Маргарита Викторовна Гасанова
Конспект занятия по краеведению «Край родной мой, Ставропольский»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе: “Край родной мой, Ставропольский”
Задачи образовательных областей:
Познание: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае. Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Край родной мой, Ставропольский“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Коммуникация: развивать связную речь детей; развивать навык чтения у читающих детей. Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Социализация: формировать любовь к родному городу, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.
Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.
Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края, животноводство и сельское хозяйство Ставропольского края, символы г. Ставрополь (флаг и герб, картины П. М. Гречишкина; детские книги А. Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», изображения полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень,овёс, пшеничные колосья (в вазе, бумага для печатания, карандаши простые, памятные открытки гостям и медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).
Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о крае, карты Ставропольского края; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П. М. и детского поэта-А. Е. Екимцева.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Глазки хорошо открыли,
Ушки навострили.
Будем думать, рассуждать
И немного удивлять.
II. Основная часть.
-Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае. (рассаживаются на стулья)
-Ребята, место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина)
-Для нас с вами наша малая родина-это город Ставрополь. Назовите адрес нашего проживания в России. (г. Ставрополь, Ставропольский край, Россия)
-Итак, в каком крае мы живём. (Добиваться полных ответов)
-А как называется главный город края?
-Почему он назван именно так? (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости (защита от врагов)-Ставропольская крепость- более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили. Каменный крест является символом города.
Ребята, а у меня есть такой необычный цветок, давайте-ка вместе его рассмотрим! (сердцевина-очертания территории ставропольского края, вокруг- семь лепестков (богатства края)
-Это необычный цветок, цветик-семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (очертания территории Ставропольского края. Если дети затрудняются можно поднести к карте и сравнить)
-Сердцевина цветка-это наш СК, а лепестки –богатства края.
-Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.
Лепестки:
1. Природа края
2. Сельское хозяйство
3. Животноводство
4. Подземные богатсва
5. Знаменитые люди края.
6. Символика края
7. Обычаи ставропольцев.
1) природа края
-Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (п. ч. на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места) : полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота.
-Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань,Терек, Егорлык)
-Какие озёра вы знаете (Солёное озеро, Тамбуканское озеро, Провал)
-Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское)
-Названия каких гор СК вы запомнили.
2) сельское хозяйство
-Дети, что изображено на следующем лепестке (колос пшеничный)
-Как по-другому ещё называют наш край? Почему? (Житницей, край хлеборобов)
-Пшеничный колос можно по праву считать символом Ставропольского края. (вносится вазу с пшеничными колосьями, ставится на видное место). Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье-это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите.
Дидактическая игра «Определи полевую культуру»
(на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название)
-Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)
3) животноводство
Экологическая игра «Что изменилось»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правила. Показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые изображения животных (по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь животных на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти таких же животные среди игрушек в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из изображений животных, находящихся на столах.
4) полезные ископаемые
Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу). На территории Ставропольского края очень много полезных ископаемых. Давайте расскажем нашим гостям о них!
Пальчиковая гимнастика о полезных ископаемых края
Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными
Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль,
И живительный источник-минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками)
5) знаменитые люди края
-Посмотрим на эти замечательные картины. Кто их автор? (Гречишкин П. М. -знаменитый ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать природу)
- А сейчас я прочту вам и нашим гостям стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться. Стихотворение «Дедушка Туман»
Лес в карман,
поля в карман
Спрятал Дедушка Туман,
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга,
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Только он совсем забыл,
Что карман дырявым был.
За рекою в гору лез,
Потерял поля и лес,
Потерял потом луга,
Копны сена и стога.
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.
Кто же автор этого стихотворения? (Александр Ефимович Екимцев). Он тоже родом из Ставрополья и радует нас такими чудесными стихотворениями.
Физминутка
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться,разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать,
Шесть- на место сесть опять.
6) Символика края
-Отличительными символами СК являются.? (показываю герб и флаг)
-Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (п. ч. сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)
-Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)
-Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав РФ)
-Почему полотнище флага СК золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев)
-Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь-краевой центр).
7) Обычаи Ставропольцев
-Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы-чеченцы,даргинцы,карачаевцы)
-Но всех нас, людей проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи-этодействия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. Как сегодня мы встречали наших гостей? (хлебом, солью, низким поклоном). –Почему именно с солью встречали гостей? (п. ч. соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)
-Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай)
-Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим-хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же, подарки-открытки: самые красивые места СК. (дети угощают гостей и дарят открытки, рассаживаются на свои места)
III.Заключительная часть
-Мы рассмотрели все лепестки-богатства Ставропольского края. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш Ставропольский край.
-Вот наш цветик-семицветик, все богатства СК.
-Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о СК-запомните и сохраните в своих сердцах.