Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в игровой форме «Система — Антисистема»

нонна хузязянова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в игровой форме «Система — Антисистема»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

по познавательно-речевому развитию в игровой форме

Тема: «СИСТЕМА – АНТИСИСТЕМА»

Образовательные области: коммуникация, познание

Цель: вовлечение детей в разговор, увлечение новой игрой, побуждение высказываться, развитие творческого воображения.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в игровой форме „Система — Антисистема“» размещена в разделах

1 Образовательные задачи: закрепить знания о предметах, объектах, их свойствах, функциях. Дать понятие о системе. Научить детей составлять антисистему.

2. Воспитательные задачи: доброжелательное отношение друг к другу, соблюдение правил игры.

3. Развивающие задачи : развитие диалогической речи, умение подбирать слова, противоположные по смыслу.

Словарная работа: знакомство со словами система, свойство, антисистема, антисвойство.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Игра «Наоборот»,

2. Разбор русских народных пословиц, в которых есть противопоставление, например: «Ученье свет, а не ученье – тьма», «Что посеешь, то и пожнешь» и т. д.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска; набор картинок, цветных карточек, геометрических фигур, мяч, маркер (для зарисовки недостающих определений, названных детьми, обойный лист.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель приглашает детей к игре. В руках у педагога мяч:

-Дети, давайте поиграем в знакомую вам игру «Наоборот». Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы возвращаете мне мяч и называете слово, противоположное по значению моему. Например: карандаш - ластик, добрый - злой.

Воспитатель и дети играют. Мяч обходит всех детей.

Воспитатель: - А теперь все присядьте на нашу полянку отдыха, дайте своим рукам и ногам отдохнуть, но головки пусть работают. Посмотрите на мяч. Как можно по-другому его назвать.

Дети: - Шарик, попрыгунчик, колобок.

Воспитатель:- Отлично. А все, что вы назвали можно объединить в одно слово: предмет или вещь. А еще, ребята, это можно назвать научным словом система. Я вас попрошу это слово запомнить, нам оно понадобится в наших дальнейших играх. Мячик – это система. А из чего сделан мяч?

Дети:- Из резины, из кожи.

Воспитатель:- Правильно. Какого цвета у меня мяч.

Дети:- Красный и синий наполовину.

Воспитатель:- Значит, наш мяч резиновый, цветной, а какую форму имеет мяч?

Дети: - Круг.

Воспитатель:- Итак, все, что вы перечислили можно назвать свойствами мяча, т. е. свойствами системы. Я хочу познакомить вас с загадочным словом «анти». Кто из вас знает, что обозначает это слово? (Дети молчат) Тогда я раскрою тайну для всех. Слово «анти» - значит наоборот, это слово любит прицепляться к другим словам, например, к слову система. Получается слово антисистема или, прицепившись к слову «свойство» - слово «антисвойство». А теперь давайте поиграем, чтобы все эти новые слова, новые понятия стали на свои места в наших головах. Согласны? Возьмем систему мяч.

(Воспитатель на магнитную доску прикрепляет соответствующие картинки)

-Давайте вспомним его свойства. Вспомните слова, противоположные по смыслу этим словам. Мы нашли антисвойства, а теперь найдем антисистему. Что же это такое: квадратное, однотонное, каменное, лежащее?

Дети:- Ящик

Воспитатель:- А разве ящик каменный?

Дети: - Дом

Воспитатель: - Дом лежит?

Дети: - Кирпич

Воспитатель:- Вот кирпич, пожалуй, самый подходящий объект для антисистемы мячу. Молодцы! Вспомните название игры с противоположными словами («кошки-мышки», «солнышко и дождик», и т. д.)

Играем в игру «Кошки - мышки».

После подвижной игры садимся на полянку, продолжаем составлять антисистемы.

Воспитатель: - Ребята, придумайте сами какую-нибудь систему, т. е. назовите какой-нибудь предмет, вещь.

Дети перечисляют массу предметов, мы выбираем аквариум. Дети называют свойства, затем подбирают антисвойства.

Воспитатель: Аквариум – прямоугольный - круглый

стеклянный - железный

большой - маленький

прозрачный - цветной

хрупкий - крепкий

Воспитатель: Что же это может быть? Круглое, железное, цветное, маленькое, крепкое.

Дети называют разные слова, воспитатель не отрицает, лишь объясняет по каким параметрам эти антисистемы не подходят данной системе или предлагает детям аргументировать свой выбор. Наконец, называется кастрюля.

Воспитатель: - В данном случае это наиболее подходящее слово:

Система – аквариум, антисистема - эмалированная посуда (кастрюля)

Подобным образом составляем антисистемы к словам медведь, яблоко, пингвин. В дальнейшем это занятие проводится как игра в свободное время.

Воспитатель предлагает детям нарисовать предметы, название которых противоположны по смыслу. Предложение может быть выполнено дома.

Публикации по теме:

Обобщенный педагогический опыт. «Сказка как познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста» ОБОБЩЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. «Сказка как познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста» ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:.

Презентация. «Фотоотчёт о работе по познавательно-речевому развитию» Добрый день, дорогие коллеги! Как и у всех, в конце года,мы отчитываемся о своей работе за учебный год на итоговом педагогическом совете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в игровой форме «Система — Антисистема»
Опубликовано: 25 октября 2013 в 15:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в игровой форме «Система — Антисистема»» (включая файлы) размещена пользователем нонна хузязянова (УИ 145862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД