Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «История «солнечного камня»

Ольга Рощина
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «История «солнечного камня»

Тема: «История «солнечного камня»

Программное содержание: Уточнить знания детей о том, что смолу выделяют хвойные деревья. Познакомить с образованием янтаря. Расширить знания о янтаре, как «зоологической и ботанической книге древности», об использовании янтаря человеком. Показать, какие украшения делают из этого камня. Формировать умение сравнивать предметы и на этой основе делать выводы. Вызвать эмоциональный отклик и эстетические чувства от «общения» с янтарём. Воспитывать добрые чувства по отношению к близким людям, желание проявлять о них заботу.

Оборудование: «Смоляной человечек» (сделан из сосновых и еловых шишек, коллекция янтаря, украшения из янтаря, канифоль, кора лиры, берёзы, ели и сосны с каплями смолы, видеофильм о том, как насекомые попали в янтарь, картинки с «янтарными пленниками», лупы, стакан с водой, соль.

Методические приёмы: сюрпризный момент, опытная и исследовательская деятельность, рассматривание, рассказ воспитателя, просмотр видеофильма, иллюстраций.

Интеграция ОО: коммуникация, художественное творчество, физическое развитие, здоровье.

Ход занятия: Ребята, сегодня нас с вами к себе в гости пригласил Смоляной человечек. Он живёт в лесу, помогает людям познать природу и подготовил нам какой-то сюрприз. Принимаем его приглашение? Тогда идём в лес!

В группе расставлены несколько ёлочек, деревца – это лес. На пеньке лежит кора лиственных и хвойных деревьев.

- Что это? Правильно, это кора деревьев. Как вы думаете, кора каких деревьев лежит перед вами? Да, это кора берёзы, а это – кора сосны. Как вы догадались? (по запаху)

- На коре каких деревьев есть смола? Как можно назвать деревья, внутри которых живёт смола? (хвойные) Подумайте, зачем им нужна смола? (смолой затягиваются ранки на стволе дерева) Почему смолу называют живицей?

- Правильно, смола рождается и живёт в стволах хвойных деревьев и лечит их раны; её аромат убивает микробов – дышать лесным воздухом очень полезно.

- Вот мы и подошли к мастерской Смоляного человечка. А вот и он, сам встречает нас, да не с пустыми руками! Посмотрите, какой он для нас приготовил сюрприз.

Показываю детям канифоль.

- Это канифоль. Повторите, что это? (хоровые и индивидуальные ответы)

- Если смолу сильно нагреть, она закипит и становится прозрачной и текучей. А постоит некоторое время - затвердеет и превратится в канифоль.

- Пройдём в мастерскую Смоляного человечка и попробуем нагреть канифоль на плитке. Что вы почувствовали? Запах чего напоминает вам запах канифоли? Да, так пахнет смола.

- Как по-вашему, что случится со смолой, если она очень долго пролежит под землёй? Она превратится в камень. Такой камень называется янтарём. Повторите.

- Но смола превратится в янтарь только в том случае, если, затвердев, попадёт в воду – желательно в озеро или море.

- Смоляной человечек приготовил нам сегодня янтарь, чтобы мы смогли хорошо его рассмотреть.

Дети садятся за столы. Раздаю им янтарь и лупы.

- Возьмите янтарь на ладошку. Полюбуйтесь, как он «переливается», «играет» на солнышке. Какого он цвета? На что похож? Подумайте, почему янтарь называют солнечным камнем, золотом севера, сияющим камнем? Какие ещё можно придумать красивые имена для янтаря?

- Легенда гласит: рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Проверим это утверждение? Возьми, Катя, стакан с водой из-под крана и опусти в него кусочек янтаря. Что произошло? Янтарь утонул.

- Какая на вкус вода в море? Верно, солёная. И мы хорошо посолим воду в стакане. Что вы видите? Янтарь всплывает. Значит, янтарь легче солёной морской воды.

- Возьмите лупы и рассмотрите сквозь них свои камешки. Что можно увидеть внутри янтарных камешков?

- Янтарь – «зоологическая и ботаническая книга древности». На её страницах учёные обнаружили около трёх тысяч видов насекомых: муравьём, мух, бабочек, жуков, а также веточки сосен, иголки пихты, беличью шерсть, отпечатки лапок и перьев дрозда. Найдена даже ящерица, жившая 35 миллионов лет назад.

Показываю картинки с «янтарными пленниками».

- Посмотрите, здесь изображены некоторые из «янтарных пленников». Подумайте, как они могли попасть внутрь твёрдого камня?

Просмотр видеофильма о том, как насекомые попали в янтарь (или рассказ педагога).

- Теперь вам понятно, как насекомые попали в янтарь? Жалко насекомых, утонувших в янтаре? Какие животные могут утонуть в янтарной лужице? А какие нет? Почему?

- Янтарь – окаменевшая смола древних деревьев, внутри которой можно найти пузырьки воздуха, листочки, насекомых. А вот один наш знакомый паучок очень осторожно ползает по хвойным веточкам. Давайте расскажем о нём Смоляному человечку.

Физминутка «Паучок ходил по ветке»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил –

Паучков на землю смыл.

Солнце стало припекать,

Паучок ползёт опять.

А за ним ползут и детки,

Чтобы погулять на ветке.

- Смоляной человечек приготовил для нас ещё один сюрприз.

Показываю украшения из янтаря.

- Янтарь обладает замечательными свойствами. Говорят, если грустный человек примерит янтарное украшение, в его глазах сразу поселяется радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают. Если янтарь бросить в огонь, он загорится, источая аромат, похожий на запах пахучей смолы ладана. Раньше янтарь так и называли – морской ладан. Его запах изгонял из домов мух и комаров, лечил кашель. В старину считали: подарить янтарь, значит, пожелать силы, здоровья, долголетия, красоты и счастья.

- Хотите сами сделать янтарное украшение? Тогда за работу!

Предлагаю детям янтарные камешки, кусочки проволоки, бусинки. Ребята делают колечко или браслетик, помогаю по мере необходимости.

- Молодцы! Замечательные украшения получились! Можете подарить их своим самым близким людям, тем, кому хотите пожелать здоровья, счастья и красоты.

В конце занятия дети любуются готовыми янтарными украшениями, примеряют их.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность «В гости к хозяйке Медной горы» с детьми средней группы Цели и задачи: Закрепить знания детей об объектах неживой природы. Познакомить с камнем, рожденным деревом – солнечным янтарём: цвет, происхождение,.

Солнечный камень2. Музей Янтаря в КалининградеСолнечный камень2. Музей Янтаря в Калининграде На западном берегу России расположен город Калининград. Здесь,на берегу живописного озера, в старинной крепостной башне есть уникальная.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «История «солнечного камня»
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 20:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому...
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и...
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,...
Фотоотчет «Гжельская роспись»
Что же такое гжель? Как объяснить детям чтоб стало понятно такое новое слово "Гжель". Набрав материала, наглядного пособия я выбрала самый простой способ...
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте»
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте....
«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога» Выступление на городском...
На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка педагогов к...