Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

Лобова Наталья Александровна
Конспект НОД по познавательному развитию «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

Тема. Ты Кубань, ты наша Родина!

Цель: продолжать формировать представления о малой Родине, о социокультурных ценностях кубанского народа. Научить с помощью мнемотаблицы обобщать полученные знания.

Задачи:

Образовательные: дать доступные сведения о жизни казаков, расширять словарный запас, учить объяснять содержание пословиц.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Ты, Кубань, ты наша Родина!“» размещена в разделах

Развивающие : развивать эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народным фольклором Кубани, мышление, умение отвечать на поставленные вопросы, мелкую моторику рук. Упражнять в умении согласовывать слова текста с выполняемыми движениями.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам; вызвать желание принять непосредственное участие в происходящем.

Предварительная работа: разучивание пословиц, колыбельных песен, знакомство с народным кубанским костюмом казачки и казака, кубанскими ремеслами, обычаями, убранством хаты.

Оборудование: макет кубанской хаты, предметы быта и убранства хаты, костюмы казачки и казака, детям юбки и кушаки, магнитофон, фонограммы кубанских народных песен, гимн кубани и России, интерактивная доска для презентации.

Словарная работа: курень, казак, казачка, подворье, плетень, град, гимн, герб.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? И я знаю, вы мечтаете хоть на чуть-чуть, ненадолго очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. Ведь так здорово иметь волшебную палочку, цветик-семицветик, шапку-невидимку. А еще хорошо сесть на ковер-самолет или одеть сапоги скороходы и быстро оказаться в нужном месте.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на двести лет назад, в старинную казачью станицу. А для этого я вам приготовила волшебные старинные наряды (юбки, кушаки). Они нам помогут перенестись в далекое прошлое. (Предлагает детям переодеться).

Воспитатель: Какие вы нарядные, настоящие казачата. Закройте глаза и послушайте музыку.

(Звучит казачья народная музыка, дети закрывают глаза. В это время воспитатель переодевается в кубанский наряд.)

Воспитатель: Давайте с вами вместе вспомним и узнаем самые интересные события, которые происходили на Кубани, останавливаясь на различных станциях.

Первая станция «Природа Кубани».

Дети подходят к интерактивной доске. Появляются слайды с картинами природы

(Слайд 2-7).

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которые написал кубанский поэт Иван Варавва :

«Люблю тебя, мой солнечный простор,

Мое неповторимое сказанье:

Размашистые станы синих гор,

Седая даль желтеющей Кубани.

Под камышовой крышей вырос я,

Собрав пути ушедших поколений.

И нет мне в жизни этой забытья,

От дум твоих, от песен и волнений»

И еще одно стихотворение Спиридона Дрожжина:

«Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами

С твоей великою рекой и неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый, герой труда неутомимый.

Среди зимы и в летний зной. Привет тебе, мой край родной!».

Эти стихотворения о Родине. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: (это мой дом, мой станица, моя семья, моя мама и я, моя страна)

Воспитатель: Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город).Родина –это родной уголочек, родная сторона, место, где человек родился, вырос. Мы с вами живем на Кубани. Посмотрите, какая удивительно красивая природа Кубани запечатлена на этих снимках. Это и высокие до небес горы, и реки с прозрачной водой и бескрайние поля. Мы видим, какая красивая наша Кубань. А всегда ли она была такой? Об этом нам расскажет следующая станция.

Вторая станция «История Кубани».

Воспитатель: Ребята, кого вы видите на картинке? (памятник Екатерине 2, в г. Краснодаре.)

(слайд 8-9)

Почему мы вспоминаем о ней? Вот об этом мы сейчас и узнаем. Давайте вспомним, кто такие казаки? Правильно, «казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли. Императрица Екатерины II подписала Жалованную грамоту, в которой она отдала для заселения казакам кубанскую землю за верную службу и для охраны южных границ.

Возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель атаман Захария Чепега.

(Слайд 10)

Приехав на Кубань он сказал казакам : «Здесь граду быть». Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город. Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления.

(Слайд 11)

Следующая станция «Занятия казаков»

Воспитатель: А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали сады, разводили скот.

(Слайды 12-14)

Воспитатель: А еще казаки выращивали пшеницу, а потом дружно её молотили. Давайте покажем, как они это делали.

Динамическая пауза «Молотьба»

Не гром грохочет, не пальба, Перед собой выполнять круговые

Гремит, грохочет молотьба движения согнутыми руками.

Гора зерна растет до неба. Потянуться вверх, стать на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба? Плавное опускание рук.

Шумят, гремят грузовики, Руки на поясе, притопывают ногами

Стучат на мельницах валки. С продвижением вперед.

Гора муки растет до неба. Руки вверх, стать на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба? Плавное опускание рук.

Мне говорят, что спать пора, Присесть, руки под голову.

Но не усну я до утра: Встать.

Мне поглядеть бы хоть немножко. Ходьба на месте.

Как мама будет печь лепешки. Имитация лепки лепешек

Когда убирали хлеб с полей, наступали дни отдыха. Все собирались на самом видном месте – на поляне у реки и праздновали – пели, танцевали и играли в казачьи игры. Вы хотите поиграть?

Игра: «Перетяжка».

Играющие делятся на две группы. Ведущий одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Ведущий другой группы берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Следующая станция «Быт казаков».

Воспитатель: «Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала вам стихотворения Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не собирались отсюда уходить, это была их земля, их дом, их Родина. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Как вы думаете, из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

(Слайд 15)

Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не падал, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво

(слайды 16-17)

Воспитатель: Почему нашу Кубань называют хлебосольной? (Потому что на Кубани много хлеба. На полях выращивают много пшеницы). Правильно, у нас принято встречать гостей с хлебом и солью, принимаем с радостью, вот поэтому и называют Кубань хлебосольной. Казаки всегда славились своим гостеприимством. Ребята, а какие вы знаете пословицы о кубанском гостеприимстве? (Ответы детей.)

1. «Что есть в печи – все на стол мечи».

2. «Не красна хата углами, а красна пирогами».

3. «Умей в гости звать, уметь угощать».

Воспитатель: Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Ответы детей).

Воспитатель: Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Как вы думаете, почему его так назвали? (ответы детей).Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться. Давайте и мы с вами превратимся на минуточку в казаков и поможем им строить города и станицы.

Игра «Курень» :

Ставятся 4 стула, на них лежат платки или шали. Вокруг стульев встают дети по 4-5 человек. Под музыку дети двигаются врассыпную или танцуют, как только музыка заканчивается, они подбегают к своему стулу и поднимают платок над головами, делая крышу «курень».

Воспитатель: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворье. Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев. Посмотрите, здесь в одном месте плетень сломался. Что же делать? Может поможем? (Воспитатель раздает детям по прутику и они плетут один большой плетень.)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вот видите, если работать дружно, сообща и не ссорясь, то любое дело по-плечу. Я думаю, наш плетень очень понравился бы казакам.

Следующая станция «Символы нашего края».

Воспитатель: Давайте вспомним в каком крае мы живём? (ответы детей). Какой главный город в Краснодарском крае?

Воспитатель: Как вы уже знаете, ребята, у каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Есть они и на Кубани. Ребята, так чем же отличаются края и области нашей России?

Дети: (размером, гербом, гимном, флагом)

Воспитатель: - Всё правильно. Каждый край имеет свою символику. Символика – это отличительные знаки.

Воспитатель: Давайте поговорим о символах Кубани. Флаг является отличительным знаком нашего края. Флаг – это полотнище определённого цвета, прикреплённое к древу. (Показывает флажок).

B оспитатель: А теперь посмотрите на флаг, который находится перед вами. Он является символом Краснодарского края.

(Слайд18)

Воспитатель: Какие цвета мы видим на полотнище кубанского флага?

Дети: Синий, малиновый, зелёный.

Воспитатель: Что вам напоминает синяя полоса?

Дети: Небо, реки, моря.

Воспитатель: Малиновая полоса?

Дети: Цвет солнца, огня, тепла.

Воспитатель: Зелёная полоса?

Дети: Леса, поля, луга.

Воспитатель: Правильно, ребята, флаг состоит из трё х горизонтальных полос: верхней - синего цвета, средней - малинового и нижнего - зелёного цвета. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте - золотым цветом.

Воспитатель: Ребята! Где можно увидеть флаг Кубани?

Дети: Мы можем увидеть их на здании школы, детского сада.

Воспитатель: Перед вами, ребята, герб Кубани.

(Слайд 19)

На зеленом щите изображена крепость, говорящая о военных заслугах Казачества. Щит окружают знамена, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу. На полотнище, расположенные посредине, - буквы РФ, означающие, что наш край входит в состав Российской Федерации.

Воспитатель: Ребята! А где мы можем увидеть герб?

Дети: На монетах, на важных документах!

Воспитатель: Герб нужен стране, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и для печатей, подтверждающих подлинность важных документов. Государственный герб устанавливают на границе. Гости приезжающие из других краёв и областей нашей России видят герб и флаг на границе Краснодарского края.

Воспитатель: Третий, отличительный символ, гимн — это торжественная песня. Когда звучит гимн, его слушают стоя. /включается аудиозапись гимна, дети встают/.

Воспитатель: Что мы сейчас слушали?

Дети: Гимн России.

Воспитатель: У нас в Краснодарском крае тоже есть свой гимн. Он был написан в годы войны, вдали от дома, полковым священником Константином Образцовым около ста лет тому назад. Гимн называется «Ты, Кубань, ты – наша Родина. Слово Гимн означает торжественная песня. Когда звучит Гимн все встают.

Прослушивание Гимна в исполнении Кубанского казачьего хора «Кубань, ты наша Родина». (Дети слушают отрывок гимна стоя.)

«Ты, Кубань, ты наша Родина

Ты, Кубань, ты наша Родина!

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

Из далёких стран полуденных,

Из турецкой стороны

Бьём тебе челом, родимая,

Твои верные сыны.

О тебе здесь вспоминаючи,

Песни дружно мы поём.

Воспитатель: Дорогие ребята, у кубанских казаков, как и у другого народа, есть своя, богатая культура, свои обычаи, обряды и традиции. Казаки жили, растили хлеб, охраняли свои земли, но всех их связывало одно – Родной край, символы которого – Герб, флаг и Гимн.

Рефлексия

Воспитатель: Итак, ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много нового. А теперь с помощью вот этой МНЕМОТАБЛИЦЫ мы еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили. (См. приложение 1).

Молодцы, очень хорошо сегодня работали Даниил, Рита, Маша. Плетень лучше всех получился у Алеши и Димы. Настя хорошо знает слова гимна Кубани. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. А теперь пора отправляться в будущее. Но главное, когда вернемся, чтобы вы не забывали о прошлом, уважали своих предков и еще больше стремились познать историю своего народа и любили свою Родину еще сильнее.

Список использованных ресурсов:

1. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани – Краснодар : Сов. Кубань. Выпуск 2: Песни черноморских казаков. – 1997. – 586 с.

2. Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой родине. – Краснодар: «Традиция», 2007. – 64 с.

3. Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997.

4. Бондарева. Н. А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006.

5. Маслов. А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. - Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.

6. Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.

7. Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н. И. Бондаря. Т. 1. – Москва-Краснодар, 2002.

8. Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли. - Краснодар, 2005.

9. Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка. - Краснодар, 2003.

Публикации по теме:

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Конспект НОД по познавательному развитию и конструированию в разновозрастной группе «Моя малая Родина — мое село» Цель: развитие чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - ознакомление детей с понятиями: большая и малая Родина; обогащение.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Кубань -жемчужина России" Программное содержание: Уточнить знания о.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Россия — Родина моя» Тема: «Россия – Родина моя!» Цель. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины.

Конспект НОД по познавательному развитию «Родина-мать — умей за неё постоять» в подготовительной группеКонспект НОД по познавательному развитию «Родина-мать — умей за неё постоять» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Родина – мать, умей за неё постоять» Задачи: Формировать представление.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кемерово — мой город. Моя малая Родина»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кемерово — мой город. Моя малая Родина» Цель: формирование патриотических чувств у старших дошкольников к родному городу. Задачи: 1. Раскрыть историческое понятие «город». 2. Расширить.

Конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина — посёлок Новоилимск»Конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина — посёлок Новоилимск» Цель: Расширение представлений о родном посёлке; воспитание патриотических чувств. Задачи: Образовательные: Уточнить знания о названии посёлка.

Конспект ООД по развитию речи «Наша Родина — Россия» в подготовительной логопедической группеКонспект ООД по развитию речи «Наша Родина — Россия» в подготовительной логопедической группе Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей возрастной группе «Моя Родина, мой город Москва»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей возрастной группе «Моя Родина, мой город Москва» Цель: Формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников; расширять и закреплять знания детей о стране, городе в котором они.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Ты, Кубань, ты наша Родина!»
Опубликовано: 4 октября 2022 в 21:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД