Любовь Зайцева
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание патриотизма через приобщение детей к русской народной культуре, развитие познавательной активности детей.
Программные задачи:
1. Образовательные:
• познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка;
• закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан);
• формировать интерес и любовь к народному творчеству;
• закреплять знание основных цветов (красный, желтый).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• закрепить умение различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;
• активизировать словарь: нарядная, русская игрушка, Матрёшка.
2. Развивающие :
• развивать зрительное и слуховое внимание;
• развивать познавательный интерес;
• развивать эстетическое восприятие,
• двигательную активность,
• умение выполнять движения под музыку.
3. Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;
• формировать интерес и любовь к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка».
Материал и оборудование: ёлочка, заяц,матрёшка, корзина ноутбук, аудиозапись русской народной песни, разноцветные шарики – «бусы», емкости для сбора шариков, клип «Мы веселые матрешки», косынки для танца, трещотки,ложки.
Методы и приемы организации НОД:
Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).
Наглядные методы обучения: игрушка Матрёшка
Использование ИКТ: работа с ноутбуком, аудиоматериалами.
Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.
Ход НОД:
Звучит музыка, дети сидят на стульях, на ковре.
Воспитатель:
- Посмотрите-ка ребята, к нам сегодня Зайка Серый в гости пожаловал. Сейчас он нам расскажет, где же он был, к кому в гости ходил.
Звучит запись народной потешки «Шел я полем, шел леском …»
Дети слушают диалог:
«-Зайка, серенький, где ты был-побывал?
-Был в городе, да на славной площади.
-Зайка, серенький, кого видал-повидал?
-Видел девочек хороших, видел девочек пригожих, Аннушку, да Марьюшку, да Катеньку, лучше всех.
- Заинька, серенький, они звали ли тебя?
-Звали. Аннушка – на часок, Марьюшка – на денек, Катюшенька - удала на недельку звала.
-Заинька, серенький, кормили ли тебя?
- Аннушка – блинами, Манечка – пирогами, Катюшенька – удала кашу с маслицем дала.
-Заинька, серенький, уложили ли тебя?
-Аннушка под лавочку, Манечка – на лавочку, Катюшенька –удала подушечку подала»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, у кого в гостях побывал наш Зайка?
Ответы детей: у подружек, сестричек, девочек.
Воспитатель:
-Вы все, конечно, правы, но чтобы нам действительно узнать, у кого ещё в гостях побывал наш Зайка, давайте отгадаем загадку:
«Жёлтый шёлковый платочек,
Красный сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…»
Дети: -Матрешка
Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня к нам в гости «пришла» очень необычная игрушка – матрешка.
Рассматривание Матрёшки.
Давайте-ка мы с вами с ней поближе познакомимся.
Воспитатель достает из корзины расписную фигуру матрешки, показывает детям и говорит от лица героини:
-«Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в дружна.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая.
А на голове платок, словно яркий цветок.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите какая Матрешка красивая. (любуются матрешкой).
-А вам нравится Матрешка?
Матрёшка и красивая, и нарядная.
У матрешки круглое лицо, румяные щечки, она улыбается.
Матрешка добрая и веселая игрушка.
У нее есть красный сарафан, фартук, белая кофточка, на голове желтый платочек.
/Воспитатель показывает, где у матрешки сарафан, фартук, кофточка, платочек. /
Воспитатель: Одежда у матрешки яркая и вся украшена цветами и листочками, ягодами.
/Воспитатель показывает узоры на матрешке. /
Воспитатель: Матрешка вырезается из дерева, затем художник расписывает ее разноцветными красками.
Эту игрушку делают только у нас в России. Это самая любимая у нас в стране русская народная игрушка.
-Молодцы. Я вижу, всем вам понравилась Матрешка, а теперь давайте отдохнем и проведем физкультминутку.
Динамическая пауза «Куколка-матрешка».
/Дети выполняют соответствующие движения. /
Куколке-матрешке
Строим дом хороший, /стучат кулачками/
Вот такой высокий, /руки вверх/
Вот такой широкий. /руки в стороны/
В дом вошла матрешка, /шагают /
Наша кукла-крошка
Весело там пляшет/наклоны в стороны/
И платочком машет.
Воспитатель: Садитесь дети на стулья.
Читает стихотворение А. Кулешовой «Кукла славная матрешка»
«Кукла славная - матрешка,
Где - же ручки, где - же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки,
И на сарафане.
Вот матрешка – мама,
/воспитатель открывает первую матрешку и ставит ее на стол/
Вот матрешки – дочки
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
Маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!»
/Воспитатель открывает всех матрешек и ставит их на стол в ряд от самой большой до самой маленькой. /
Воспитатель: Видите, в матрешке есть еще такая же, только поменьше, и еще одна – меньше и т. д. и вот самая маленькая.
/Воспитатель проводит рукой от самой маленькой матрешки до самой большой. /
Воспитатель: Вот сколько дочек спряталось в матрешке! Они все похожи друг на друга. У всех есть красный сарафан, желтые платочки и белый фартучек.
Это какая матрёшка? /Показывает на самую большую/
Дети: Большая.
Воспитатель: А это какая? Поменьше.
Воспитатель: А это какая?
/Показывает каждую матрёшку, показывает на самую маленькую. /
Дети: Маленькая.
Воспитатель: А теперь давайте соберём матрешек обратно, и вы мне поможете.
/Дети подходят к столу и складывают матрешку. /
Воспитатель: — Дети, Матрёшка огорчилась. Что же случилось?
Матрёшка рассыпала бусы. А они перемешались с другими бусинами.
А бусы у Матрёшки такого же цвета как сарафан.
Значит, какого цвета будем искать бусины?
Ответ детей (красные).
— Давайте разберём и разложим по цвету бусины в эти коробочки.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
/Дети раскладывают цветные шары в коробочки соответствующего цвета-
Сначала красные,затем жёлтые/
Воспитатель: Матрёшка очень рада,что вы помогли ей найти бусы, говорит вам спасибо. Молодцы!
Рефлексия.
-Девочки, вы хотите превратиться в матрешек? Становитесь в круг.
Раз, два, три- все девочки матрешки, посмотри.
А мальчики нам помогут – подыграют.
Клип «Мы веселые матрешки»)
Девочки с воспитателем исполняют танец «Мы матрешки, вот такие крошки», мальчики играют на шумелках.