Екатерина Алемская
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Семейный уклад казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Познание - Помочь детям понять родственные отношения в семье, называть членов семьи. Познакомить с характерными признаками быта казачества, знакомить детей с правилами и обязанностями семейного уклада казаков и их культурными традициями.
Коммуникация - Развивать диалогическую речь. Закрепление форм падежных конструкций.
Социализация - Воспитывать гордость за культурные традиции кубанского казачества.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Семейный уклад казаков“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Здоровье - По средствам игр на формирование правильной осанки благотворно влиять на усиление мышечного корсета позвоночника.
Материал: предметные картинки: члены семьи, картинки с изображением предметов быта казаков.
Ход
1. Организационный момент
“Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. ”
Объявление темы.
-Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья…
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы детей).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
2. Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
Папа – строгий, умный, сильный…
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…
Дедушка - старый, мудрый, седой…
Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…
Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…
3. Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
4. Ребята, мы с вами живем на Кубани. Кто знает, какие раньше были традиции и семейный уклад у казаков? (ответы детей)
Послушайте, как жили раньше казаки.
Раньше на Кубани казаки строили жилища из соломы и глины. А называли свои жилища – хаты. Посреди хаты стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семе соблюдались традиции и обычаи. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.
Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали, приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу. А чтобы горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом.
Ели в семье прямо из чугунка, у каждого была своя деревянная ложка. Первым начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу. Перед едой читали молитву – благодарили Бога. В каждой казачьей хате висела в углу икона. А угол этот называли – красным. Ещё в хате стояла кровать, стол, лавочки на которых сидели и сундук.
В сундуке хранили нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Казачки сами вышивали и вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами. Долгими зимними вечерами казачки пряли пряжу из овечьей шерсти на деревянной прялке. Из шерсти делали тёплую одежду. За работой женщины пели. А на гуляниях любили распевать частушки.
Ребята, сейчас мы с вами послушали, как раньше жили и чем занимались казаки. А теперь вспомните о своей семье и скажите какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
Как вы думаете, у нас дружная семья? (Ответы детей).
5. Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.