Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Как лесные звери проводят зиму» (подготовительная группа)

Ольга Виноградова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Как лесные звери проводят зиму» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на тему : «Как лесные звери проводят зиму» для детей подготовительной к школе группы

Виноградова О. К.

Воспитатель I категории

Программное содержание:

Цель занятия:

Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Задачи:

1. Обучающие:

•Закрепить знания о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Как лесные звери проводят зиму“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

•Закрепить умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания.

2. Развивающие :

Развивать интерес к жизни животных.

•Формировать навыки экологически безопасного поведения.

Развивать речь детей, память, мышление, внимание.

3. Воспитательные:

•Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость.

•Воспитывать внимание и бережное отношение к природе.

4. Коррекционные:

•Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

Ввести в активный словарь детей слова:

- существительные: медведь, берлога, ёж, заяц, лиса, белка, волк, дупло, нора, шуба, мех;

- прилагательные: пушистый, серебристый, морозный, бодрящий, искристый, чуткий, косой, неприметный, худой, уютный;

- глаголы: пробираться, не спугнуть, накапливать, устилать, наведываться, заметать.

Оборудование и материал:

•Конверт с фотографиями ежа и медведя;

•Игрушечный фотоаппарат;

•Маски зверей : заяц, белка, волк, лиса, медведь;

•Аудиозапись «Звуки леса зимой»;

•Диорама «Лесная полянка» с плоскостными фигурками зверей из картона (заяц, волк, белка, ёж, лиса, лось, кабан, медведь);

•Мнемотаблица «Белка»;

•Ребус «Ёж»;

•Большие буквы из цветного картона для составления слов «ЛИСА», «ВОЛК».

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Животные зимой»;

- беседы: «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?», «Что помогает животным выжить зимой?»;

- разучивание стихов о зиме;

- составление описательных рассказов о диких животных;

- чтение природоведческой литературы;

- художественная деятельность: рисунки детей;

- театрализованная деятельность: игры-имитации, драматизация сказки «Зимовье зверей»;

- проведение дидактических и подвижных игр.

Ход занятия:

I. Сюрпризный момент: «Письмо от Незнайки»

Воспитатель вносит конверт.

Ребята, это письмо я нашла сегодня около нашей группы. Давайте откроем его и прочтем, что там написано.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! В январе я был в лесу, хотел сфотографировать животных и узнать, как они живут, но встретил только ежа и медведя. Посылаю вам их фотографии. С приветом, Незнайка».

Воспитатель достает из конверта фотографии медведя и ежа и показывает детям.

Ребята, скажите, мог Незнайка в январе увидеть в лесу этих зверей?

(Ответы детей)

Правильно, конечно, не мог. А почему? Чем они занимаются зимой?

(Медведь и ёж спят в своей берлоге до самой весны)Незнайка просто все перепутал. Давайте отправимся в лес, и сами узнаем, как звери проводят зиму, сфотографируем их и отправим Незнайке наше письмо и фотографии.

Воспитатель достает маски. Дети выбирают, кем хотели бы быть и прячут маски за спину.

II.

Закройте глаза и прислушайтесь… ( звучит запись: лесные шорохи, скрип дерева, завывание вьюги).

Ну, вот, мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Деревья стоят в инее, а сколько снега кругом!

Воспитатель читает стихотворение:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

А воздух какой! (морозный, бодрящий)

А пахнет как! Давайте понюхаем. (Нюхают воздух). Пахнет зимней свежестью.

А теперь давайте выберемся вон на ту полянку (воспитатель показывает в сторону диорамы). Мы пойдем по глубокому искристому снегу, будем пробираться через кусты, сквозь ветки деревьев (дети имитируют движения ходьбы по лесу). Ну, вот, мы пришли.

Кажется, на полянке кто-то есть! Давайте тихо постоим, чтобы никого не спугнуть. Посмотрите внимательно, вон там под кустом (деревом) кто-то беленький. (Это заяц). Давайте спросим у Зайца, как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску зайца).

Заяц: Я – Заяц. Норки у меня нет, но зато есть теплая белая шубка. В ней мне не страшны морозы зимой. Питаюсь я корой молодых деревьев, а от врагов меня спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза и неприметная на снегу белая шубка.

Ребята, давайте поиграем с Зайчиком. (Пальчиковая игра «Скачет зайчик»).

А кого вы видите справа (слева) от елки? (Это Волк). Давайте узнаем у Волка. Как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску Волка).

Волк: Нам, волкам, тяжело жить зимой. Мы худые, злые, голодные. Сбиваемся в стаи, ходим цепочкой друг за другом в поисках добычи. Острые зубы и сильные ноги помогают нам в этом.

Вставай, Волк в середину круга, закрой глаза и узнай, кто из ребят произнес звук «У-у-у»

(Игра «Кто позвал» - на слуховое внимание).

А вот следующего зверя вы узнаете, если внимательно посмотрите на эту схему. Кто на ней изображен? Кому принадлежат эти предметы? (Воспитатель показывает схему). (Это Белка). (Ребенок надевает маску Белки).

Белка: Я – Белка. Моя зимняя серая шубка теплее летней рыжей. Зима в ней не страшна. Живу я в гнезде, а в дупле с осени у меня спрятаны запасы орехов, сухих грибов, шишек.

Ребята, посмотрите, а вот это что за гора, как вы думаете? (Воспитатель показывает на середину диорамы). (Берлога медведя).

Кто может рассказать про медведя? (Выходит ребенок, надевает маску).

Ребенок: За лето медведь накапливает жир (усиленно питается, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны.

Пусть медведь спит, а мы с вами поиграем в игру «И под горкой снег…».

Ребенок: Я хочу загадать загадку про зверька.

Загадка: Этот зверек приготовил с осени уютное гнездо из сухих листьев, в нем и спит до весны.

(Это Ёж)

Воспитатель показывает ребус. А этого зверька вы узнаете, если разгадаете ребус:

(Ребенок надевает маску Лисы).

Лиса: Зимой мне голодно. Главным кормом становятся мыши-полевки. У меня очень тонкий слух и острый нюх. Это помогает мне охотиться. Зимой я иногда наведываюсь в деревню. Очень курочек люблю!

Воспитатель: Предлагаю разбиться на две команды. Каждая должна собрать знакомые слова. Чья команда быстрее соберет, та и выигрывает. (Дети собирают из букв слова «ЛИСА» и «ВОЛК»).

Ребята, мы сегодня увидели зайца, белку, волка, лису, узнали про ежа и медведя. А кого еще можно увидеть в лесу зимой?

( Ответы детей: лось и кабан).

Кто нам может рассказать про лося?

Ребенок: У лося рога как две огромные лопаты. Он может легко перейти болота и небольшое озеро. Питается ветками и корой деревьев.

Кабан – дикая свинья. Ноги у кабана короткие, но передвигается он быстро. Зрение у кабана плохое, но очень хороший слух и нюх.

Воспитатель: Давайте, мы с вами отправим портреты зверей Незнайке!

(Воспитатель фотографирует всех зверей на полянке).

Вот, ребята, мы с вами и узнали, как живут звери зимой в лесу и теперь сможем рассказать Незнайке и послать ему фотографии. А наша прогулка подходит к концу.

Напоследок я хочу предложить вам игру «Закончи предложение». Я буду читать предложение, а вы его заканчивать:

Заяц зимой белый, а летом….

У зайца хвост короткий, а уши….

У белки задние лапы длинные, а передние….

Белка зимой белая, а летом….

Белка живет в дупле, а медведь….

У лисы шерсть мягкая, а у волка….

Лиса живет в норе, а волк….

Использованная литература:

Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб «Детство-Пресс», 2001г.

Т. А. Шорыгина Какие звери в лесу? Москва, 2006 г.

О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб «Детство-Пресс», 2010 г.

А. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. Москва, 1991 г.

Л. Толстой Белка и волк.

К. Ушинский Ёж и заяц.

В. Зотова Лесная мозаика.

Е. Чарушин Медвежонок.

Е. Чарушин Лисята.

Г. Шалаева Большая книга о животных.

М. Пришвин Рассказы о животных малышам.

Большая книга о животных России. Словарь в картинках.

В. Бианки Белкина сушильня.

В. Бианки Сам себе кладовая.

Г. Снегирев Как птицы и звери к зиме готовятся.

И. Винокуров Кто как зимует.

Л. Куборев Спроси у медведя!

Н. Сладков Осень на пороге.

С. Чёрный Волк.

В. Степанов Лосиное письмо.

К. Коровин Белка.

И. Бродский Лось и лосенок.

Русские народные сказки:

Лиса и кувшин

Лиса и козел

Три медведя

Волк и лиса

Лиса и медведь.

Зимовье зверей

Публикации по теме:

«Я вырасту здоровым». Календарно-тематический план занятий в старшей группе. (1-3 недели смотреть в блоге) 4 неделя. Тема: Я вырасту здоровым (15-19 сентября) Коммуникация. «Продукты питания" Программное содержание:.

Обобщающая беседа с использованием ИКТ «Как узнать зиму?» Цели: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Как лесные звери проводят зиму» (подготовительная группа)
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 22:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД