Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как важно грамотным быть»

Попелышева Надежда
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как важно грамотным быть»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Как важно грамотным быть» (подготовительная группа)

Программное содержание :

1. Формировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого.

2. Ввести в активный словарь понятия: «непосильный труд», «тяжелый физический труд».

3. Формировать представление о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью.

4. Воспитывать в детях уважение к модели труда.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Как важно грамотным быть“» размещена в разделах

Оборудование: мольберт, указка, цветовые сигналы, картины: «У дверей школы» художника Богданова-Бельского, «Тройка» художника Перова, «Здравствуй, школа!»; атрибуты для игр: «Подбери каждому нужное дело», «Карта желаний», «Ребус».

Ход НОД

Дети входят в музей. Здороваются с гостями.

В. - Дети, как называется эта комната? (Это музей). А что такое музей? (Музей-это учреждение, которое собирает, хранит, показывает посетителям произведения искусства, исторические документы и т. д.)

В - Сегодня мы вспомним предметы быта прошлого времени, и поговорим о том, как жили люди прежде.

Кто сегодня будет экскурсоводом?

Хорошо, Ксюша, расскажи нам о предметах быта.

Рассказ ребенка: В музее представлены предметы быта прошлого времени. Очень давно, когда еще не было электричества, люди научились из нефти делать керосин, и придумали керосиновую лампу. Вот она (показывает). Сюда (показывает) наливали керосин и зажигали фитиль, который долго горел, освещал дом. Но керосиновая лампа была не удобна, и вскоре человек придумал электрическую лампочку.

А это угольный утюг. Когда еще не было электрического утюга, люди пользовались угольным утюгом. Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг, им гладили одежду и другие вещи.

Это коромысло. Когда еще не было водопровода, люди ходили за водой к колодцу или далеко к реке. Носить ведра с водой было тяжело, и люди придумали деревянное коромысло. Его дожили на плечо, а по краям вешали ведра. Носить ведра с водой, таким образом, было намного легче.

В. -Спасибо, Ксюша, нам было интересно послушать тебя.

В нашем музее представлены не только предметы быта прошлого времени, но и старинная одежда и обувь мордовского народа.

Кто нам расскажет об этом?

Рассказ ребенка: В разные времена люди носили разную одежду. Одежду шили сами. Сначала на ткацком станке ткали полотно. Вот модель ткацкого станка. Из полотна шили рубахи.

В нашем музее вы видите мордовскую рубаху - панар, украшенную элементами

мордовского узора. А это - головной убор -панга. Дополняло мордовский

национальный костюм набедренное украшение - пулай.

Мастерицы использовали в вышивке яркие нити: красные, желтые, зеленые, синие, черные. Одежда получалась яркой и нарядной. Ее носили только в праздники. В будни носили одежду попроще, а дети донашивали одежду за взрослыми.

Долгими зимними вечерами женщины не только вышивали, но и пряли. Вот с помощью такой прялки и веретена. Из шерсти овец получалась шерстяная нить. Из этой пряжи вязали теплые носки, варежки, шапки, шарфы и другие вещи, которые согревали в любые зимние морозы.

Теперь давайте сядем. (Дети садятся на стульчики полукругом)

В. - Миша, расскажи нам, чем занимались взрослые и дети в старые времена.

Рассказ ребенка: Раньше взрослые и дети много времени проводили в труде. Взрослые все делали сами: сажали, сеяли хлеб, женщины много пряли, ткали на станке (показывает). Дети во всем помогали родителям. Это был тяжелый труд. Зимой много времени дети проводили на печке. На ней было тепло и уютно.

В. - О жизни детей в старые времена расскажет Настя.

Рассказ ребенка: Много времени дети проводили на улице. Они играли, ходили в лес собирать грибы и ягоды, купались в речке. Холодной осенью и зимой дети сидели дома, играли, слушали сказки. Не все дети ходили в школу. Нечего было одеть, обуть. Дети обувались в лапти (показывает) и перешитую одежду. Но в школу хотели ходить все дети, потому что там было хорошо и интересно.

В. - Правильно, ребята. В школу всегда хотелось всем детям. Я приглашаю вас побеседовать о школе. Чтобы беседа проходила интереснее я приготовила картины.

Эта-картина художника Богданова -Бельского «У дверей школы».

Что изображено на картине?

Почему мальчик стоит у дверей?

Всегда ли дети бедняков могли учиться в школе?

Когда могла быть такая школа?

Может ли сейчас быть такое в нашей стране?

(Ответы детей).

В. - Сейчас такого в нашей стране нет.

Давайте рассмотрим картину «Здравствуй, школа!».

В. - Какая школа изображена на картине?

Кто расскажет нам о современной школе?

Настя: Школа это высокое и большое здание, где много классов. Классы светлые и красивые. Ученики сидят за удобными партами. Они в школьной форме. У каждого школьный ранец. В нем много интересных книг.

В. - Отличаются школы друг от друга?

В какой школе вы бы хотели учиться? Почему?

(Ответы детей).

Предлагаю вам: разгадать ребус, в котором зашифровано слово. Я открою вам буквы, если вы правильно ответите на мои вопросы.

Вопросы:

1. Чего в городе больше зданий или школ? (зданий)

2. Кого в школе больше детей или мальчиков? (детей)

3. Что посещает ребенок в 5 лет?

а) школу

б) детский сад

в) университет

4. Как называют в школе время между двумя уроками? (перемена)

5. Когда начинается учебный год в школе?

а) 1 сентября

б) 1 декабря

в) 1 апреля

6. Один - ребенок, а много. (дети) Один - человек, а много. (люди)

7. Как называется материал в клетку и линейку для письма? (тетрадь)

8. Закончите пословицу: Ученье - свет,. (а не ученье - тьма)

9. Как по-другому называется алфавит? (азбука)

10. Какое образовательное учреждение является высшим?

а) детский сад

б) школа

в) университет

11. Закончите пословицу: Красна птица пером,. (а человек - умом)

В. - Ребята, как вы понимаете, что такое образование?

(Знание, полученные в результате обучения; получение знаний. Я думаю, что образование - это получение знаний в детском саду, школе, училище, университете и т. д.).

В. - Для чего оно нужно? (Много знать, получить профессию и т. д.).

Давайте подумаем, когда начинается образование? (в детском саду, дома - смотрят телепередачи, получают полезную информацию из компьютера, читают журналы для детей; в школе, училище, университете, институте и т. д.).

Какую пользу приносит образование?

(Ответы детей).

Почему образование нужно каждому?

(Ответы детей).

В. - В конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на образование (показ страницы в альбоме).

В этом году вы заканчиваете детский сад и пойдете учиться в школу. Каждый из вас выберет ту школу, которая ему больше нравиться. Прошу подойти вас к карте пролетарского района. Посмотрите в нашем районе 11 общеобразовательных школ (отмечены квадратами). Есть училище (показывает, центр эстетического воспитания, художественная школа. А это - детские сады. Вот это наш детский сад. Какой номер у нашего детского сада? (№ 121). .

Теперь обратите внимание на макет пролетарского района. Это здание исполкома. Дети показывают детский сад, называют, на какой улице он находится. Какие улицы проходят рядом с детским садом? Какие образовательные учреждения расположены неподалеку от него? Какай самая ближайшая к детскому саду школа? Подводится итог.

(Дети садятся)

Мы совершили небольшую экскурсию по пролетарскому району. Скажите, а в какие школы вы пойдете учиться? (ответы детей) Воспитатель обобщает ответы детей.

В. - Мы рассмотрели предметы быта, и говорили о том, как трудились взрослые и

дети в прежние времена. Я предлагаю рассмотреть картину художника Петрова

«Тройка». Почему так назвал ее художник? Легко ли детям? Какие у них лица? Во что они одеты? Вы сейчас как одеваетесь? А так трудитесь? (Нет).

В. - В старые времена дети использовались в качестве дешевой рабочей силы. Такой непосильный труд приносит вред здоровью, и дети часто болели.

В. - А каким трудом сейчас занимаются дети в детском саду? Дома?

( Ухаживают за растениями: моют листья, поддоны, поливают; убирают игрушки и т. д.). Дома - помогают родителям. А также посещают спортивную и художественную школы - это тоже труд.

В. -Давайте поиграем в игру «Подбери каждому нужное дело».

На планшете - изображение детей и взрослых, а также различных видов труда. Дети с помощью стрелок должны соединить соответствующий вид труда с изображением ребенка и взрослого.

В. - Молодцы, ребята! Вы правильно подобрали нужное дело и детям и взрослым.

В. - Народ всегда слагал сказки и пословицы. Я вас познакомлю с пословицами о труде, и труде.

1. Была бы охота - заладится всякая работа. (Небольшой анализ каждой пословицы).

Саша, какой фишкой ты отметил пословицу? Почему?

2. Ленивые руки чужие труды любят.

3. В дружной работе все равны.

В. - Ребята, обратите внимание, когда каждому найдено дело по силам, то и работа спорится. А в конвенции о правах ребенка есть статья: «Каждый ребенок имеет право на защиту от непосильного труда» (показывает).

Воспитатель предлагает детям подойти к «карте желаний». Каждый предмет на «карте желаний» обозначает определенный вид деятельности (чтение книг, рассматривание иллюстраций, деятельность в уголке природы и т. д.). Воспитатель предлагает детям пройти к карте и отметить, чем бы они хотели заниматься в свободное от занятий время, ставя свою фотографию под нужной картинкой. Цель игры: выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; объединение детей, имеющих разные навыки в определенной деятельности по интересам.

Сегодня мы говорим, о том, как жили люди в прежние времена. Такая жизнь была

и в нашем городе. Саранск имеет длинную и богатую историю. Но, не смотря на возраст, наш город молодой и с каждым годом продолжает расти. Саранск – большой и уютный. Наша следующая экскурсия будет посвящена городу Саранску.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Быть здоровым — это здорово!»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Быть здоровым — это здорово!» .

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика» Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать выразительность и точность движений, мимику. Учить расслабляться,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе "Полет в космос". Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как важно грамотным быть»
Опубликовано: 29 июня 2020 в 10:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как важно грамотным быть»» (включая файлы) размещена пользователем Попелышева Надежда (УИ 2254869) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД