Папки-передвижки

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» (1 фото)

Людмила
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»

Программное содержание:

• Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы;

• Воспитывать интерес к коренному народу Ханты – Мансийского округа;

• Познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов;

• Познакомить детей с иголкой и наперстком, объяснить им необходимость в работе;

• Развивать интерес к шитью иголкой и наперстком различных изделий.

Публикация «Конспект НОД по ручному труду „Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси“» размещена в разделах

Материал к занятию: иголка, игольница, нитки, наперсток, ткань, ножницы, магнитофон, записи музыкальных произведений хантыйского поэта Ю. Шесталова.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси. Давайте рассмотрим с вами предметы народного быта ханты.

Основная часть.

Дети рассматривают фотографии хантыйских изб на стойбище, рассматривают предметы народного быта ханты (туесок для сбора ягод сделанный из кореньев кедра; берестяная колыбель для младенцев; сани - “нарты” для перемещения; ложки из дерева; игольницы для игл; мешочки для рукоделия, в которых хранятся игольницы, нитки, иголки, ножницы)

- Ребята, что, мы с вами сейчас рассматривали.

- Я познакомлю вас с культурой быта Обско-угорских народов, к ним относятся национальности ханты и манси. Живут они на родовых угодьях (стойбищах).

- Где живут ханты?

- Дома у них бревенчатые; хозяйственные постройки на больших высоких столбах, где они хранят продовольственные запасы. На столбах этих сделаны рубцы, чтобы зверь не смог забраться. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины обско-угорских народов изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами. Они вкладывали всю свою душу. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Женщина работала в зимнее время. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка” и т. д. В орнаменте в яркой форме раскрываются эстетические вкусы народа, богатство и национальное своеобразие народа, чувство ритма, понимание цвета и формы.

Игра «Слушай внимательно!»

Воспитатель перечисляет одежду, обувь хантыйского народа. Дети услышав название хантыйской одежды, обуви - хлопают в ладоши, если нет, топают ногами, (Перчатки, малица, платок, пальто, бурки, сокуй, плащ, нырики, сапоги, тапки).

- Сегодня мы с вами, подружимся с такими друзьями, как иголка и наперсток

Воспитатель показывает, хантыйскую игольницу.

- Вы видите, что у мастерицы иголка и наперсток тоже лежат в определенном месте.

Дети рассматривают изделия.

- Где лежит иголка и наперсток?

- Наперсток нужен мастерице, чтобы не уколоть пальцы. Хантыйская мастерица обшивала всю семью. Для того чтобы обшить всю семью приходилось шить долгими вечерами и днями. Вот и мы с вами сегодня будем шить иголкой по ткани.

Работа за столом, сопровождается Хантыйской, спокойной музыкой.

- У вас у каждого на столе иголка, наперсток и ткань. Давайте пошьем по ткани, (иголка идет на вас, а наперсток помогает иголке быстрее продвигаться вперед по ткани). Этому делу нельзя научиться сразу, но вы всему научитесь. Как идет иголка?

- Для чего нужен наперсток?

Дети по ткани делают разные стежки.

- Что вы сегодня делали?

- Молодцы, хорошо вы шили.

Рефлексия.

- А сейчас, расскажите по очереди, какие чувства вы ощущали, когда рассматривали предметы быта, какие чувства испытывали, когда шили?

Дети рассказывают, о тех чувствах, которые испытали, когда работали с иголкой.

- Дети, с чем вы сегодня познакомились?

Рассматривание готовых работ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект НОД по ФЦКМ «Знакомство с предметами быта: прялкой и веретеном» для детей старшей и подготовительной группы Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство с предметами быта: прялка и веретено» в ст., подг. группе.

Конспект НОД по ручному труду из природного материала в средней группе «Забавные ежата»Конспект НОД по ручному труду из природного материала в средней группе «Забавные ежата» Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование из разного материала. Цель: Учить детей создавать поделки.

Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка»Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка» Цель занятия: • Ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и изготовить русскую береговую куклу на основе традиционной технологии.

Конспект НОД по ручному труду «Подарок для новогодней елочки» Конспект НОД по ручному труду: «Подарок для новогодней елочки» Задачи: - учить детей делать новогоднее украшение для новогодней елки из.

Конспект НОД по ручному труду «Снежинка в технике пластилинографии» в разновозрастной группеКонспект НОД по ручному труду «Снежинка в технике пластилинографии» в разновозрастной группе Конспект НОД по ручному труду «Снежинка» в технике пластилинография в разновозрастной группе. Цель: придумать узор изготовить снежинку.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка»Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка» Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка». Цель: создание условий для развития творчества детей.

Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект НОД по ручному труду «Коралловая ветка» Тема: Коралловая ветка. Воспитатель: Хохрякова Е. В Возрастная группа: подготовительная. Форма НОД: художественное творчество. Форма организации.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»
Опубликовано: 31 января 2018 в 09:05
+212Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД