Оксана Матюшина
Конспект НОД по окружающему миру «Зимующие птицы» с использованием магнитного плаката «Жизнь птиц зимой».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Закрепить понятие «зимующие» птицы;
• Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
• Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»;
• Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. д. ;
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
• Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Зимующие птицы“ с использованием магнитного плаката „Жизнь птиц зимой“,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Коллективные работы
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Стенгазеты
- Темочки
Магнитный плакат «Жизнь птиц зимой», магнитные картинки с изображением птиц (воробей, ворона, сорока, синица, голубь, снегирь, дятел, мяч, разрезные картинки с изображением птиц.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Какое сейчас время года? Вспомните, пожалуйста, зимние месяцы. Какая погода бывает зимой?
2. Введение в тему.
- Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
- Как мы их называем? (Перелетные)
- Какие это птицы? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей).
- Почему эти птицы улетают на юг? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет).
- Но не всем птицам страшна зима. А какие птицы остаются у нас на зиму вы угадаете сами. (Загадывание загадок)
На доску вывешивается плакат «Жизнь птиц зимой».
1. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?. (Воробей)
(на плакат вывешивается картинка с изображением воробья.)
- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья? (перьями) Чем питаются воробьи? (хлебными крошками)
(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается воробей.)
Послушайте 2-ую загадку:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит
А только лечит (Дятел)
(Вывешивается картинка с изображением дятла)
- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
-Какой у дятла клюв? Зачем он ему нужен? (Крепким клювом он стучит по дерева, долбит кору и достает насекомых)
-А зачем дятел достает насекомых из-под коры? (он спасает дерево от вредителей)
-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса)
- Чем питается дятел? (личинками)
(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается дятел.)
3. Еще загадка:
Верещунья-белобока,
А зовут ее. (Сорока)
(Вывешивается картинка с изображением сороки)
- Какая сорока? Опишите ее. (сорока крупная птица с черно-белым оперением)
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока-белобока)
- Чем питается сорока? (семенами растений)
(На плакат вывешивается картинки с изображением семян растений)
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
(Вывешивается картинка с изображением снегиря)
- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)
- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
(На плакат вывешивается картинка с его любимой едой)
5. Она маленькая птичка,
И зовут ее … (Синичка)
(Вывешивается картинка с изображением синички)
- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
- Чем питается синичка? (салом)
(На плакат вывешивается картинка с изображением сала)
6. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
(Вывешивается картинка с изображением вороны)
- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
- Чем питается ворона? (отходами)
(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается ворона)
7. Я – толстый, серый, под ногами
Хожу по городу кругами
И напрягаю толстый зоб,
Очаровать подругу чтоб. (Голубь)
(Вывешивается картинка с изображением голубя)
- Опишите его. (Оперение голубя серое)
- Чем он питается? (Хлебом)
(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается голубь)
3. Физминутка
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).
- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц : что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного (Расцветка)
- Как можно назвать одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
- Ребята, вы знаете, какая бывает зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему? (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.)
- Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?
- Правильно, ребята. Воробьи питаются зёрнышками, пшеном, хлебными крошками (показывает карточку с изображением пшена).
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало (показывает карточку с изображением сала).
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины (показывает карточку с изображением рябины).
Вороны всеядные птицы, питаются очистками, остатками пищи (показывает карточку с изображением огрызка яблока).
Сорока питается семенами растений (показывает карточку с изображением семечек).
Дятел питается личинками (показывает карточку с изображением личинок).
Голубь питается крупу, хлебом, хлебными крошками (показывает картинку с изображением хлеба).
- Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку, называют, что на ней изображено и говорят, какая птица этим питается.
- А сейчас выходите, вставайте в круг, и давайте поиграем.
Игра называется «Угадай-ка». Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.
4. Закрепление знаний.
Детям раздаются разрезные картинки, дети собирают.
- А теперь, я буду загадывать маленькую загадку, а у того у кого эта птичка-отгадка, тот говорит отгадку.
Красногрудый, толстый, любит рябину.
Красноголовый, трудолюбивый, санитар леса.
Маленькая, брюшко желтенькое, любит сало.
Маленький, драчливы, боевой удалой.
Серенький, любит хлеб.