МААМ-картинки

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» (6 фото)

Евгения Горлова
Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»

Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа.

Задачи:

Образовательная: знакомить детей с крестьянским бытом и традициями, развивать интерес к русскому народному фольклору, обогащать словарь (чугунок, ухват, учить детей играть в народные игры «карусель», закрепить умение работать с соленым тестом,

Публикация «Конспект ОД „Знакомим детей с культурой и традициями русского народа“» размещена в разделах

Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважение к труду.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки, лавочки, половики, сундук. Презентация “Русская изба”, музыкальное сопровождение (русские народные песни) Соленое тесто для лепки бубликов. Подарки для хозяюшки бусы и платок.

Интеграция образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход

Действия происходят в группе

Ведущая ребята, к нам сегодня пришли гости, себя показать, да на нас посмотреть! Давайте поздороваемся с гостями. (дети здороваются)

Добрый вечер, гости званные и желанные (к гостям)

(К детям) Здравствуйте, лебедушки, здравствуйте, молодушки!

Да ребята удальцы, веселые молодцы!

Какие вы все сегодня красивые да нарядные! (девочки в сарафанах, мальчики в рубахах-косоворотках, брюках) А вы знаете, как называются ваши наряды? (дети отвечают) Посмотрите, как необычно и я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же раньше носили русские люди?

(Презентация слайд 1)

Воспитатель: Женщины носили головные уборы – платки, кокошники, мужчины картузы. Наши девочки тоже нарядились в сарафаны, а чего им не хватает? (покроем головы платочками)

Слайд 2 (деревня)

Звучит фонограмма русской народной мелодии.

Русь деревянная — края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Раньше наша страна называлась Русь, а сейчас как она называется? А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. (слайд 3)

Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда (слайд 4)

Есть у меня одна знакомая хозяйка, тетка Авдотья, она как раз живет в такой красивой избе, давно она меня к себе в гости зазывала. Пойдемте?

Воспитатель: Дети входят в зал их встречает хозяюшка.

Хозяюшка:

Здравствуйте!

Гости званные и желанные

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге – хозяйке радость

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

1ый ребенок: Спасибо хозяюшка, что в гости позвали.

2ой ребенок: В избу твою жаркую мы пришли с подарками ( преподносит хозяюшке подарки: бусы, платок.)

Хозяюшка: Ой, спасибо детки за ваши подарки. Проходите (дети проходят).

Ведущая: ребята, посмотрите у тетки Авдотьи в избе такие же вещи, какие мы на картинках смотрели. А хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Послушайте ещё одну загадку (ребенок загадывает)

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Демонстрация чугунка.

Ведущая: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку (ребенок)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Ведущая: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Посмотрите, ребята, как чисто и красиво в избе, готовилась хозяйка к нашему приходу.

Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь мне испечь бублики к чаю. (дети проходят за столы)

А чтобы наши ручки быстрее работали, разомнем их:

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

Дети садятся за столы и приступают к работе. На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста.

Хозяюшка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка).

Хозяюшка:

делу – время, а потехе час,

веселье начинается у нас

Пока наши бублики пекутся, мы с вами отдохнем. На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры, катались на карусели. Вот и мы с вами сегодня прокатимся на карусели!

Игра «Карусель»

Заходит Емеля

-Фу, устал я!

Хозяйка. Здравствуй, добрый молодец, кто ты и куда путь держишь? Милости просим и зачем к нам пожаловал?

Емеля Здравствуйте, люди добрые, зовут меня Емеля, хожу я по свету, ищу печь свою (грустно)

Хозяйка Уж не тот ли Емеля, из русской сказки? А что случилось с твоей печью?

Емеля была у меня печь, командовал я ей: «Ну-ка, печь, по-щучьему веленью, по моему хотенью, вези туда, а потом вези обратно», и так все время ездил на ней, в общем, загонял я ее совсем, плохо с ней обращался, не ухаживал за ней. Она на меня обиделась и уехала, куда глаза глядят, да еще и посуду всю с собой прихватила.

В доме без печи холодно стало и голодно, очень плохо мне без кормилицы моей. Вот и решил я пойти по белу свету, да найти печь свою, попрошу у нее прощенья, может простит меня, да и вернется. Ведь без печки никуда: Не туда и ни сюда

Хозяйка верно говоришь Емеля, печка – деревенская кормилица, это сердце дома. А почему так говорят, ребята? (печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду и даже мылись)

Ведущая Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку

Ребенок читает стихотворение

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Полечи и спаси

В дом богатство принеси

Ведущая чем же могла, ребята, накормить печь своих хозяев? (в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, картошку)

Емеля. верно говорите, ребята, даже кушать захотелось, ох и проголодался я. Что же мне теперь делать?

Ведущая не расстраивайся, Емеля, мы с ребятами тебе поможем. Научим тебя уму-разуму. Правда, ребята?

Емеля Что ж, научите

Ведущая Вот послушай, что тебе ребята расскажут

Пословицы о труде:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться;

Маленькое дело лучше большого безделья;

Без труда не выловишь и рыбки из пруда;

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи;

Мала пчелка, да и та работает;

Труд человека кормит, а лень портит.

Ведущая понятно тебе, Емеля?

Емеля Верно говорите, ребята. Теперь я буду сам все делать, не буду лениться! Куда ж девать силу богатырскую -O-! (гордо)

Ведущая Емеля, а не твоя ли это печь там стоит?

(Емеля идет к печи, обходит ее) эта печка красивая, нарядная, беленькая и чистенькая, нет, не моя (грустно)

Хозяйка Конечно, я за своей печечкой ухаживаю, трещенка появится - подмазываю, белю ее – родимую, это ж кормилица моя

Емеля Что ж, придется мне еще походить по свету, да поискать свою печь. А как найду ее, обязательно попрошу прощения, побелю мою печечку, ухаживать за ней буду, пора мне и в путь собираться.

Хозяйка Не гоже голодному идти, подкрепиться бы тебе, Емеля, надо. А у меня как раз калачи подоспели! Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ведущая Почему ребята так говорят, «не красна изба углами, а красна пирогами» (дети отвечают)

Что ж, пора и чаю попить. А из чего пить будем? Отгадайте загадку

Выпускает жаркий пар

Древний чайник - ….самовар

Емеля Чай пить - не дрова рубить!

Хозяйка: Приглашаем вас отведать чая ароматного, бубликов сахарных.

Чаепитие

Фото «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»
Конспект ОД - фото
Фото №1 Цель приобщать детей к Фото №2 Русские народные традиции и обычаи русской народной культуре формировать представления о традициях и быте русского народа Фото №3 Воспитательная воспитывать трудолюбие уважение к труду
Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»
Опубликовано: 18 апреля 2021 в 14:47
+233Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД