Конспект занятия «Мой край родной. Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси»

Александр Меркулов
Конспект занятия «Мой край родной. Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси»

Тема «Мой край родной»

Цель:

создания условий для расширения кругозора детей, посредством ознакомления с образом жизни, бытом, творчеством и традициями народов Севера ханты и манси;

Задачи:

дать представление о жизни, быте северных народов нашего края ханты и манси

продолжать знакомить с фольклором жителей Югры: загадки, игры,

формировать основы экологической культуры: заботливое отношение к природе родного края, его обитателям.

расширять представления о животном и растительном мире нашего края

формировать и развивать толерантные чувства к людям разных национальностей;

развивать познавательную активность.

\

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята.

Я приглашаю вас в удивительное путешествие по моей родной стороне.

Звучит хантыйская:

Нет мест прекрасней в этом мире

Хоть холода здесь, ветра вой…

На Крайнем Севере, в Игриме

В тайге суровой вековой.

Показ слайдов

2. Введение в тему.

Воспитатель:

Наш север – удивительный край с удивительными народами. У нас в Югре живут малочисленные народы ханты и манси, со своей культурой, обычаями и традициями. Наша культура – это достояние всего человечества. Ведь наш народ вносит в культуру свое, и каждое достижение является общим для всего человечества. И сегодня мы стараемся возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, благодаря им он может сохранить себя как народ. И мы приумножаем и сохраняем народную мудрость и передаем ее подрастающему поколению.

3. Основная часть

Воспитатель:

Мы живем в краю Югорском под счастливою звездой

Расцветай и будь богаче наш любимый край родной.

Обычаи и традиции наших предков дошли до наших дней, их хранят не только легенды, сказки, родовые песни-сказания, но и сам образ жизни людей, живущих, в трогательном согласии с хрупкой, ранимой, хотя и кажущейся, на первый взгляд, суровой природой Севера.

Показ слайда

Богата Югорская земля и ягодами (морошка, брусника, клюква и др., грибами и кедровыми орехами, поэтому собирательство широко распространено у северных народов.

Показ слайда

Мы живёт в экстременальных условиях. Основными занятиями с древних времен были охота и рыболовство. Важнейшими промысловыми животными были дикий олень, лось и бобер. Существенную роль выполнял промысел водоплавающей и боровой птицы.

Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Сейчас я вам загадаю загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто эти звери.

Показ слайдов

1.

Ушки на макушке, хвостик как пушок.

Очень симпатичный маленький зверек (зайчик)

2.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

3.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее. (Лиса)

4.

По мхам он ходит и траве

Носит лес на голове

Рогами защищается

От врагов спасается (олень)

6.

Кто в жесткую пургу

Роет норку в снегу

В снежок зарывается

От холода спасается (куропатка)

7

Остренькие зубки, рыженькая шубка,

Хитрый, маленький зверёк по деревьям прыг да прыг (белка)

У каждого народа, есть свой национальный фольклор. Один из видов фольклора – это игра. И я вам предлагаю поиграть в хантыйские игры.

1. Бой лосей.

Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Снять шапку у противника и не позволить снять свою. Выигрывает тот, кто больше снял шапок

2 Заячьи прыжки.

Воспитатель:

Понравились они вам, ребята?

Воспитатель:

Долгими зимними вечерами собирался наш народ в чуме у очага и сочинял сказки. Одну из этих сказок я хочу вам сейчас рассказать. А называется она «Чудесные рукавицы».

В одном селении жила женщина с дочерью.

Дочь звали - Айога, она была девочкой послушной, трудолюбивой, ласковой.

И вот посмотрите, что произошло у них однажды.

Доченька! Айога, Айога!

Отправляйся, доченька, к бабушке, отнеси ей свежей рыбы.

Только не задерживайся в пути, погода хочет испортится.

А я вот как раз тебе новые рукавицы сшила. Смотри, какие красивые. Из белого и серого меха оленя, тонкие узоры вышила. Удачи тебе!

(Айога, теряет рукавицы, возвращается домой

Айога, доченька, ты вернулась. Метель да буран в лесу разыгрались. Все птицы да звери попрятались. А где рукавицы, доченька, однако?

Айога:

В лесу потеряла…

Вед:

Ничего! Для тебя я их сшила, к тебе они и вернутся. Заходи в чум греться. Вот какая ты грустная и замершая.

(Айога садится у костра)

А в те времена жили 2 шамана, да такие они были умелые волшебники, что могли превращаться в зверя, птицу, менять погоду, время. Люди их боялись.

А звали их Ледоног и Огнемех.

Любили они друг перед другом похвастаться своими умениями.

(входят Ледоног и Огнемех)

Ледоног

Эй, Огнемех? Выходи силой меряться!

Огнемех

Привет тебе, Ледоног! Да что нам меряться. Я сильней тебя!

(борются)

Ледоног

Да! Мы с тобой самые сильные волшебники.

Ой! Что это там лежит? Рукавицы кто-то потерял.

Огнемех (берет рукавицы):

Смотри, какие красивые! Молодому охотнику мать шила, из шкуры белого и серого оленя. Красивые получились рукавицы.

Ледоног

Да зачем они тебе! Пусть себе валяются

(вырывает рукавицы, бросает на пол)

Огнемех

Нет! Они с любовью сделаны. Красивые. Возьму – ка я их себе. Я первый их увидел.

Ледоног

Нет! Я их себе возьму. А я первый прилетел! (дерутся)

Ледоног:

Ой! Не могу!

Мы с тобой великие волшебники – шаманы, а ссоримся из-за каких-то рукавиц.

Огнемех

А давай наделим их какой-нибудь волшебной силой.

Ледоног

Я возьму правую рукавицу и поселю туда полярную ночь, мороз злющий, осенний ветер, вихри, бураны и все неудачи на свете.

Огнемех

А я положу в левую рукавицу теплое лето, яркий свет, власть над богатством, мудрость, тепло очага – чувала.

(колдуют)

Ледоног.

А что теперь делать будем?

Огнемех.

Да вернем их тому, кто потерял.

Представляю, что будет, когда он рукавицы оденет – такого натворит.

Ледоног

Если будет пользоваться с умом, не пострадает

(подбрасывают рукавицы к Айоге и убегают).

Айога: Мама, смотри, рукавицы – то нашлись!

Вед: Интересно, как это они здесь оказались?

Айога: Да какая разница. Главное они опять у меня!

(надевает правую рукавицу)

Айога: Ой, что-то с моей правой рукавичкой случилось! Надену левую….

(Надевает левую рукавицу)

Вед. Видно заколдованы рукавицы.

Айога: Что же, теперь мне носить их нельзя?

Кажется, я поняла! Нужно надевать их сразу обе (надевает)

Вот видишь. Эти рукавицы, как жизнь имеют две стороны: добрую и злую.

Одно без другого не бывает. От одной рукавицы добра не жди, да и от другой тоже. Это только, когда они врозь. А вместе рукавицы чудеса творят. Если быть осторожными и во зло их не пускать.

Айога.

С тех пор рукавицы крепко- накрепко пришивают к малице, чтобы одна из них случайно не упала с руки.

И эта традиция переходит из поколения в поколение.

4. Итог

Воспитатель:

Ребята, вот мы с вами совершили путешествие по Югорскому краю и узнали много нового о народах севера. Надеюсь, вам путешествие понравилась, и вы ещё больше полюбите землю, на которой живёте!

А напоследок давайте выучим, как звучит на языке ханты

«До свидания» - «паяма улаты» (дети повторяют все вместе)

Паяма у латы, дорогие дети!

Публикации по теме:

Беседа «Национальная одежда ханты и манси» Цель: - Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. - Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты» Конспект рассказа-беседы «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты». Цели:• познакомить детей с жизнью народов севера; • воспитывать у.

Конспект занятия по краеведению «Край родной мой, Ставропольский» .

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект занятия «Мой край родной. Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 21:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет об экологической акции «Синичкин день»
Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12...
Развитие математических способностей у детей 5 лет, фотоотчет
Дать ребенку понятие о том, что такое "цифра" и что с ней делать? всегда не просто, поделюсь своими играми на развитие математического мышления....
Отчет о проведении тематического дня посвященного теме «Меры времени»
Отчет о проведении тематического дня посвященного теме «Меры времени» Подготовила: воспитатель Облова Е И. Как известно, дети очень часто путаются во...
План по сотрудничеству с семьей в старшей группе
План по сотрудничеству с семьей в старшей группе Актуальность План работы с родителями был разработан с учетом опыта общения с детьми и призван помочь...
Рабочая программа кружка дополнительного образования в средней группе по аппликации...
Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства,...