Ольга Виноградова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Как лесные звери проводят зиму» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на тему : «Как лесные звери проводят зиму» для детей подготовительной к школе группы
Виноградова О. К.
Воспитатель I категории
Программное содержание:
Цель занятия:
Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
Задачи:
1. Обучающие:
•Закрепить знания о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Как лесные звери проводят зиму“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
•Закрепить умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания.
2. Развивающие :
•Развивать интерес к жизни животных.
•Формировать навыки экологически безопасного поведения.
•Развивать речь детей, память, мышление, внимание.
3. Воспитательные:
•Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость.
•Воспитывать внимание и бережное отношение к природе.
4. Коррекционные:
•Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.
• Ввести в активный словарь детей слова:
- существительные: медведь, берлога, ёж, заяц, лиса, белка, волк, дупло, нора, шуба, мех;
- прилагательные: пушистый, серебристый, морозный, бодрящий, искристый, чуткий, косой, неприметный, худой, уютный;
- глаголы: пробираться, не спугнуть, накапливать, устилать, наведываться, заметать.
Оборудование и материал:
•Конверт с фотографиями ежа и медведя;
•Игрушечный фотоаппарат;
•Маски зверей : заяц, белка, волк, лиса, медведь;
•Аудиозапись «Звуки леса зимой»;
•Диорама «Лесная полянка» с плоскостными фигурками зверей из картона (заяц, волк, белка, ёж, лиса, лось, кабан, медведь);
•Мнемотаблица «Белка»;
•Ребус «Ёж»;
•Большие буквы из цветного картона для составления слов «ЛИСА», «ВОЛК».
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Животные зимой»;
- беседы: «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?», «Что помогает животным выжить зимой?»;
- разучивание стихов о зиме;
- составление описательных рассказов о диких животных;
- чтение природоведческой литературы;
- художественная деятельность: рисунки детей;
- театрализованная деятельность: игры-имитации, драматизация сказки «Зимовье зверей»;
- проведение дидактических и подвижных игр.
Ход занятия:
I. Сюрпризный момент: «Письмо от Незнайки»
Воспитатель вносит конверт.
Ребята, это письмо я нашла сегодня около нашей группы. Давайте откроем его и прочтем, что там написано.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! В январе я был в лесу, хотел сфотографировать животных и узнать, как они живут, но встретил только ежа и медведя. Посылаю вам их фотографии. С приветом, Незнайка».
Воспитатель достает из конверта фотографии медведя и ежа и показывает детям.
Ребята, скажите, мог Незнайка в январе увидеть в лесу этих зверей?
(Ответы детей)
Правильно, конечно, не мог. А почему? Чем они занимаются зимой?
(Медведь и ёж спят в своей берлоге до самой весны)Незнайка просто все перепутал. Давайте отправимся в лес, и сами узнаем, как звери проводят зиму, сфотографируем их и отправим Незнайке наше письмо и фотографии.
Воспитатель достает маски. Дети выбирают, кем хотели бы быть и прячут маски за спину.
II.
Закройте глаза и прислушайтесь… ( звучит запись: лесные шорохи, скрип дерева, завывание вьюги).
Ну, вот, мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Деревья стоят в инее, а сколько снега кругом!
Воспитатель читает стихотворение:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
А воздух какой! (морозный, бодрящий)
А пахнет как! Давайте понюхаем. (Нюхают воздух). Пахнет зимней свежестью.
А теперь давайте выберемся вон на ту полянку (воспитатель показывает в сторону диорамы). Мы пойдем по глубокому искристому снегу, будем пробираться через кусты, сквозь ветки деревьев (дети имитируют движения ходьбы по лесу). Ну, вот, мы пришли.
Кажется, на полянке кто-то есть! Давайте тихо постоим, чтобы никого не спугнуть. Посмотрите внимательно, вон там под кустом (деревом) кто-то беленький. (Это заяц). Давайте спросим у Зайца, как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску зайца).
Заяц: Я – Заяц. Норки у меня нет, но зато есть теплая белая шубка. В ней мне не страшны морозы зимой. Питаюсь я корой молодых деревьев, а от врагов меня спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза и неприметная на снегу белая шубка.
Ребята, давайте поиграем с Зайчиком. (Пальчиковая игра «Скачет зайчик»).
А кого вы видите справа (слева) от елки? (Это Волк). Давайте узнаем у Волка. Как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску Волка).
Волк: Нам, волкам, тяжело жить зимой. Мы худые, злые, голодные. Сбиваемся в стаи, ходим цепочкой друг за другом в поисках добычи. Острые зубы и сильные ноги помогают нам в этом.
Вставай, Волк в середину круга, закрой глаза и узнай, кто из ребят произнес звук «У-у-у»
(Игра «Кто позвал» - на слуховое внимание).
А вот следующего зверя вы узнаете, если внимательно посмотрите на эту схему. Кто на ней изображен? Кому принадлежат эти предметы? (Воспитатель показывает схему). (Это Белка). (Ребенок надевает маску Белки).
Белка: Я – Белка. Моя зимняя серая шубка теплее летней рыжей. Зима в ней не страшна. Живу я в гнезде, а в дупле с осени у меня спрятаны запасы орехов, сухих грибов, шишек.
Ребята, посмотрите, а вот это что за гора, как вы думаете? (Воспитатель показывает на середину диорамы). (Берлога медведя).
Кто может рассказать про медведя? (Выходит ребенок, надевает маску).
Ребенок: За лето медведь накапливает жир (усиленно питается, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны.
Пусть медведь спит, а мы с вами поиграем в игру «И под горкой снег…».
Ребенок: Я хочу загадать загадку про зверька.
Загадка: Этот зверек приготовил с осени уютное гнездо из сухих листьев, в нем и спит до весны.
(Это Ёж)
Воспитатель показывает ребус. А этого зверька вы узнаете, если разгадаете ребус:
(Ребенок надевает маску Лисы).
Лиса: Зимой мне голодно. Главным кормом становятся мыши-полевки. У меня очень тонкий слух и острый нюх. Это помогает мне охотиться. Зимой я иногда наведываюсь в деревню. Очень курочек люблю!
Воспитатель: Предлагаю разбиться на две команды. Каждая должна собрать знакомые слова. Чья команда быстрее соберет, та и выигрывает. (Дети собирают из букв слова «ЛИСА» и «ВОЛК»).
Ребята, мы сегодня увидели зайца, белку, волка, лису, узнали про ежа и медведя. А кого еще можно увидеть в лесу зимой?
( Ответы детей: лось и кабан).
Кто нам может рассказать про лося?
Ребенок: У лося рога как две огромные лопаты. Он может легко перейти болота и небольшое озеро. Питается ветками и корой деревьев.
Кабан – дикая свинья. Ноги у кабана короткие, но передвигается он быстро. Зрение у кабана плохое, но очень хороший слух и нюх.
Воспитатель: Давайте, мы с вами отправим портреты зверей Незнайке!
(Воспитатель фотографирует всех зверей на полянке).
Вот, ребята, мы с вами и узнали, как живут звери зимой в лесу и теперь сможем рассказать Незнайке и послать ему фотографии. А наша прогулка подходит к концу.
Напоследок я хочу предложить вам игру «Закончи предложение». Я буду читать предложение, а вы его заканчивать:
Заяц зимой белый, а летом….
У зайца хвост короткий, а уши….
У белки задние лапы длинные, а передние….
Белка зимой белая, а летом….
Белка живет в дупле, а медведь….
У лисы шерсть мягкая, а у волка….
Лиса живет в норе, а волк….
Использованная литература:
Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб «Детство-Пресс», 2001г.
Т. А. Шорыгина Какие звери в лесу? Москва, 2006 г.
О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб «Детство-Пресс», 2010 г.
А. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. Москва, 1991 г.
Л. Толстой Белка и волк.
К. Ушинский Ёж и заяц.
В. Зотова Лесная мозаика.
Е. Чарушин Медвежонок.
Е. Чарушин Лисята.
Г. Шалаева Большая книга о животных.
М. Пришвин Рассказы о животных малышам.
Большая книга о животных России. Словарь в картинках.
В. Бианки Белкина сушильня.
В. Бианки Сам себе кладовая.
Г. Снегирев Как птицы и звери к зиме готовятся.
И. Винокуров Кто как зимует.
Л. Куборев Спроси у медведя!
Н. Сладков Осень на пороге.
С. Чёрный Волк.
В. Степанов Лосиное письмо.
К. Коровин Белка.
И. Бродский Лось и лосенок.
Русские народные сказки:
Лиса и кувшин
Лиса и козел
Три медведя
Волк и лиса
Лиса и медведь.
Зимовье зверей