Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению детей татарскому языку «В мире цвета»

Гульназ Шарифуллина
Конспект НОД по обучению детей татарскому языку «В мире цвета»

Задачи.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, интерес к изучению татарского языка.

Развивающие. Упражнять детей в использовании простых предложений, согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными, в выражении просьб, в задавании вопросов; развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус.

Публикация «Конспект НОД по обучению детей татарскому языку „В мире цвета“» размещена в разделах

Образовательные. Закрепить знания детей о красном, желтом, синем, зеленом цветах; уточнить и активизировать словарный запас детей названиями игрушек, посуды, одежды, мебели, овощей и фруктов.

Интеграция: образовательных областей: “Татарский язык для русскоязычных детей”, “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Художественное творчество”, “Физическая культура”, “Музыка” «Чтение художественной литературы»

Ход НОД:

Под музыку из мультфильма «Простоквашино» входит мальчик Фидаил.

Ф: Матур кызлар, иснмесез!

Дети: Иснмесез!

Ф: Малайлар, херле кн!

Исемем минем Фидаил

Ярдм сорарга килдем.

-Ребята, я пришел просить у вас помощи. У меня есть карта, ведущая к кладу. На карте много различных цветов. Я давно не ходил в детский сад и не знаю названия цветов. Мне сказали, что вы изучаете русский и татарский языки и много знаете. Хотите мне помочь найти клад?

Дети: Да!

Ф: А давайте, чтобы нам было веселее, позовем моих друзей. Кто же они?

Дети: Мияу и Акбай. Мияу, кил монда! Акбай, кил монда!

Под музыку из мультфильма «Простоквашино» входят Акбай и Мияу.

Акбай и Мияу: Слам, балалар!

Дети: Слам!

Акбай и Мияу: Хллр ничек?

Дети: йбт, рхмт! Хллр ничек, Акбай, Мияу!

Акбай и Мияу: йбт, рхмт!

Ф: Ну вот, все в сборе, отправляемся в путь. Встаем парами и напеваем:

Мин барам, барам, барам

Фидаилга булышам (Слайд №1– фрагмент из мульфильма, когда герои отправляются за кладом)

1-ая остановка.

Ф: Чтобы угадать 1-ый цвет, надо разгадать загадку (Слайд №2)

Ф: Какой цвет спрятался, ребята?

Дети: Желтый.

Ф: А как же по-татарски будет желтый цвет?

Дети: Сары.

Ф: Чтобы пойти дальше, нам надо выполнить задание. Я вам раздам игрушки, а вы должны их назвать и определить цвет (сары туп, сары машина, сары шар,сары аю, сары песи, сары эт)

После того, как дети назвали игрушки, Фидаил, показывает игрушку соседа, спрашивает:

-Настя, бу кызыл туп?

Настя: Юк, сары туп.

Ф: Глеб, бу яшел машина?

Глеб: Юк, бу сары машина.

Ф: Ребята, какие вы молодцы! Мы можем идти дальше.

Вместе: Мин барам, барам, барам

Фидаилга булышам!

2-ая остановка.

Ф: Чтобы угадать следующий цвет, надо разгадать загадку (Слайд №3)

Ф: Ребята, а здесь какого цвета не хватает?

Дети: Красный.

Ф: А как же по-татарски будет красный цвет?

Дети: Кызыл.

Ф: Ух, какие молодцы. И на этой остановке мы должны выполнить задание.

На столе лепестки, а на них картинки одежды и мебели разных цветов. Каждый из вас выберит картинку того цвета, где мы сейчас остановились и вы все вместе составите один большой цветок. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

Дети собирают цветок из красных предметов.

Ф: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Миша, бу нрс?

Миша: Бу кызыл урындык.

Ф: Катя, бу нрс?

Катя: Бу кызыл клмк.

Ф: Как много вы знаете! Мы можем идти дальше.

Вместе: Мин барам, барам, барам

Фидаилга булышам!

3-я остановка.

Ф: Ребята, внимательно посмотрите на экран и угадайте следующую цветную остановку (Слайд №4)

Дети: Синий.

Ф: А вы знаете, как будет синий цвет по-татарски?

Дети: Згр.

Ф: Нас ожидает следующее испытание. Мы должны с вами попасть в магазин посуды. Нам в этом поможет волшебный шарф. Балалар, шарф нинди? (матур, згр, чиста, йомшак, зур шарф). А теперь все соберемся под этим шарфом и по-татарски посчитаем до 10. (Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун)

Ф: Вот мы в магазине. (Слайд №5). Какого цвета предметы в магазине?

Дети: Згр.

Ф: Давайте купим посуду, она нам пригодится в пути.

Работа парами (продавец и покупатель) на интерактивной доске.

Женя: Иснмесез!

Таня: Иснмесез!

Женя: Хллр ничек?

Таня: йбт, рхмт. Нрс кирк?

Женя: Тлинк (чынаяк, кашык) кирк.

Таня: Нинди тлинк?

Женя: Згр тлинк (чынаяк, кашык)

Таня: Нич тлинк (чынаяк, кашык?

Женя: Бер тлинк (чынаяк, кашык)

Таня: М бер згр тлинк (чынаяк, кашык)

Женя: Рхмт. Сау булыгыз.

Таня: Сау булыгыз.

Ф: Молодцы, ребята, вот мы и посуду купили, а я теперь знаю как будет синий цвет – згр! Мы можем идти дальше.

Вместе: Мин барам, барам, барам

Фидаилга булышам!

На пути светофор (Слайд №6, горит красный цвет.

Ф: Ребята, мы можем идти дальше?

Дети: Нет – Юк!

Ф: Нинди тс?

Дети: Кызыл.

Слайд №7 – горит желтый цвет.

Ф: йдгез, балалар, барабыз!

Дети: Юк, сары тс.

Ф: А на какой цвет можно переходить дорогу?

Дети: На зеленый.

Ф: А как будет по-татарски зеленый цвет?

Дети: Яшел.

4-ая остановка.

Ф: Чтобы загорелся этот цвет, мы должны выполнить следующее задание. Послушайте стихотворение:

Яшел тс – матур тс,

Яшел тс бик кирк.

Кыяр, алма, кбестдн

Булмый йбер тмлерк!

Ф: О чем это стихотворение? (Зеленые фрукты и овощи).

Ф: Мы должны наполнить корзину овощами и фруктами (Большая корзина приклеена на ватман). На столе картинки, но на них нет цвета, вы должны разукрасить нужные картинки овощей и фруктов в зеленый цвет. Для этого спросите у меня нужные карандаши.

Настя: Фидаил, яшел карандаш бир.

Ф: М, Настя, яшел карандаш.

Настя: Рхмт.

Дети разукрашивают овощи и фрукты в зеленый цвет, намазывают клей и приклеивают на ватман.

Ф: Костя, бу нрс?

Костя: Бу кбест (кыяр, виноград, груша, алма, крыжовник, карбыз).

Ф: Молодцы! Булдырдыгыз, балалар!

Слайд №8 – загорается зеленый цвет.

Ф: Теперь мы можем идти.

Вместе: Мин барам, барам, барам

Фидаилга булышам!

Слайд №9 – клад.

Ф: Ура!Мы выполнили все задания и нашли клад. А давайте споем песню

(Фидаил раздает детям мячи разного цвета) :

1)Туп, туп, кызыл туп (выходят в центр круга дети, у кого красный мяч)

Сикер, сикер, кызыл туп.

Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун,

Сикер, сикер кызыл туп.

2) Туп, туп, яшел туп (выходят в центр круга дети, у кого зеленый мяч)

Сикер, сикер, яшел туп.

Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун,

Сикер, сикер яшел туп.

3) Туп, туп, сары туп (выходят в центр круга дети, у кого желтый мяч)

Сикер, сикер, сары туп.

Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун,

Сикер, сикер сары туп.

4) Туп, туп, згр туп (выходят в центр круга дети, у кого синий мяч)

Сикер, сикер, згр туп.

Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун,

Сикер, сикер згр туп.

Ф: Чтобы открыть клад, нам надо вспомнить вежливые слова (Иснмесез, иснме, слам, херле кн, рхмт, сау бул, сау булыгыз)

Открывается сундук

Ф: Нрс бар?

Дети: Медаль.

Ф: Здесь медали разных цветов. Сейчас вы подумаете на какой цветной остановке вы быстрее и првильнее выполнили задание и спросите у меня медаль такого же цвета.

Дети: Кызыл (сары, яшел, згр) медаль бир.

Ф: М, кызыл (сары, яшел, згр) медаль.

Дети: Рхмт.

Ф: А теперь нам надо возвращаться в детский сад.

Вместе: Мин кайтам, кайтам, кайтам,

Бакчага кайтам, кайтам!

Ф:Ребята, я понял, что самое большой клад – это наши знания. И вы, ребята, заслужили эти медали. Рхмт! Я обязательно буду ходить в детский сад и школу, чтобы много знать! Сау булыгыз, балалар!

Дети: Сау бул Фидаил, Мияу, Акбай!

Публикации по теме:

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный коврик»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный коврик» «Волшебный коврик» Цель: развивать творческое воображение, умение составлять описательные рассказы. Задачи: Обучающие: 1. Упражнять в сравнении.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению детей татарскому языку «В мире цвета»
Опубликовано: 13 апреля 2014 в 18:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД