МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»

Елена Садыкова
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Учить ориентироваться во времени, в единицах его измерения, его движении, периодичности и необратимости.

Задачи: 1. Уточнить представления детей о временных отношениях : последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времён года. 2. Учить ориентироваться в четырёх временах года – соотносить с ними определённые месяцы. 3. Продолжать работу по созданию условий использования временных представлений для регуляции детьми собственных действий. 4. Упражнять детей в дифференцировании временных интервалов. 5. Продолжать работу над обогащением, закреплением и активизацией словаря; над уточнением понимания значения известных слов и переносных значений пословиц. 6. Развивать : интерес к математике, возможность замечать математические характеристики в явлениях и предметах окружающего мира; мыслительные операции при сравнительной характеристике различных наглядных моделей; чувство времени, беречь и ценить время, использовать его рационально, соблюдать режим. 7. Воспитывать организованность и дисциплинированность.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы „Время“» размещена в разделах

Демонстрационный материал: Часы: песочные, водные, настенные, настольные, наручные, будильники, электронные, ходики с кукушкой. Календари: настольные, перекидные, отрывные, настенные, Объё мные модели: «Части суток», «дни недели», «календарный год», «времена года». 3 группы картинок – люди, времена года, мебель. Текст дыхательной гимнастики «Часики». Загадки. Пословицы о времени. Мяч.

Раздаточный материал: Картонные Циферблаты часов, простые карандаши, квадратные листы белой бумаги, квадраты зелёного, белого, красного, жёлтого цвета, клей карандаш, линейки, фломастеры, салфетки.

Оборудование: Мультимедийный проектор, проекционный экран, указка, мольберт, настольная лампа. Аудиозапись крика петуха, звонка будильника, боя часов Кремлёвской башни, звуки работы часового механизма. Видеофайл отрывка из мультфильма «12 месяцев».

Предварительная работа: Знакомство детей с часами. Определение времени по часам со стрелками. Знакомство с разными календарями, рассматривание их, определение чисел, дней недели в календаре. Интерактивные игры: «Времена года», «Дни недели», «Части суток», «Который час?». Рассматривание картин, отображающие\х разные периоды жизни человека, смену времён года, частей суток. Рисунки «времена года». Беседа о жизни, занятиях наших предков – славян, рассматривание изображений старинных предметов, оружия, русской одежды. Инсценирование сказки «12 месяцев». Разучивание дыхательной гимнастики «Часики». Чтение: стихотворений С. Я. Маршака «Круглый год», сказки В. И. Даля «Старик – годовик», загадывание загадок. Разучивание пословиц о времени. Знакомство с игрой «Что было раньше, а что сейчас».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, закройте на минуту глаза и прислушайтесь. ( Звучит аудиозапись: крик петуха, звон будильника, бой часов Кремлёвской башни). О чём вам напомнили эти звуки? Может быть, какой-то предмет всплыл в вашем воображении? О чём идёт речь? (Ответы детей). (о часах, о времени).

Ребята, скажите, что вы знаете о времени?

Дети: - время движется в одну сторону, оно не может вернуться назад, у него нет начала и конца.

Воспитатель: - Оставляет ли время свои следы, какие? Приведите примеры.

Ответы детей : В начале лета листья на деревьях нежно зелёные, в конце лета, темно зелёные, жёлтые, красные, опадают, сохнут. Младенец, подросток, юноша, взрослый, старец и т. д.

Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру «Следы времени». Перед вами картинки, нужно разложить их на группы, объясните свой выбор. Назовите следы времени.

Ответы детей : Седина, морщины, старинные вещи, характерные признаки времени года.

Воспитатель: - Время оставляет следы на объектах природного и рукотворного мира. А сейчас давайте поиграем в игру «Что было раньше, что сейчас». (бросает мяч) – раньше ходили в лаптях, а сейчас …в туфлях; - раньше писали гусиным пером, а сейчас…ручкой; - раньше строили деревянные избы, а сейчас ….кирпичные, бетонные дома; и т. д. Лошадь-машина, копья – огнестрельное оружие, корыто – стиральная машина, кольчуга – бронежилет.

Воспитатель: - Можно ли время посчитать? (Да). Что мы считаем, говоря о времени?

Дети: - секунды, минуты, часы, дни, месяцы, года, века. Воспитатель: - правильно, всё это – частички времени (аудиозапись звука часов). Отгадайте загадку: Мы днём не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим (часы). Воспитатель: - Правильно, это часы, а что такое часы? Посмотрите, из каких частей состоят часы?

Дети: - Это прибор, который показывает время, состоит из корпуса, циферблата, часового механизма, кнопок и стрелок. Воспитатель: - Что показывают часы? Какие были самые первые, древние часы?

Дети: - часы показывают секунды, минуты, часы. Самые первые, древние были солнечные часы, по которым люди узнавали время, только в дневное время суток.

Воспитатель: - Правильно, посмотрите на макет солнечных часов. В древние времена, на земле люди рисовали большой круг, делили его на 12 частей, в середину ставили деревянный столбик. Когда солнце ходило по небу, по площадке ходила тень от столбика. Так люди и определяли время. В пасмурную, дождливую погоду по солнечным часам нельзя было определить время, т. к. не было тени. Во время дождя рисунок могло смыть и поэтому приходилось всё заново рисовать. Потом солнечные часы стали высекать на камне, делать на деревянной площадке. Ребята, какие ещё часы пришли к нам из древности? (песочные). Как они устроены, какое время отмеряют. Дети: - Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находиться мелкий песок, если часы перевернуть, то песок пересыпается в пустую колбочку. Эти часы используют в больницах, когда делают процедуры. Они отсчитывают: 1 минуту, 3 минуты, 5 и 10 минут. Воспитатель: - Ребята, становитесь в круг, мы с вами поиграем. Передовая мяч друг другу, вы должны назвать какие часы бывают (наручные, напольные, настенные, настольные, ходики с кукушкой, куранты, электронные, механические, уличные, солнечные, песочные, водяные и т. д.). А теперь мы разомнёмся и выполним дыхательную гимнастику «Часики». Часики вперёд идут, за собою нас ведут 1 – наклон вправо, вдох – Тик. 2 – наклон влево, выдох – Так. Молодцы! А вы умеете определять по часам время? Сейчас мы это узнаем, в игре «Который час?». У вас у всех циферблаты часов, показывающие разное время. Определите время на вашем циферблате. (Ответы детей). Правильно определили время, кто знает, для чего люди определяют время? Дети: - По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать. Воспитатель: - Мы с вами тоже живём в соответствии со временем. Называется это режимом. Как вы думаете, для чего нам нужен режим? (чтобы не опоздать никуда, многое успеть и т. д.) Время движется – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и всё повторяется. Утром гимнастика и завтрак; в полдень – обед, вечером ужинаем, ночью мы спим. А теперь посмотрите, перед вами модель – «Дни недели». Сколько частей у модели? Какого они цвета? Как вы думаете, что они обозначают? Каждый отрезок модели обозначает день недели, Их всего 7. Число 7 наши предки считали волшебным, счастливым, поэтому объединили в неделю именно семь дней, чтобы это счастливое число всегда было с нами. В каких сказках мы встречаем число 7? Ответы детей : - «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

А теперь давайте вспомним стихотворение «Дни недели».

В понедельник мы стирали, Пол во вторник подметали, В среду мы пекли калач. Весь четверг искали мяч. В пятницу мы чашки мыли, А в субботу – торт купили. И, конечно в воскресенье Звали всех на день рожденья. Пели, прыгали, плясали, Дни недели - посчитали.

Ребята, посмотрите на экран (просмотр отрывка из мультфильма «12 месяцев»); из какой сказки эти герои? 12 месяцев. Кто знает загадку о месяцах? (Друг за другом ходят, друг друга не обходят). Молодцы. Как вы думаете, почему месяцы объединены по три? (ответы детей).

В каждом времени года, три месяца. Какое сейчас время года? Назовите месяцы у каждого времени года. Какой сейчас месяц? Каким бы цветом обозначали время года – осень, зима, весна, лето? (жёлтым, белым, зелёным, красным). Подберите соответствующий цвет к каждому времени года и постройте модель «Времена года». Учтите, что каждое время года состоит из трёх месяцев (составление модели времён года : наклеивание цветных квадратов в определённой последовательности на большой лист белой бумаги; разделение квадратов на три равные части.) Молодцы, хорошо и быстро справились с заданием. Мы знаем, что по часам можно определить который час. А можно узнать по часам, какой день недели? Месяц? Год? Чтобы всё это знать, люди придумали календарь. Какие вы знаете календари? (настенные, настольные, перекидные, маленькие, отрывные и т. д. Послушайте, я расскажу, как появился календарь. Это было давным – давно. Люди ещё не знали, что Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца, но заметили, что смена времён года происходит всё время одинаково. Тогда человек стал составлять календарь – таблицу на месяц и даже на год. Он делал насечки на камне, на дощечке. Потом учёные придумали таблицы, по которым можно узнать каким днём недели будет любое число любого месяца. Итак, календарь – это счёт больших промежутков времени. Посмотрите, перед вами календарь, определите какой сегодня день, месяц, день недели. Посчитайте сколько в этом месяце суббот? Почему в календаре есть дни, отмеченные красным цветом.

Воспитатель: - Время, как воздух – мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Уже сейчас необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять время, чувствовать его длительность, планировать свою деятельность во времени. Каждый человек должен беречь время. Почему, как вы думаете? (ответы детей). В старину говорили: «Скучен день до вечера, коли делать не чего». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).

А какие вы знаете пословицы о времени? (ответы детей). Объясните пословицы: «Делу время, а потехе час». (Сначала нужно сделать все дела, а потом можно отдыхать). «Век живи, век учись».(человек приобретает знания и совершенствует их в течении всей жизни). Молодцы ребята! Наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? Какие выводы о времени можно сделать после нашего занятия Чтобы вы хотели ещё узнать о времени (ответы детей). Мне очень понравилось, как вы сегодня старались, были внимательными, активными, Но «Делу время, а потехе час».

Публикации по теме:

Доклад на региональном семинаре для работников дошкольных учреждений «Формирование временных представлений у дошкольников» «Время ни на миг не остановишь…», – поется в известной песне. Всем известна пословица: «Делу - время, а потехе – час» В век стремительного.

Проектная деятельность «Какие бывают часы?» Цель проекта: закрепить и углубить знания детей о часах и времени. Задачи: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 19:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Садыкова (УИ 178071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД