Наталия Мищенко
Конспект НОД по ФЦКМ для детей 5–6 лет «Куда улетают птицы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.) , их разнообразии; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь (перелетные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, перелет,размножение).
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.
Образовательные: Знать особенности внешнего вида птиц. Расширять представления о образе жизни, об условиях, необходимых для жизни птиц в теплое и холодное время года.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ для детей 5–6 лет „Куда улетают птицы?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развитие образной памяти. Развивать умение строить высказывание, правильно строить предложение.
Предварительная работа: Беседа с детьми о диких птицах, дидактическая игра «Птицы» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Худ. - эстетическое Материалы: иллюстрации птиц зимующих, перелетных, домашних, письмо.
ХОД НОД: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня очень добрый день! Хоть за окном холодная поздняя осень, но в нашей группе тепло и уютно. (Раздается стук в дверь). Ребята, кто же это мог быть? Давайте, посмотрим?
Дверь открывается. На пороге лежит письмо.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. (Показывает детям). От кого же оно? Сейчас узнаем. Читаем? Читаем.
Письмо:
«Дорогие ребята, у нас беда! Злая колдунья заколдовала всех птиц. Теперь мы незнаем кто из нас должен улетать в теплые края, а кто оставаться зимовать. Помогите нам, пожалуйста. Птицы».
Воспитатель: Вот так беда…Ребята, а мы сможем помочь птицам? (Ответы детей). Конечно, мы с радостью поможем. Давайте вспомним, какие птицы перелетные, а какие зимующие.
Воспитатель читает детям стихотворение - шутку:
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. В гости первый день недели, к нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, прилетели снегири. Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв, стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог, прилетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье, было общее веселье!
Воспитатель: Дети давайте рассмотрим иллюстрации птиц, назовите мне зимующих и перелётных птиц (а какие птицы лишние и почему) Вопросы: - Какие из птиц вам знакомы? - Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке зимой? (воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки) - Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие). - Каких птиц не было видно в последнее время? (грачей, ласточек, стрижей, скворцов). - Куда они делись? (улетели в тёплые края).
- Как называются птицы которые улетают в тёплые края? (перелётные). Почему они улетают? (боятся холодов и голода). - Вспомните,чем питаются птицы? (насекомыми, семенами растений, ягодами).
Воспитатель:- Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
- Как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы) круглый год живут снами? (ответы)
Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. - И всё - таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям. - Дети, а вы помогаете птицам? ( Мы смастерили кормушки и приносим корм: семечки, хлеб, крупу).
Воспитатель читает стихотворение:
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесить на сучок.
И здесь, в саду за домом,
Среди седых ветвей
Готов обед веселый
Для птичек у детей.
Подкармливая птиц, мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Воспитатель: - Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг вы услышите не птицу, то вы будете хлопать в ладоши.
Игра: «Что лишнее» Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи. и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые/. Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!
Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка.»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Воспитатель: - Дети, я вам буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что эта за птица.
Загадки:
1. - В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! /дятел/.
2. - Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. /воробей
3. - Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это. /снегири/.
4. - На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его. /скворец/.
5. - Кто на ёлке, на суку, счёт ведё т: ку - ку, ку - ку! /кукушка/.
Игра: «Отгадай» с мячом
(Воспитатель бросает мяч ребенку называет птицу, ребенок бросает мяч обратно и отвечает перелетная эта птица или зимующая)
Физминутка :Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу,
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем –
Руки отводим назад. Воспитатель предлагает детям превратиться в птичек, поиграть в игру.
П/ И «Птички в гнездышках»
Цель: учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Описание: дети сидят на стульях, расставленных по углам комнаты – это гнездышки. По сигналу птички вылетают из своих гнездышек в середину комнаты и летают (под музыку). По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
Анализ: Воспитатель: - Молодцы, ребята. Мы много рассказали о жизни птиц. Скажите мы смогли помочь нашим пернатым друзьям (ответ)Давайте вспомним, какие птицы перелетные, а какие зимующие. (ответы)