Османова Ольга Сайгидовна
Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Моя Родина - Дагестан!
Далеко-далеко, у подножья небес
Стоит Дагестан - вершина чудес
Земля, породившая мудрость веков
Родина наших великих отцов
А там вдалеке у горных вершин
Несет дагестанка с водою кувшин
Старик-аксакал, нахмурив свой взор
Глядит как в танце, текут слёзы гор
Джигит удалой с кинжалом в руке
Скачет на грозном своём скакуне
Тебе, поклониться хочу Дагестан
Публикация «Проект „Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана“ в средней группе» размещена в разделах
- Дагестан
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
За то, что ты Родиной нашею стал
От горных снегов до морских непогод
Мы дагестанцы - единый народ! автор: Исмаил Исмаилов
Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонационального Дагестана, потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций дагестанского народа, но и как приобщение детей к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры своего народа.
На протяжении многих лет в нашем саду ведется работа по приобщению детей к национальным традициям Дагестана! А в этом году особенно, ведь мы отмечаем 100-лет со дня образования ДАССР.
Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог - ребёнок - родитель»;
-дидактическая модель приобщения к традициям дагестанского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;
-усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих наш многонациональный Дагестан, у дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Цель проекта : Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к истории своего родного края, народа в процессе ознакомления с праздниками, традициями, обычаями народов Дагестан.
Задачи проекта :
- Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре своего края;
-Знакомить детей с дагестанскими праздниками, обычаями, обрядами, которые отмечают в разные времена года: «Праздник сбора урожая», «Праздник первой борозды», «Новруз - Байрам», «Курбан-Байрам», «Праздник цветов» «День Чабана»;
- вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством через заучивание потешек, стихов, считалок.
- развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства дагестанской культуры;
- воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием своего народа;
-воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов нашей Республики.
Вид проекта : творческо-информационный.
Важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к этой теме уже в дошкольном возрасте. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к корням своих предков.
Во время чтения детям дагестанских сказок, заучивания стихов и прибауток заметила, как начинают блестеть глаза детей, в душе загорается интерес к народному творчеству дагестанского народа. Стала знакомить детей с дагестанской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники, традиции и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов сельской жизни. В обряде все это соединяется.
Объект изучения:
- дагестанские праздники, традиции, обычаи, обряды, костюмы, посуда, игры, танцы, музыка, фольклор.
План работы:
1. Изучение дагестанской литературы.
2. Проведение бесед с детьми.
3. Привлечение родителей к работе по проекту.
4. Разработка сценариев развлечений.
5. Разработка занятий.
Этапы проекта
1. Работа с детьми по всем видам образовательной деятельности
2. Организованные формы обучения на занятиях.
3. Просветительская работа с детьми и родителями.
4. Совместная работа с педагогами ДОУ.
5. Самостоятельная деятельность детей.
Участники проекта :
1 .Дети среднего возраста.
2. Музыкальный руководитель.
3. Воспитатели групп.
Предполагаемые результаты:
- Устойчивый интерес у дошкольников к культуре народов Дагестана.
-Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно - прикладного искусства разных народностей Дагестана.
- Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Срок проекта : долгосрочный
Что удалось достичь, на стадии развития проекта.
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определё нные результаты:
-созданы: предметно-развивающие уголки, выставки «Уголок родного края!» в котором собраны предметы быта, иллюстрации писателей, поэтов, картинки с видом на родной край, литература, символика, олицетворяющая Дагестан.
-сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздников, обычаев, традиций.
-создан устойчивый интерес к устном - народному, декоративно- прикладному искусству;
-установились взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации проведения совместных фольклорных - праздников, развлечений, обрядов.
- вовлечение каждого ребенка в творческую - поисковую деятельность;
-собран наглядный материал: посуда, иллюстрации, картины, фотографии костюмов народов Дагестана;
- подобранна фонотека, СД, аудио записи дагестанской народной музыки.
Методическая копилка:
1. Разработки сценариев, занятий, развлечений
2. Конспекты бесед.
3 Подборка музыкального материала (игры, загадки, стихи, потешки)
4. Изготовление атрибутов, костюмов с привлечением детей и родителей.
5. Подборка консультационного материала работы с родителями.
6. Изготовление поделок.
7. Роспись дагестанской глиняной посуды.
8. Детские работы по ИЗО отображающие свой родной край.
Итогом образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта дагестанского народа, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями станет самостоятельная возможность продолжать овладевать и узнавать культуру и быт своего народа, толерантно относиться к людям разных национальностей.
Перспективный план по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с традициями и обычаями дагестанского народа
«Мой любимый Дагестан!»
1. Познакомить детей с историей Дагестана.
2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.
- «Наш горный край-Дагестан!»
- Развитие речи: «О старинных традициях дагестанской семьи»
- Рисование: «В Дагестане живут люди разных национальностей!»
- Музыка: «День единства народов Дагестана!»
- Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов великих дагестанских поэтов.
- Рассматривание карты Республики Дагестан. Оформление альбома «Мой край Дагестан!».
- Чтение произведений Р. Гамзатова, Ф. Алиевой и других поэтов РД
1. Познакомить родителей с содержанием работы по проекту.
2. Экскурсия в музей.
3. Подборка иллюстраций, фотографий о Дагестане.
4. Чтение литературы.
5. Совместные рисунки, выставки родителей и детей.
«Многонациональная республика Дагестан!»
1. Закрепить знания детей о том, что в Дагестане живут люди разных национальностей: аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы. и т. д.
2. Познакомить детей с историей аварского народа.
3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей к истории аварского народа.
-Развитие речи «Дагестанские традиции».
-Рисование «Как прекрасен этот мир-народные промыслы Дагестана. "
-Лепка: "Самые прекрасные кувшины!"
-Беседа "Великий поэт Дагестана"
-Музыка: Развлечение на тему: Поговорим о творчестве Расула Гамзатова!
1. Ознакомить и привлечь родителей к работе по проекту.
2. Подборка материала
3. Чтение литературы
4. Организация выставка по творчеству Р. Гамзатова
" Самое красивое горное село"
1. Формировать знания детей о своем народе, познакомить особенностями
2. Закрепить знания об особенностях сельского быта
3. Чем занимаются люди села.
4. Развивать эстетические чувства.
-Аппликация «Узоры для осеннего ковра!»
-Рисование «Мое село!»
-Лепка «Мой любимый ослик!»
-Развитие речи «О прошлом дагестанского аула»
- Музыка: Развлечение на тему: «Осень в Дагестане!»
1. Совместная деятельность родителей и детей. Выставка рисунков «Мое село!»
2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.
3. Чтение литературы.
4. Самостоятельная деятельность родителей и детей, составление альбома о жизни своего села
I«Национальная табасаранская одежда»
«Табасаранские ковры»
1. Познакомить детей с особенностями национальной табасаранской одежды.
2. Просмотр иллюстраций.
3. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.
4. Закреплять знания о табасаранских узорах.
5. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям табасаранского народа.
Рисование «Табасаранский ковер!»
-Аппликация «Бабушкин подарок. Джурабки для внука!»
-Развитие речи Описательный рассказ по сказки «Храбрый мальчик»
-Музыка: Слушание музыки Р Фаталиева, разучивание танца
«Маленькие ковровщицы!»
-Музыкальная сказка «Друзья пастуха!»
1. Совместное изготовление украшений с детьми и родителями для оформления костюмов к танцам, к сказке.
2. Обшить куклу в национальный табасаранский костюм.
3. Выставка работ «Табасаранские ковры!» (совместная работа родителей и детей)
Дагестанская кухня
1. Закрепить знания детей о традициях гостеприимства дагестанской семьи.
2. Расширять знания об особенностях национальной дагестанской кухни.
3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям дагестанского народа : предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусными блюдами.
-Рисование: «Праздничный стол»
-Аппликация: «Коврик для гостей»
-Лепка: «Любимое угощение!»
-Развитие речи: «Любимые блюда дагестанцев в старину»
-Музыка: «В гости к бабушке Аминат!»
-Музыкальная сказка: «Цингил, цингил-воробушек!»
1. Подборка открыток и рецептов национальной кухни. Создание семейных альбомов.
2. Помощь родителей в подготовке к занятию (приготовление семейных национальных блюд)
3. Участие родителей в развлечении: "В гости к бабушке Аминат!"
4. Участие родителей и детей в подготовке атрибутов, костюмов по сказке.
5. Подбор музыки.
Беседы: «О труде чабана», «Виноградари и их работа», «Инструменты предков в старину», «О традициях дагестанцев», «О труде рыбаков»
Подвижные народные игры «Есть в ауле детский сад», «Перекати яйцо», «Слепой медведь»,«Джигитовка», «Ты, джигит и я и джигит», «Сорока», «Перепрыгни костер», «Орел и петух»
Дидактические игры «Укрась дерево», «Прокати яичко с горки», «Найди пару», «Волшебный сундучок», «Мир предметов», «Собери и назови», «Художественные часы», «Оденем куклу в национальный костюм»
Сюжетные игры «Праздник первой борозды в ауле», «Первый подарок малышу», «Собираем урожай», «Ателье Рисалат»
Литература:
«Народная педагогика Дагестана!» Мирзоев Ш. А.
«Фольклор и литература Дагестана!» Гасанова Р. Х.
«Дети гор!» Кондрашова В. В.
«Сказки народов Дагестана!» Махмудов Х. Х.
«Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего / дошкольного возраста с народно-прикладным искусством Дагестана!» Байрамбекова М. М.
«Музыкальное воспитание дошкольников!» Агабекова С. С.
«Дагестанский фольклор!» Хидирова Э. С.
«Национально - художественная культура!» Гамзатов Г. Г.
«Народная культура-летопись мира!» Сулейманов О. О.
«Фольклор и литература народов Дагестана!» Далгатов У. Б.