Ольга Осипова
Конспект НОД по обучению грамоте «В гостях у Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Закрепить с детьми знания об устной и письменной речи;
Продолжать учит составлять предложения, используя полученные ранее
знания;
закрепить умение различать твёрдые, мягкие согласные звуки, выделять слоги, конструировать слова;
познакомить детей с новой буквой «мягкий знак»;
учить детей отвечать точно и быстро;
развивать умение отбирать слова с определённым звуком;
способствовать развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление;
воспитывать умение быстро схватывать смысл услышанного;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „В гостях у Незнайки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
способствовать речевому развитию детей;
воспитывать доброжелательные отношения.
Методы и приёмы:
Беседа, рассказ, показ, объяснение, демонстрационный, игровой,
наглядный, словесный.
Материал:
Схемы предложений, карточки с изображением предмета, росчерки, звуковые карточки, линейка, уголь, фломастеры, кроссворд, ширма, кукла Незнайка, цветы с заданиями, медали.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, какая бывает речь?
Дети: Речь бывает устная и письменная.
Вос-ль: Что такое устная речь?
Дети: Это когда разговаривают, читают, рассказывают.
Вос-ль: Что такое письменная речь?
Дети: Это когда пишут.
Вос-ль: Молодцы, ребята! А из чего же состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из предложений.
Вос-ль: Правильно. Скажите, пожалуйста, что ставиться в конце предложений?
Дети: В конце предложений ставится точка.
Вос-ль: А если читается несколько предложений. Что нужно делать после каждого предложения?
Дети: После каждого предложения делается остановка.
Вос-ль: Хорошо. Я вам сейчас прочитаю небольшой рассказ, а вы мне скажите, сколько в нём предложений. Слушайте внимательно.
У девочки был чиж. Чиж жил в клетке и всё молчал. Девочка выпустила
чижа на волю. Чиж полетел и весело запел.
Дети: В этом тексте 4 предложения.
Вос-ль: Правильно, 4 предложения. Ребята, подумайте и скажите, из чего состоят предложения?
Дети: Предложения состоят из слов.
Вос-ль: Молодцы! А сколько слов может быть в предложении?
Дети: В предложении может быть одно, два, три, четыре слова и даже больше.
Вос-ль: Посмотрите на доску на схемы и скажите, из скольких слов мы будем составлять предложения?
Дети: А схем нет.
Вос-ль: Но где же они?
Нез-ка: Ой-ой-ой! Ничего не могу понять! Что за квадратики? Какие-то чёрточки, точки, палочки. Интересно, что с ними можно делать?
Вос-ль: Так вот кто взял мои таблички. Здравствуйте, Незнайка! Как же ты сюда попал? И что ты хочешь сделать с табличками?
Нез-ка: Мне сказали, что ребята скоро пойдут в школу, и они уже многое умеют делать. Вот я и решил подслушать. Только вот не знаю, что с табличками делать.
Вос-ль: Ты, Незнайка, посиди и послушай, только будь внимательным. Ребята, что здесь нарисовано?
Дети: Это схемы предложений.
Вос-ль: Из скольки слов должно состоять это предложение?
Дети: Это предложение состоит из трёх слов.
Вос-ль: А это предложение?
Дети: А это предложение состоит из четырёх слов.
Вос-ль: Составьте мне предложение из трёх слов.
Дети: Ярко светит солнце.
Вос-ль: Правильно. А сейчас составьте предложение из четырёх слов.
Дети: Дима пошёл в школу.
Вос-ль: Молодцы, ребята! Теперь тебе, Незнайка, понято, что это за чёрточки и точки?
Нез-ка: Да, я понял! Только у меня есть задания от Знайки, он ведь у нас очень умный. А я с этим заданием справиться не могу. Вы мне поможете?
Дети: Да, поможем!
Нез-ка: Тогда я приглашаю всех вас в наш Цветочный город. Все свои задания Знайка оставил на цветах.
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, мы справимся с заданиями?
Дети: Мы справимся.
Вос-ль: Представьте, что вы садитесь на лепесток. Это, наш волшебный транспорт. Закрываем глаза и произносим слова: неси, неси нас лепесток, через запад на восток, прямо в Цветочный городок.
/звучит музыка, выставляются цветы, Незнайка уходит/
Вос-ль: Ребята, посмотрите, какие красивые цветы! А вот и первое задание для нас. Загадки и отгадки. Я загадываю вам загадки, а вы должны найти лепесток с картинкой – отгадкой.
- В каком слове сорок гласных?
- В каких словах по сто согласных?
Дети: Сорока, стол, стог.
Вос-ль: С этим заданием мы справились. Какое задание у нас в следующем Цветке? Посмотрим, что нужно сделать. А задание называется «Буква заблудилась». Нужно внимательно послушать слова и найти ошибки. Только потом произнести их правильно.
Мозлята, охотнис, аптета, листон.
Дети: Козлята, охотник, аптека, листок.
Вос-ль: Молодцы! Какое же будет ещё задание? Нужно изменить порядок букв в слове и назвать его. Аёлк, намор, амар, лтос.
Дети: Ёлка, Роман, рама, стол.
Вос-ль: Молодцы, ребята! Все задания выполнили. Продолжаем наше
путешествие по Цветочному городу.
/дети и воспитатель идут в соседнюю комнату, столы расставлены в виде цветка, на столах карточки с изображением предмета, карточки-звуки, линейка, уголь/
Вос-ль: /показывает треугольную линейку/ Ребята, скажите, пожалуйста, как называется соединение двух сторон линейки?
Дети: Это соединение называется угол.
Вос-ль: /показывает уголь/ А как называется обгоревшее дерево?
Дети: Обгоревшее дерево называется уголь.
Вос-ль: Скажите, пожалуйста, сколько слогов в словах угол и уголь?
Дети: В этих словах два слога.
Вос-ль: Назовите мне первый слог.
Дети: Первый слог у… .
Вос-ль: Сколько звуков мы слышим?
Дети: Мы слышим один звук.
Вос-ль: Какой он: гласный или согласный?
Дети: Этот звук гласный.
Вос-ль: Почему? Каким цветом выделяем гласный звук? Дети? Гласный звук поётся и выделяется красным цветом.
Вос-ль: Поставьте по одному квадратику красного цвета. Какой второй слог в слове угол?
Дети: В слове угол второй слог …гол.
Вос-ль: Сколько звуков во втором слоге?
Дети: Во втором слоге три звука.
Вос-ль: Какие звуки мы слышим?
Дети: Мы слышим звуки [г], [о], [л].
Вос-ль: Как называются два звука, которые произносятся вместе?
Дети: Слияние.
Вос-ль: В слиянии [г] твёрдый или мягкий?
Дети: В этом слиянии [г] твёрдый.
Вос-ль: Каким цветом обозначаем твёрдый звук?
Дети: Твёрдый звук обозначается синим цветом.
Вос-ль: Поставим слияние согласного с гласным [го] около [у], [л] - твёрдый или мягкий?
Дети: [Л] твёрдый.
Вос-ль: Какой находим квадратик?
Дети: Синий квадратик.
Вос-ль: Сколько букв и звуков в слове угол?
Дети: В слове угол четыре буквы и четыре звука.
Вос-ль: Какой второй слог в слове уголь?
Дети: Второй слог …голь.
Вос-ль: Какое слияние слышится?
Дети: Слияние [го].
Вос-ль: Нашли карточку со слиянием и поставили около [у]. Какой звук последний?
Дети: [Л'].
Вос-ль: Этот звук твёрдый или мягкий?
Дети: Этот звук мягкий.
Вос-ль: Каким цветом обозначаются мягкие согласные?
Дети: Мягкие согласные обозначаются зелёным цветом.
Вос-ль: Поставим зелёный квадратик к слиянию [го]. Получилось две схемы. Сколько звуков в слове уголь?
Дети: В слове уголь четыре звука.
Вос-ль: Дети, а почему в слове уголь [л’]? Не знаете? Это потому, что буква Р перевернулась – мягким знаком обернулась. Мягкий знак – буква, уголь пять букв и четыре звука. Сейчас вы по – очереди будите открывать карточки и называть, что там изображено.
Дети: Морковь, учитель, тетрадь, олень, сирень и т. д. .
Вос-ль: Ребята, что вы заметили общего в произношении этих слов?
Дети: Во всех словах последний звук мягкий.
Вос-ль: Почему?
Дети: Потому что в конце всех слов стоит мягкий знак.
Вос-ль: Молодцы, ребята! С этим заданием мы тоже справились. Но мы забыли про Незнайку. Ведь он нас ждёт. А для этого нам нужно покинуть Цветочный город. Мы снова садимся на наш волшебный лепесток, закрываем глаза и произносим слова: неси, неси лепесток через запад на восток. Возвращайся, сделав круг, в группе ждёт Незнайка друг.
/под музыку возвращаемся в групповую комнату/
Вос-ль: Ребята, я что-то не вижу Незнайки. Скорее всего, он от нас спрятался, а нам оставил цветок с заданием «Отгадай кроссворд». Отгадаем?
Дети: Отгадаем.
Вос-ль: Превратите мел в мелкое место на реке.
Превратите полку в танец.
Превратите банку в баню.
Превратите тракториста в машину.
Превратите стол в комнату для обедов.
Дети: Мель, полька, банька, трактор, столовая.
Вос-ль: А сейчас мы с вами порисуем в воздухе. Возьмите фломастер и найдите верхнюю точку. Начинаем рисовать петли вниз с самой большой до самой маленькой.
/дети рисуют в воздухе/
Теперь откроем фломастеры и обведём росчерки – элементы ь.
/дети выполняют задание, звучит музыка/
Нез-ка: Ребята, ребята! Всё, что вы делали я понял. Только вот не знаю, что мне делать с этим мешочком?
Вос-ль: А что в нём?
Нез-ка: Я не знаю, наверное, конфеты или печенье.
Вос-ль: Разреши нам с ребятами заглянуть в твой мешочек?
/развязывается мешочек, высыпаются звуковые карточки и со схемами предложений /
Вос-ль: Ребята, напомните Незнайке, что это за карточки.
Дети: По этим карточкам можно составлять предложения. А по звуковым карточкам составлять слова с мягкими и твёрдыми звуками.
Нез-ка: Спасибо вам, ребята! Вы справились со всеми заданиями Знайки и многому меня научили. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи!
Дети: До свидания.
Вос-ль: Дети, что нового мы узнали на занятии?
Дети: Мы познакомились с мягким знаком.
Вос-ль: Что ещё делали на занятии?
Дети: Разгадывали кроссворд, составляли предложения, находили ошибки в словах.
Вос-ль: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на занятии. Каждый из вас получает медаль «Умника».
/под музыку вручаются медали/