«Уши». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Уши"
Программное содержание:
Создать условия для реализации детьми исследовательской деятельности;
Добиться усвоения знаний о строении ушей человека, его роли для ориентировки в пространстве; формировать причинно-следственные отношения (не надел шапку – простудил ухо);
Публикация «„Уши“, Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Уши, органы слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Совершенствовать понимание смысла пространственных отношений (верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый, центральный); умение ориентироваться на плоскости;
Обеспечить развитие умения анализировать;
Способствовать развитию речи детей как средства общения; поощрять попытки детей делиться впечатлениями;
Формировать умение определять направление звука. Способствовать развитию направленности слухового внимания. Закрепление артикуляции звуков «з - с».
Способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков; формировать элементарные представления о здоровом образе жизни, о полезных и вредных для здоровья человека факторах;
Развивать интерес к творчеству; формировать умение вырезать одинаковые детали по контуру из картона.
Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.
Стульчики стоят полукругом перед экраном.
(Слайд 1 - заставка).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями. Садитесь, пожалуйста. Встаньте. Наклонитесь. Садитесь.
Ребята, почему вы выполнили, то, что я говорила? (Услышали команду).
Воспитатель: Скажите, что помогло вам услышать мои команды? (Уши). А как вы думаете, для чего они нужны? (Слышать приближение опасности, гудок машины, рычание зверя, слышать речь других людей и общаться с ними, слышать музык, звуки природы, по звуку узнавать предметы и др.).
(Слайд 2 - загадка).
Шум дождя оно поймало,
Утра тихое начало,
Мамин голос, папин шаг.
Слышит, если что не так!
Воспитатель: Давайте, поразмышляем, что было бы, если бы у человека не было ушей. (Рассуждения детей).
Сейчас мы это проверим.
Воспитатель: Я вам буду говорить, а вы закройте одно ухо (Воспитатель произносить звук). Теперь закройте другое ухо (Воспитатель снова произносит звук). А сейчас закройте оба уха.
Вывод: С закрытыми обоими ушами ничего не слышно. А с закрытым од-ним ухом слышно хуже.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что слышишь?». Сейчас про-звучат звуки, слушайте их внимательно, а потом скажете, какие звуки вам знакомы. (Слайд 3 - звуки).
Какие звуки вы слышали? (Шуршание, стук, журчание воды, скрип, лай собаки).
(Слайд 4 - пустой).
(Слайд 5 – повтор звуков).
Вывод: Ушами мы можем услышать много разных звуков: красивых и не очень, громких и тихих, звонких и глухих.
Воспитатель: Ребята, слышите? (Слайд 6 – почта). Нам пришло электронное письмо. (Слайд 7 - портреты). На первый взгляд это обычные портреты, но что-то в них не так. Помогите разобраться. Необходимо выбрать портрет, на котором уши расположены правильно.
Вывод: Конечно, у человека два уха и расположены они по бокам головы, чтобы слышать с обеих сторон. (Слайд 8 - портрет).
Воспитатель: Мы знаем, что у человека два уха. Проверьте это. (Дети считают свои уши).
Но на самом деле это не совсем так – каждое ухо состоит из трёх частей и называются они: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Посмотрите на уши своих товарищей – всё, что вы видите снаружи – это наружное ухо. Наружное ухо мы моем по утрам.
Среднее и внутреннее ухо находятся глубоко в голове.
Посмотрим, как звук путешествует по нашему уху.
(Слайды 9 - 20).
Воспитатель:
Сейчас я покажу вам,как звук путешествует в нашем ухе.
Вот ушная раковина уловила звук и направила его в слуховой проход. Звуковая волна движется по наружному уху. На границе наружного и среднего уха находится перегородка – звуковые волны попали на неё и она задрожала, как барабан. Поэтому её так и называют – барабанная перепонка.
Барабанная перепонка передаёт звуковые волны малюсеньким косточкам, которые называются: молоточек, наковальня и стремечко. Косточки пере-дают звуковые волны в «приборчик», который по своему виду похож на улитку.
А вот улитка передаёт в мозг звуковые сигналы по нервам, как по дорожкам. Как только мозг получил звуковые сигналы, мы понимаем, что услышали звук.
Воспитатель: Ребята, вы рассмотрели, как устроено ухо. Теперь ответьте на мой вопрос. Говорят «В одно ухо влетело – в другое вылетело». Такое возможно?
(Слайд 21 – 22 - чебурашка).
Воспитатель: Конечно, нет. Уши не связаны между собой. Оба уха связаны только с мозгом человека.
Воспитатель: С помощью ушей мы можем слышать большое количество звуков. А сейчас мы постараемся выяснить, откуда звук. Мы поиграем в игру «Угадай, где звук?».
Встанем в круг:
У Слона большие ушки, (дети широко разводят руки)
Чуть поменьше ушки Хрюшки, (ладошки у головы)
И у маленькой Норушки -
Премалюсенькие ушки. (у головы указательные пальчики)
Воспитатель рукой указывает на ребёнка, который произносит звук «с» или «з».Водящий определяет, откуда слышен звук.
Воспитатель: Теперь садитесь на ковёр.
Вы знаете, человеку, чтобы быть здоровым, необходимо выполнять зарядку и заниматься спортом. Для здоровья так же полезно делать массаж.
Я вас научу делать массаж ушной раковины:
•Возьмитесь аккуратно пальцами за мочку и потяните вниз 10 раз. Затем вверх 10 раз, и назад тоже 10 раз.
Сильно тянуть не надо! Наша задача – почувствовать приятное тепло, а не оторвать ушки.
•Помассируем ушную раковину ладонями круговыми движениями 10 раз вперёд и 10 раз назад.
•Теперь крепко прижмём ладони к ушам и резко их отведём – 10 раз.
•Помассируем козелок круговыми движениями.
•Обхватите свои ушные раковины средним и указательным пальцами и лёгкими скользящими движениями, но тем не менее, достаточно энергично разотрите их сверху вниз.
•И теперь разотрём ушную раковину ладонями.
Если уши стали тёплыми и покраснели, значит к ним прилила кровь – вы сделали хороший массаж.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Правильно – не правильно». У нас есть две доски и картинки – как правильно и как не правильно обращаться с ушами. Посмотрите на них и расположите, пожалуйста, в нужном месте. (Правила здоровья ушей).
Молодцы, вы знаете, как сберечь здоровье ушей.
Воспитатель: О здоровье ушей беспокоятся все люди. Есть даже специальный день в календаре, который так и называется «Международный день охраны здоровья уха и слуха». (Слайд 23 - дата). Он будет отмечаться совсем скоро – 3 марта.
А в городе Пермь даже установили памятник. Он называется «Пермяк – солёные уши». (Слайд 24 - памятник).
Воспитатель: Но уши есть не только у человека. (Слайд 25 – животные). Каких животных вы видите? (Ответы детей). И это ещё не все животные, у которых есть уши. Каких знаете вы?
Воспитатель: У животных уши больше, чем у человека и они подвижные. Как вы думаете, для чего так природой задумано? Конечно, что бы животные могли улавливать звук, не поворачивая голову. А благодаря тому, что уши у животных большие – они лучше слышат.
Хотите слышать, как животные? Тогда садитесь за столы, я вас научу.
Сначала необходимо вырезать по контуру уши, затем раскрасить их в цвет понравившегося животного. А после этого соединим степлером концы ушей. Уши готовы.
(Слайд 26 – животные, музыка).
Воспитатель: Ну, а сейчас я проверю, хорошо ли вы меня слушали. Скажите, пожалуйста, о чём мы сегодня говорили?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы всё хорошо слышали и запомнили.