Попелышева Надежда
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как важно грамотным быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как важно грамотным быть» (подготовительная группа)
Программное содержание :
1. Формировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого.
2. Ввести в активный словарь понятия: «непосильный труд», «тяжелый физический труд».
3. Формировать представление о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью.
4. Воспитывать в детях уважение к модели труда.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Как важно грамотным быть“» размещена в разделах
Оборудование: мольберт, указка, цветовые сигналы, картины: «У дверей школы» художника Богданова-Бельского, «Тройка» художника Перова, «Здравствуй, школа!»; атрибуты для игр: «Подбери каждому нужное дело», «Карта желаний», «Ребус».
Ход НОД
Дети входят в музей. Здороваются с гостями.
В. - Дети, как называется эта комната? (Это музей). А что такое музей? (Музей-это учреждение, которое собирает, хранит, показывает посетителям произведения искусства, исторические документы и т. д.)
В - Сегодня мы вспомним предметы быта прошлого времени, и поговорим о том, как жили люди прежде.
Кто сегодня будет экскурсоводом?
Хорошо, Ксюша, расскажи нам о предметах быта.
Рассказ ребенка: В музее представлены предметы быта прошлого времени. Очень давно, когда еще не было электричества, люди научились из нефти делать керосин, и придумали керосиновую лампу. Вот она (показывает). Сюда (показывает) наливали керосин и зажигали фитиль, который долго горел, освещал дом. Но керосиновая лампа была не удобна, и вскоре человек придумал электрическую лампочку.
А это угольный утюг. Когда еще не было электрического утюга, люди пользовались угольным утюгом. Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг, им гладили одежду и другие вещи.
Это коромысло. Когда еще не было водопровода, люди ходили за водой к колодцу или далеко к реке. Носить ведра с водой было тяжело, и люди придумали деревянное коромысло. Его дожили на плечо, а по краям вешали ведра. Носить ведра с водой, таким образом, было намного легче.
В. -Спасибо, Ксюша, нам было интересно послушать тебя.
В нашем музее представлены не только предметы быта прошлого времени, но и старинная одежда и обувь мордовского народа.
Кто нам расскажет об этом?
Рассказ ребенка: В разные времена люди носили разную одежду. Одежду шили сами. Сначала на ткацком станке ткали полотно. Вот модель ткацкого станка. Из полотна шили рубахи.
В нашем музее вы видите мордовскую рубаху - панар, украшенную элементами
мордовского узора. А это - головной убор -панга. Дополняло мордовский
национальный костюм набедренное украшение - пулай.
Мастерицы использовали в вышивке яркие нити: красные, желтые, зеленые, синие, черные. Одежда получалась яркой и нарядной. Ее носили только в праздники. В будни носили одежду попроще, а дети донашивали одежду за взрослыми.
Долгими зимними вечерами женщины не только вышивали, но и пряли. Вот с помощью такой прялки и веретена. Из шерсти овец получалась шерстяная нить. Из этой пряжи вязали теплые носки, варежки, шапки, шарфы и другие вещи, которые согревали в любые зимние морозы.
Теперь давайте сядем. (Дети садятся на стульчики полукругом)
В. - Миша, расскажи нам, чем занимались взрослые и дети в старые времена.
Рассказ ребенка: Раньше взрослые и дети много времени проводили в труде. Взрослые все делали сами: сажали, сеяли хлеб, женщины много пряли, ткали на станке (показывает). Дети во всем помогали родителям. Это был тяжелый труд. Зимой много времени дети проводили на печке. На ней было тепло и уютно.
В. - О жизни детей в старые времена расскажет Настя.
Рассказ ребенка: Много времени дети проводили на улице. Они играли, ходили в лес собирать грибы и ягоды, купались в речке. Холодной осенью и зимой дети сидели дома, играли, слушали сказки. Не все дети ходили в школу. Нечего было одеть, обуть. Дети обувались в лапти (показывает) и перешитую одежду. Но в школу хотели ходить все дети, потому что там было хорошо и интересно.
В. - Правильно, ребята. В школу всегда хотелось всем детям. Я приглашаю вас побеседовать о школе. Чтобы беседа проходила интереснее я приготовила картины.
Эта-картина художника Богданова -Бельского «У дверей школы».
Что изображено на картине?
Почему мальчик стоит у дверей?
Всегда ли дети бедняков могли учиться в школе?
Когда могла быть такая школа?
Может ли сейчас быть такое в нашей стране?
(Ответы детей).
В. - Сейчас такого в нашей стране нет.
Давайте рассмотрим картину «Здравствуй, школа!».
В. - Какая школа изображена на картине?
Кто расскажет нам о современной школе?
Настя: Школа это высокое и большое здание, где много классов. Классы светлые и красивые. Ученики сидят за удобными партами. Они в школьной форме. У каждого школьный ранец. В нем много интересных книг.
В. - Отличаются школы друг от друга?
В какой школе вы бы хотели учиться? Почему?
(Ответы детей).
Предлагаю вам: разгадать ребус, в котором зашифровано слово. Я открою вам буквы, если вы правильно ответите на мои вопросы.
Вопросы:
1. Чего в городе больше зданий или школ? (зданий)
2. Кого в школе больше детей или мальчиков? (детей)
3. Что посещает ребенок в 5 лет?
а) школу
б) детский сад
в) университет
4. Как называют в школе время между двумя уроками? (перемена)
5. Когда начинается учебный год в школе?
а) 1 сентября
б) 1 декабря
в) 1 апреля
6. Один - ребенок, а много. (дети) Один - человек, а много. (люди)
7. Как называется материал в клетку и линейку для письма? (тетрадь)
8. Закончите пословицу: Ученье - свет,. (а не ученье - тьма)
9. Как по-другому называется алфавит? (азбука)
10. Какое образовательное учреждение является высшим?
а) детский сад
б) школа
в) университет
11. Закончите пословицу: Красна птица пером,. (а человек - умом)
В. - Ребята, как вы понимаете, что такое образование?
(Знание, полученные в результате обучения; получение знаний. Я думаю, что образование - это получение знаний в детском саду, школе, училище, университете и т. д.).
В. - Для чего оно нужно? (Много знать, получить профессию и т. д.).
Давайте подумаем, когда начинается образование? (в детском саду, дома - смотрят телепередачи, получают полезную информацию из компьютера, читают журналы для детей; в школе, училище, университете, институте и т. д.).
Какую пользу приносит образование?
(Ответы детей).
Почему образование нужно каждому?
(Ответы детей).
В. - В конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на образование (показ страницы в альбоме).
В этом году вы заканчиваете детский сад и пойдете учиться в школу. Каждый из вас выберет ту школу, которая ему больше нравиться. Прошу подойти вас к карте пролетарского района. Посмотрите в нашем районе 11 общеобразовательных школ (отмечены квадратами). Есть училище (показывает, центр эстетического воспитания, художественная школа. А это - детские сады. Вот это наш детский сад. Какой номер у нашего детского сада? (№ 121). .
Теперь обратите внимание на макет пролетарского района. Это здание исполкома. Дети показывают детский сад, называют, на какой улице он находится. Какие улицы проходят рядом с детским садом? Какие образовательные учреждения расположены неподалеку от него? Какай самая ближайшая к детскому саду школа? Подводится итог.
(Дети садятся)
Мы совершили небольшую экскурсию по пролетарскому району. Скажите, а в какие школы вы пойдете учиться? (ответы детей) Воспитатель обобщает ответы детей.
В. - Мы рассмотрели предметы быта, и говорили о том, как трудились взрослые и
дети в прежние времена. Я предлагаю рассмотреть картину художника Петрова
«Тройка». Почему так назвал ее художник? Легко ли детям? Какие у них лица? Во что они одеты? Вы сейчас как одеваетесь? А так трудитесь? (Нет).
В. - В старые времена дети использовались в качестве дешевой рабочей силы. Такой непосильный труд приносит вред здоровью, и дети часто болели.
В. - А каким трудом сейчас занимаются дети в детском саду? Дома?
( Ухаживают за растениями: моют листья, поддоны, поливают; убирают игрушки и т. д.). Дома - помогают родителям. А также посещают спортивную и художественную школы - это тоже труд.
В. -Давайте поиграем в игру «Подбери каждому нужное дело».
На планшете - изображение детей и взрослых, а также различных видов труда. Дети с помощью стрелок должны соединить соответствующий вид труда с изображением ребенка и взрослого.
В. - Молодцы, ребята! Вы правильно подобрали нужное дело и детям и взрослым.
В. - Народ всегда слагал сказки и пословицы. Я вас познакомлю с пословицами о труде, и труде.
1. Была бы охота - заладится всякая работа. (Небольшой анализ каждой пословицы).
Саша, какой фишкой ты отметил пословицу? Почему?
2. Ленивые руки чужие труды любят.
3. В дружной работе все равны.
В. - Ребята, обратите внимание, когда каждому найдено дело по силам, то и работа спорится. А в конвенции о правах ребенка есть статья: «Каждый ребенок имеет право на защиту от непосильного труда» (показывает).
Воспитатель предлагает детям подойти к «карте желаний». Каждый предмет на «карте желаний» обозначает определенный вид деятельности (чтение книг, рассматривание иллюстраций, деятельность в уголке природы и т. д.). Воспитатель предлагает детям пройти к карте и отметить, чем бы они хотели заниматься в свободное от занятий время, ставя свою фотографию под нужной картинкой. Цель игры: выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; объединение детей, имеющих разные навыки в определенной деятельности по интересам.
Сегодня мы говорим, о том, как жили люди в прежние времена. Такая жизнь была
и в нашем городе. Саранск имеет длинную и богатую историю. Но, не смотря на возраст, наш город молодой и с каждым годом продолжает расти. Саранск – большой и уютный. Наша следующая экскурсия будет посвящена городу Саранску.