Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые»

Татьяна Константиновна Морокова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые»

Занятие: «Насекомые»

Старшая - подготовительная группа

06.11.2015г

Воспитатель: Т. К. Морокова

1. Игра (Жучок-паучок).

Воспитатель: предлагаю детям закрыть глаза и мысленно перенестись на цветущую лужайку, где всюду тебя окружают насекомые (ползет в траве жук, вьются над цветами пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы.)

Включается запись со звуками насекомых.

Дети открывают глаза и видят на экране изображение лужайки насекомых. Предлагаю осторожно пройти и сесть на стульчики.

Программное содержание. Обобщать представления детей о многообразии насекомых. Упражнять в различении и назывании наиболее часто встречающихся насекомых. Уточнить представления детей о пользе насекомых, общих существенных признаках насекомых; формировать понятие насекомые.

МАТЕРИАЛЫ. Экран, презентация с изображениями насекомых, анимация, звуки насекомых.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. В конце сентября обычно исчезает большинство насекомых; одни отложили свои яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щёлку, трещину, под кору или зарылись в землю и уснули. А появятся снова насекомые ранней весной, и первыми будут мухи, затем бабочки, божьи коровки, комары, осы, пчёлы, а в лесу- муравьи,

И вот в один из погожих дней…

Муха, муха- Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Нынче муха- Цокотуха Именинница.

Воспитатель. Одной из первых муха пригласила бабочку- капустницу.

Бабочка- капустница. Я- бабочка-капустница, вылетела из своего укрытия первая, следом за мной лимонница, затем адмирал.

Я- капустница. Как вы думаете, почему меня так назвали? (О. д)

А каких ещё бабочек вы знаете? А вы знаете, как я на свет появилась?

Сначала бабочки откладывают яйца, из них появляются прожорливые гусеницы, из гусениц- куколки, а из куколок красавицы - бабочки.

Воспитатель. Кто из вас ловил бабочек? Кто их брал за крылышки?

Что у вас на пальцах оставалось? (О. Д.)

Крылья бабочек покрыты чешуйками, и когда вы берёте их за крылышки, то чешуйки облетают, остаётся прозрачная основа крыла. Такая бабочка погибает.

Бабочка- капустница. Чем же меня муха будет угощать? (Нектаром цветов)

Воспитатель. Чем бабочка пьёт нектар? (Хоботком). Сколько ног у бабочки? (Три пары).

Вот прилетела бабочка к мухе в гости, а там её уже подружка- стрекоза ждёт. Она совсем не похожа на бабочку, опишите-ка её.(О. Д).

Глаза у стрекозы необыкновенные. Каждый глаз состоит из тысячи маленьких глазков. Оба глаза большие, выпуклые. Благодаря этому стрекоза может смотреть всеми глазами одновременно и сразу видеть, что делается справа, слева, вверху, внизу, спереди и сзади. Как вы думаете, чем питается стрекоза? (Комарами, мошками, мухами). А знаете ли вы, что стрекоза за день съедает столько же, сколько сама весит. По ним можно угадывать погоду. Перед непогодой стрекозы собираются в стайки и издают громкие звуки, трепеща крыльями. Самую большую стрекозу называют- Коромысло.

Ой, смотрите, кто это в гости к мухе припрыгал? (Кузнечик).

Кузнечик. Хороший у тебя, муха, дом. А вот где я люблю жить, отгадайте? Какого я цвета и почему? Какие у меня усики? Что вы про них знаете? А какие звуки я издаю? (О. Д) Где у меня уши? (На передних ногах).

Воспитатель. Кузнечик трёт одно крыло о другое, по его «песне» можно узнать о погоде. Если он поёт поздно вечером, будет ясное, солнечное утро. Песней кузнечик оповещает о своём местонахождении. С помощью кузнечика раньше выводили бородавки. Кузнечика заставляли кусать бородавку и выделять на неё целебную слюну, поэтому его называли –«бородовчатый».

Как вы думаете, какое угощение приготовила муха кузнечику? (О. Д).

А вот и божья коровка! Какого она цвета? Сколько у неё точек? Кто держал в руке божью коровку? Что оставалось на ладонях? (О. Д)

Эта жёлтая жидкость очень горькая на вкус, её не любят птицы. Она откладывает яйца специально туда, где больше паразитов. Как только личинки божьей коровки появляются, они набрасываются на добычу. Личинки очень прожорливы, но взрослые особи еще прожорливее.

Муха. Проходи, божья коровка, присаживайся к самовару.

Воспитатель. Чем же угостила муха божью коровку? (Тлёй) Она ест тлю в больших количествах и этим приносит пользу садам.

Сколько пар крыльев у божьей коровки? (Три пары)

А вот и новый гость. Это жук.

Жук Я – жук. А каких вы ещё жуков знаете?

Воспитатель. Летит пчёлка.

Я домовитая хозяйка,

Пролетала над лужайкой,

Похлопотала над цветком-

Поделюсь сейчас медком.

Пчела. Видите, как я нарядилась? Опишите меня, пожалуйста. Чем же мы, пчёлы, полезны людям? (О. Д). Человек получает от пчел (воск, мед, прополис) и поэтому разводит дома свои пассики. Строит для них ульи (домики). У пчелы пушистая, золотистая шубка. На задней части туловища находится жало. Когда пчела вонзает остриё жало в кожу, его не так легко вынуть. После укуса пчела погибает, без него пчела жить не может. Пчелы очень полезные насекомые их нужно охранять.

Муха. Вижу, гость летит, да такой нарядный- в чёрно-золотых латах, у него осиная талия, а жалит- то, жалит! Догадались, кто это (Оса)

Оса. Да, мы, осы, далеко летаем, быстро меняем направление, когда охотимся. А кого ловим? (Пауков, мух, жуков). Осы близкие родственники пчел. Жалящие насекомые, их ещё называют «летающими тиграми» они не оставляют жало в ране и могут жалить несколько раз подряд.

Муха. Вот идёт последний гость.

Чей домишко из иголок

На земле из старых ёлок?

Дети. Это муравей.

Воспитатель. Муравей, у тебя очень интересный дом: муравейник- это верхний этаж, а остальная часть уходит глубоко под землю. Перед дождём муравьи зарывают входы – выходы. У муравьёв есть «царица», она откладывает яйца; есть и рабочие муравьи, они строят, добывают пищу, кормят личинок. Есть солдаты, они защищают муравейник.

А знаете, как общаются муравьи? При помощи усиков. Чем питаются муравьи? (Тлей, гусеницами). Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Муха. Гости собрались, начинается веселье. Танцуют все!

Проводится физкультминутка.

Воспитатель. Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить, цокотуху погубить.

Муха ахнула сперва: - Ах, какие кружева,

А попала в кружева- и пропала голова,

Бедняжка словно в тине увязла в ….(паутине)

У паука в брюшке есть маленькие бугорки – паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая в воздухе в виде паутины. Кто видел в лесу паутину? А в паутине кто – нибудь был? Видели ли вы одинокие паутинные нити? Как вы думаете, для чего они паукам? (Ответы детей) И вдруг…. Подлетела комариха к пауку. Укусила комариха паука и освободила муху. Кто видел муху? Кто хочет ее описать? (Все её тело, усики и лапки покрыты вздыбленными волосками, язычок покрыт клейкой жидкостью, поэтому она может ходить где хочет и не падает, к ней липнет вся грязь, таким образом она разносит заболевания.) Тут все гости закричали: «Слава, слава комарихе -победительнице!» Досталось пауку от комарихи. А вас кусали комарихи? Что было с укушенным местом? Знаете ли вы, что кусаются только комарихи, а комары –никогда?

Каких вы знаете полезных насекомых?

Каких вы знаете вредных насекомых?

Может ли существовать природа без вредных насекомых и почему?

В природе всё взаимосвязано.

Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята никогда их не обижать, а охранять их и береч!

Публикации по теме:

«В гостях у Мухи-Цокотухи». Интегрированное занятие по лексико-грамматической теме «Насекомые» Конспект интегрированного занятия по дексико-грамматической теме «Насекомые». Цель: развивать лексико-грамматические средства языка. Задачи:.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в ГКП на тему «Насекомые» ЦЕЛЬ: познакомить детей с насекомыми ЗАДАЧИ: Развивать зрительную память, внимание. Воспитывать чувство заботы о живой природе. Обучать.

Интегрированное занятие «Эти удивительные насекомые» (подготовительная группа) Цель: Углубить знания о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли для «здоровья» леса Закрепить знания о насекомых.

Логопедическое лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Насекомые» Лексико-грамматическое занятие для детей с ОНР 2 год обучения. Тема: Насекомые. Цель: Закрепить знания детей о насекомых; усвоение предлогов.

Логопедическое занятие в средней группе «Насекомые» Логопедическое занятие в средней группе на тему "Насекомые" Цель: Закрепление и активизация словарного запаса по теме "Насекомые". Задачи:.

Логоритмическое занятие «Насекомые» Логоритмическое занятие «Насекомые». Цель: формирование навыка правильной речи детей с ОНР посредством музыкально-ритмических упражнений.

Занятие по логоритмике «Насекомые» Занятие по логоритмике Миронова Ольга Анатольевна учитель – логопед МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Колосок» город Шелехов.

Занятие по речевому развитию «Насекомые» в старшей группе Занятие по речевому развитию «Насекомые» в старшей группе. Цель: обобщить полученные знания детей по теме «насекомые». Задачи: закрепить.

Занятие в подготовительной группе, тема: «Насекомые» Цель: Формирование представления детей о значении биоразнообразия в природе на примере насекомых. Задачи: • Иметь в активном словаре понятия:.

Занятие в старшей группе «Насекомые нашего края» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: старшая группа. Задачи: Обучающие: формировать у детей познавательный.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые»
Опубликовано: 18 января 2016 в 19:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект во второй младшей группе «Дом пуговки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №122 Совместная деятельность воспитателя Весторопской Т....
Конспект занятия по рисованию «Роспись вазы» хохломской росписью для детей старшей...
Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле – «золотая...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки «Подснежники в подарок»
Задачи. Вызвать у детей интерес к созданию простого сюжета, аппликативными средствами. Продолжать учить с техникой работы из бумаги, сделанных в объеме –...
Проект «Быть здоровыми хотим»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №237 Проект «Быть здоровыми хотим» Составила воспитатель: Иляскина Н. И. Вид проекта:...
Мастер-класс по аппликации из кругов «Бегемот»
"Что можно сделать из кругов? " -этот вопрос задавали мне воспитанники средней специальной группы в начале года, рассматривая подготовленные шаблоны....