»

Любовь Федотова
Выступление на Августовской педагогической конференции «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа»

В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной образовательной организации». Я принимала участие с выступлением «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа».

Свое выступление я хочу начать со слов С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

Соприкосновение с обычаями и традициями русского народа духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, способствует тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

В начале каждого учебного года проводим опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задаем вопросы, уточняющие их знания о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, сделали выводы в прошлом году: 86% опрошенных детей не смогли ответить на вопрос об истории возникновения кукол, об их роли в древности, о разновидностях тряпичных народных кукол; из предложенных на картинках элементов старинной одежды, 52% детей не смогли назвать лапти, валенки, кафтан; 67% детей не знают о народных праздниках и обрядах; народный фольклор тоже знают плохо, 67% детей не смогли вспомнить и назвать потешку, закличку, пословицу, народную сказку и хороводную игру. Исходя из результатов опроса детей, работу в данном направлении решили проводить углубленно. За основу взяли парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева) и методические пособия: «Народный календарь» (авторы: И. А. Лыкова, В. А. Шипунова); «Традиционная тряпичная кукла» (автор: И. В. Шайдурова, «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» (И. А. Бойчук); «Истоки русской народной культуры в детском саду» (И. Г. Гаврилова); «Знакомство детей с русским народным творчеством» (Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова и др.)

Работу проводим по направлениям:

1. Традиционно проводятся календарные праздники: Осенины, Колядки, Масленица, Троица и другие. Дети знакомятся с такими христианскими праздниками, как Рождество, Пасха, Благовещение. Останавливаться на описании праздников не буду, так как праздники такого рода проводятся практически в каждом саду.

2. Занятия в мини – музее «Русская изба». Здесь тоже останавливаться не буду – такие занятия тоже не исключение для каждого сада.

3. Изготовление народной куклы и использование ее в режимных моментах, на занятиях и для игр в свободной деятельности. Здесь остановлюсь более подробно.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.

Для достижения данной цели поставлены задачи:

- знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

- формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

- воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма.

В работе с детьми используем различные формы и методы работы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол, вещей и традиционных праздников. Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и создаем мини-выставки.

Дети знакомятся с обычаями и традициями народа, с историей народной куклы, с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол, с народным костюмом.

В обучении детей по данной теме используем разные виды детской деятельности:

1. Коммуникативная:

- беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы-обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т. д. ;

- отгадывание загадок о явлениях природы, сезонных приметах;

- заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры;

- чтение художественной литературы (русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»;

- заучивание колыбельных песен, колядок, закличек;

- использование кукольного театра;

2. Двигательная: русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня - тонкопряха», «Зайцы и лиса»;

3. Продуктивная:

- мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Столбушка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка» и другие. Ребята мастерят разных кукол на основе кувадки, столбушки.

Дети нашей группы два раза принимали участие в Миротворческой акции «Гирлянда дружбы». Сначала было проведено занятие «Мы – за мир и дружбу», изготовлена папка – передвижка для родителей о данной акции, а затем занялись изготовлением куколок – кувадок. Мы сделали 538 и 497 куколок. Это был наш вклад в сохранение мира на Земле. Дети проводили и мастер – класс для родителей. Делали мы и куколок из талаша, который нам прислали из Краснодарского края.

- сделаны часы и народный календарь в группе с использованием народной тряпичной куклы; создали в группе мини – музей народной куклы

4. Игровая:

- использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»;

- используем куколок для игр и на занятиях, например, Пасха, Вербница, Берегиня, Зайчик- на-пальчик.

5. Познавательно-исследовательская:

- наблюдения в природе,

- используя народный календарь, наблюдаем, например, какая куколка окажется выше Зима или Весна (куколки Мартинички) в день Евдокии Плющихи.

К нам в гости приходят руководители кружка «Народная тряпичная кукла» из Дома культуры. Они рассказывают, как появилась первая кукла на Руси. Какими были сначала куклы из нитей и ткани. Рассказ сопровождается показом кукол и объяснением для чего делалась каждая куколка. Детям дают возможность подержать кукол в руках, поиграть с ними. Затем проводится мастер – класс изготовления куклы «Мотанка» или «Кувадка».

Особое внимание уделяем работе с родителями: знакомим их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя такие формы работы:

- консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»);

- привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол;

- сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику»;

- посещение выставки «Русский самовар» в «Музее истории русского платка и шали»;

- мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка».

Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.

Свой опыт работы представила в ДОУ: проводила мастер – класс в детском саду для педагогов по изготовлению кукол Вербница, Подорожница, Берегиня, «Птица-вестница весны»; показывала открытое занятие «Праздник Рябинки». На сайте МААМ – показывала фото отчеты мастер - классов по изготовлению куклы, знакомила с историей возникновения куклы и традицией использования куклы в жизни русского народа и детский мастер – класс по изготовлению Мартиничек. В свою очередь в подарок получила книгу от коллеги «Талашечка» - книга со сказками о народных куклах.

Принимала участие в районных и областных конкурсах декоративно – прикладного искусства (мастер – классы для детей) с народной куклой Пасха, Берегиня, Вербница, Первоцвет, Веснянка.

Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит русская народная пословица. Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Дети подсознательно тянутся к природе, к житейской мудрости предков, их спокойствию и опыту. Поэтому нужно знакомить детей с народным творчеством своего народа, его самобытностью. И это можно реализовать через куклу.

Публикации по теме:

«Масленица-блиноедка». Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в младшей группе Муниципальное Беджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Бакчарский детский сад №2 Проектная деятельность по ознакомлению.

Фотоотчет «Выставка, организованная к августовской районной педагогической конференции-2018»Фотоотчет «Выставка, организованная к августовской районной педагогической конференции-2018» Фотоотчет «Выставка, организованная к августовской районной педагогической конференции 2018 г.». Доброго времени суток, уважаемые коллеги.

Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «Русская изба» для старших дошкольников «Знакомство с бытом русского народа»Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «Русская изба» для старших дошкольников «Знакомство с бытом русского народа» Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Выступление на Августовской педагогической конференции «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа»
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 11:03
+215Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «Турецкая сказка. Один день в Истамбуле»
Добрый день, дорогие коллеги! Позвольте поделится с Вами моими впечатлениями о чудесном городе Истамбуле! Да-да, правильно город называется Истамбул, а...
Уголок духовно-нравственного воспитание в средней группе
Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность воспитывается...
Консультация для родителей детского сада «Прогулка зимой — это здорово!»
Прогулке с ребенком может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Ведь для детей самое любимое занятие это прогулка. Несмотря на то, что...
Мастер класс по изготовлению куколки «Вятская кувадка»
Очень много различных народных кукол можно увидеть на просторах интернета, спасибо и вам коллеги за такую возможность, посмотреть, научиться, взять для себя...
Дидактические игры для развития внимания. 2 часть
Цель. Развивать устойчивость зрительного внимания во время нахождение предметов. Задачи. Развивать умение у детей последовательно рассматривать...