Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для старшей группы «Русская берёзка»

Анна Гвоздева
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для старшей группы «Русская берёзка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ласточка»

муниципального образования — городской округ город Касимов

КОНСПЕКТ НОД

по развитию познавательно - речевой активности детей

старшей группы

Тема: «Русская береза»

воспитатель:

Гвоздева Анна

Алексеевна

2017 год

цель:

Развивать познавательно — речевую активность детей через использование

современных методик сочетающих коммукативную, познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Задачи:

1. Формировать представление о деревьях нашего края на основе знакомства

с березой.

2. Упражнять в подборе слов к существительному, подборе родственных слов,

образных сравнений.

3. Упражнять в образовании приставочных глаголов, творительного падежа

существительных, четко произносить окончания прилагательных.

4. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России-березе,

ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

5. Формировать познавательный интерес к русской природе.

6. Воспитывать бережное отношение к ней. Способствовать формированию

коммуникативных навыков.

Активизация словаря: березовый, березняк, подберезовик, чага, береста, древесина, лекарь, белоствольная, кудрявая, чечевички, отдушины.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за живой природой на прогулке.

2. Разучивание стихов о природе.

3. Наблюдение за березой (сезонные ее изменения) на территории ДОУ.

4. Чтение литературы.

5. Рассматривание иллюстраций о лесе.

6. Рисование березы по сезону.

7. Пластилинография деревьев.

Оборудование:

Искусственное деревце березы, аудиопроигрыватель, изделия из бересты,

полезные свойства березы (берез. почки, мыло,гриб чага,веник березовый,

деготь.). интерактивная доска, макет берез. рощи, полоски белой бумаги (по числу детей, конфеты «Березка».

Ход НОД:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями. Ребята, как много у нас сегодня гостей, они пришли на нас посмотреть и узнать, что мы знаем и умеем. Будьте внимательны. А сейчас, ребята, я хочу загадать вам загадку:

«Город этот не простой, он дремучий и густой».

• О каком городе идет речь? Да это лес.

- А какие вы знаете деревья, которые растут в наших лесах?

ответы детей полным ответом (дуб, осина, береза, ель, сосна, клен)

- А чтобы узнать о каком дереве мы будем сегодня разговаривать, отгадайте

мою загадку:

«Эта модница лесная, часто свой наряд меняет.

В шубке белой — зимой,

Вся в сережках — весной,

Сарафан зеленый — летом,

В день осенний — в плащ одета.

Если ветер налетит -

Золотистый плащ шурши.

Воспитатель: Да мы поговорим о березе. Давайте подойдем к березе. (шагаем на месте, в кругу, проговаривая четко слова)

«Мы по лесу шли, шли — через мостик …. перешли.

К березе …. подошли

Вокруг березы …. обошли

За березу. зашли

Из - за березы …. вышли

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

В нашей стране к этому дереву особое отношение. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Березу очень любят в России и называют «русской красавицей». Нашу Родину издавна называли березовым краем.

• Как вы думаете почему?

Дети: Потому что береза растет по всей России. И на лугу растет, и в поле, и в лесу, и возле дома.

Воспитатель: Еще она встречается в Средней полосе России, и на Севере. Онамороза не боится. Березу можно встретить и в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива и к почве.

• Где береза может вырасти?

Дети: Она может вырасти на дороге, на асфальте, на крыше дом, в камнях

(ответы детей полным ответом)

Воспитатель: Дети. а как она там выросла?

(ветер семена принес, птицы, человек)

Воспитатель: А чем отличается береза от других деревьев?

(береза отличается от др. деревьев белым стволом)

Воспитатель:

Береза — это единственное дерево с белой корой.

С кем можно сравнить белоствольную красавицу березу?

Дети: С девушкой, с невестой, у которой тонкая, гибкая талия.

Воспитатель:

А сейчас я хочу с вами поиграть в игру: «Подбери слово»

Вы мне скажите, как можно березку назвать красивыми словами:

(высокая, стройная, белоствольная, кудрявая, ветвистая, русская, раскидистая, любимая, красивая, нежная).

А сейчас назовите «семейку» слов к слову береза.

Дети: Березка, березонька, березовый, подберезовик, березняк.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?

(Березка ими дышит)

• Они называются чечевички или отдушины.

• А давайте тоже как береза подышим:

Дыхательное упражнение: «Ветерок».

Я ветер сильный, я лечу куда хочу

Хочу налево посвищу, листочки я пошевелю.

Могу подуть направо.

Могу и вверх. и в облака

Ну, а пока я тучи разгоню руками.

Воспитатель:

Ребята. Березу люди ценят не только за ее красоту, но и за то, что она служит

доброй помощницей для людей.

- Чем помогает береза людям?

Дети: Береза дает березовый сок.

В жару дает прохладу, а в холод согреет.

Береза может лечить людей.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим на столе чем же береза лечит людей.

Что это? Это почки березы. Почки какие? (березовые)

Потрогайте, понюхайте их. Из березовых почек заваривают чай и пьют его

при простуде.

А какая русская баня без веника. Веник какой? (березовый)

Кто-нибудь из вас парился в бане с веником? Он выгоняет из тела всю хворь.

А вот березовый деготь и дегтярное мыло, а как можно назвать- мыло какое?

(березовое)

А это березовый уголь. Уголь какой? (березовый)

Его используют при отравлениях.

Посмотрите, это березовый гриб — чага. Гриб какой? (березовый).

Чага является лекарством от желудочно-кишечных заболеваний. Его заваривают и пьют как чай. А сейчас давайте сами попробуем сделать лекарственный чай. Вспомните, что мы с вами сделали с кусочками чаги. Мы в чайник положили кусочки и залили водой. Какой? Кто помнит? (Горячей)

- Не просто горячей, а кипятком. Это могут только взрослые делать.

А сейчас посмотрим, что стало с нашими кусочками. Они окрасили воду и стали набухшими. (положили ложечкой кусочек из чайника на салфетку). Ребята, береза отдала полезные свойства воде. А сейчас добавим этот настой с водой и у нас получится березовый, лекарственный чай.

Значит, чем является для нас береза?

Дети: Береза-наш лекарь, доктор.

Дети, а знаете, что делают из древесины?

Дети: Из древесины делают муз. инструменты, дома, посуду, мебель, дрова.

Посмотрите на экран. Вы правильно ответили.

Дети, как называется кора березы? (кора березы называется береста)

Воспитатель:

А что делают из бересты мы сейчас посмотрим. Подойдите, дети, к столу и рассмотрим какие здесь изделия, изготовленные народными умельцами.

(корзинка, роза, шляпа, шкатулки, лапти)

Дети, садитесь на стульчики и послушайте меня. Многие поэты и писатели

воспевали красоту русской березы. Наш земляк посвятил много стихов березе.

А кто знает, кто наш земляк? Да, это Сергей Есенин. Кто прочитает его стихотворение?

Чтение стихотворения «Белая береза».

Мы знаем стихи и других поэтов, давайте почитаем.

Белоствольная береза -символ Родины моей.

Нету деревца другого, сердцу русскому милей.

Изумрудная весною, а зимою в серебре,

Машет веткой золотою, всем детишкам в сентябре!

***

Ты до того, березонька, красива!

И в полдень жаркий и в час росы.

Что без тебя немыслима Россия!

И я не мыслю без твоей красы!

Воспитатель: А еще у березы есть праздник. В России его называют День

Святой Троицы. Этот праздник отмечают в конце весны -начала лета. Люди

устраивают гулянья, поют песни, украшают дома березовыми веточками, а березку украшают ленточками и водят вокруг березы хороводы. Давайте и мы с вами поводим вокруг березки хоровод.

Березка белая в нарядном платьице,

Стоит зеленая среди двора,

А ветер ласковый качает веточки и шепчет ей любви слова.

На ствол березовый повяжем ленточку

Возьмемся за руки и запоем:

Расти красавица, цвети кудрявая

А завтра мы к тебе опять придем!

А как называется лес, где растут одни березки?

Да, березовая роща.

Береза красива во все времена года. И мы с вами сейчас сделаем зимние березки. Зимнюю березовую рощу.

Подойдите к столам и из прямоугольников белой бумаги, скатаем жгутики –это будут ветки березок. Ствол березок мы с вами сделали заранее. Ветки готовы теперь края жгутов обмакните в клей и приклейте внутри края ствола вашей березки, прижимая пальцами. А теперь ваши березы вставим на макет березовой рощи.

Какая получилась красивая березовая роща. Теперь вы поняли почему береза

всеми любима и как ценят ее люди? И почему она является символом России?

Давайте пообещаем нашим гостям как мы будем относиться к природе.

Все вместе: Будем березку любить, охранять.

Будем мы взрослым во всем помогать.

Реки, поля и леса сбережем.

Помнить о том, что природа наш дом.

Березке очень понравилось, как вы говорили о ней и как много вы о ней знаете.

И в благодарность она угощает вас конфетами «Березка» .

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию «Русская матрешка» для детей старшей группы Цель: Учить детей расписывать деревянные заготовки игрушек. Задачи: -Продолжать знакомить детей с разнообразием русской матрешки. -Закреплять.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей средней группы «У медведя во бору» Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в растительном и животном мире осенью. Программные задачи: Образовательные: Формировать.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Диалоги о животных крымского леса» НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: «Диалоги о животных крымского леса» Представленный конспект является.

Конспект НОД по познавательно–речевому развитию в старшей группе «Детская книжка» по произведению С. Я. Маршака Конспект НОД по познавательно – речевому развитию в старшей группе На тему «Детская книжка» по произведению Самуила Яковлевича Маршака.

Конспект НОД по познавательно — речевому развитию в старшей группе «Картошка, картошечка, урожай богатый!» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей. Задачи: Образовательная: дать представление о.

Конспект НОД по познавательно–речевому развитию в старшей группе «Детская книжка» по произведению С. Я. Маршака Конспект НОД по познавательно – речевому развитию в старшей группе На тему «Детская книжка» по произведению Самуила Яковлевича Маршака.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе по теме: «Здравствуй, осень» Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе Задачи: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; Продолжать.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу» Цель:.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы «В мире животных» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по направлению: познавательно-речевое развитие. Тема: «В мире.

Конспект занятия по познавательно — речевому развитию для детей первой младшей группы «Путешествие в лес» Цель: закреплять знания детей о транспорте, его назначении; о диких животных и их повадках; познакомить с ежом и его семейкой; развивать.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для старшей группы «Русская берёзка»
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 16:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Домашние животные и их детеныши» по программе «Истоки» в...
1 неделя. Тема: «Домашние животные и их детеныши». Цель. Закрепить знания детей о домашних животных, правильно называть их детенышей. Итоговое мероприятие....
Оформление группы к празднику 8 марта
Каждый год к весеннему празднику 8 марта хочется украсить свою группу по особенному, чтобы понравилось детям и чтобы приятно удивить и порадовать оформлением...
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому...
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и...
Проект «Волшебный песок» в младшей группе
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» 1. 1 Тип проекта: исследовательский. 1. 2 Срок проекта: краткосрочный ( 2 недели) 1. 3 Участники проекта: воспитатель,...
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,...